Система категорий этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 14:02, контрольная работа

Описание работы

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:
- вопросы о том, как должен поступать человек;
- теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, её проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии".

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………3
Тема 2. Мораль и право в системе юридических знаний
2.Специфика норм морали……………………………………………………………………..4
Тема 3. Система категорий этики
1.Особенности этических категорий………………………………………………………......5
Тема 4. Культура чувств и поведения юриста
5.Показатели профессионально-нравственной деформации…………………………………6
Тема 6. Деловой имидж юриста
5.Одежда как элемент имиджа юриста……………………………………………………...…7
Тема 8. Этика правоприменительной деятельности
2.Деятельность сотрудников милиции и проблемы этики…………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………...14
Список использованной литературы……………………………………………………….....15

Файлы: 1 файл

этик.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………………………3

Тема 2. Мораль и право в системе юридических  знаний

2.Специфика  норм морали……………………………………………………………………..4

Тема 3. Система категорий этики

1.Особенности этических категорий………………………………………………………......5

Тема 4. Культура чувств и поведения юриста

5.Показатели  профессионально-нравственной деформации…………………………………6

Тема 6. Деловой имидж юриста

5.Одежда  как элемент имиджа юриста……………………………………………………...…7

Тема 8. Этика правоприменительной деятельности

2.Деятельность  сотрудников милиции и проблемы  этики…………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………...14

Список  использованной литературы……………………………………………………….....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Введение

 

Этика – это философское учение, объектом изучения которого является мораль. В этике можно выделить два рода проблем:  
- вопросы о том, как должен поступать человек; 
- теоретические вопросы о происхождении и сущности морали. 
Исходя из первого рода проблем, становится очевидной практическая направленность этики, её проникаемость во все сферы бытия, за что она и получила название "практической философии". Практическое значение этики проявляется в первую очередь в сфере человеческого общения, важной составляющей которого является общение людей в процессе совместной деятельности. Совместная деятельность людей не может быть нейтральной по отношению к нравственности. Исторически мораль, а не право, была первой формой регуляции отношений между людьми. Особое значение эта форма регуляции деловых отношений приобретает в демократическом обществе, в котором отсутствует жесткий контроль государства за хозяйственной и иной деятельностью людей. Именно поэтому роль профессиональной этики особо важна. 
 
...Личность характеризуется не только тем,  
 
что она делает, но и тем, как она это делает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Мораль и право в системе  юридических знаний

2.Специфика  норм морали

 

Само слово (термин) "мораль" восходит к латинскому слову "mоrеs", которое можно перевести как "нрав", "обычай", "характер". В этом плане слово "нравственность" является своеобразной калькой слова "мораль". И неслучайно и в повседневном общении, и в научной литературе слова "мораль" и "нравственность" употребляют как синонимы.  
Мораль представляет собой довольно сложное явление. Рассмотрение различных граней этого явления будет осуществляться на протяжении всего курса. Сейчас же попытаемся дать самое первое, во многом предварительное понятие морали для того, чтобы иметь какие-то исходные позиции для анализа последующих вопросов.  
В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность правил, норм поведения, которые регулируют, направляют действия людей. Но подобное определение выявляет специфики морали, ибо таким же образом можно охарактеризовать и право, и требования санитарии, и правила техники безопасности и др. Следовательно, прежде всего необходимо выделить специфику норм морали. Особенность морали заключается в том, что ее предписания носят универсальный, общечеловеческий характер и применимы в самых различных жизненных ситуациях. Практически везде, где живет и действует человек. Последнего не скажешь, например, о нормах права, в компетенцию которых не входит довольно широкий спектр поступков (например, опоздание на лекцию, бестактность и др.). Во-вторых, моральные нормы опираются на авторитет общественного мнения и на нравственные убеждения отдельного человека. Следует отметить, что норм морали достаточно много: от самых простейших, требующих деликатного обращения с окружающими до норм, предельно обобщенных, норм-принципов — уважай старших, не убий, не кради и т. д.  
Однако представление морали совокупностью норм, правил страдает определенной ограниченностью, ибо, во-первых, сами нормы требуют определенного обоснования, "оправдания" (почему нельзя красть?!), во-вторых, в конкретных ситуациях требования различных норм может вступать в противоречие друг с другом (например, хулиган преследует женщину и просит у встречных сказать, в какую сторону она побежала. Должны ли эти встречные говорить правду, как требует определенное правило? Всегда ли обязан говорить всю правду своему пациенту врач?). Наконец, надо иметь в виду, что возникающие жизненные ситуации бывают столь многообразными, противоречивыми, что на каждый случай нормы не придумаешь, ибо их потребовалось бы "несчетное" множество. Следовательно, в нравственной жизни должны быть определенные авторитетные ориентиры — Высшие Ценности, которые и цементировали бы, направляли нравственную жизнь общества и личности, были бы своеобразным компасом в повседневном моральном творчестве. То, что моральное поведение представляет собой не механическое исполнение какого-то набора предписаний, легко обнаруживается в повседневном общении людёй. Одних мы встречаем с улыбкой, а других — подчеркнуто сухо, холодно.  
Что же можно отнести к Высшим Ценностям? Очевидно, саму человеческую жизнь, которая ассоциируется с гармонией, порядком, свободой, а противоположное — смерть — с несвободой, разложением, дисгармонией. Конечно, стоит задуматься над замечаниями тех философов, которые осуждают малодушие, предательство, подлость, при помощи которых некоторые люди пытаются в экстремальных ситуациях сохранить себе жизнь. Однако следует признать, что подобные ситуации — скорее те исключения, которые подтверждают правило.  
Таким образом, в морали наряду с самыми разнообразными нормами существует слой высших ценностей — жизнь, свобода, уважение чести и достоинства каждой человеческой личности. (Более подробно в последующих лекциях.)  
Следует подчеркнуть, что именно Высшие Ценности наполняют нашу повседневную жизнь полнотой и духовностью, особым смыслом. Быть вежливым может быть и индивид, с ограниченными устремлениями, и даже преступник. Но вести полнокровную, высоконравственную жизнь в состоянии только тот человек, который соразмеряет свои действия и помыслы с Высшими Ценностями. Что такое духовность, о которой в последнее время много говорят? Пожалуй, наиболее четко эту проблему поставило христианство, которое, как правило, говорит о трехчастном строении человека: тело, душа и дух. Душа нередко "обслуживает" тело, устремлена на земные радости, радости общения с природой, другими людьми (душевность). Дух же всегда устремлен к Богу, к Высшему. У истинно Верующего человека, считают религиозные проповедники, дух господствует и над душой, и над телом. Если рассуждения богословов "перевести" на светский язык, то под духовностью следует понимать стремление человека соотнести свое конечное во времени и пространстве существование с Вечностью, выйти за границы своего бытия. Именно эти устремления наполняют нравственную жизнь высоким смыслом, а саму мораль выводят за рамки упрощенных представлений, предохраняют от сведения ее к набору простейших правил поведения1.

 

 

 

Тема 3. Система категорий этики

1.Особенности этических категорий

 

Как и всякая наука, этика располагает богатым  арсеналом категорий. Именно они наряду с законами, принципами, методами составляют основу содержания любой науки. Само слово "категория" греческого происхождения. Им обозначаются наиболее общие понятия, отражающие существенные стороны действительности. Это — узловые пункты человеческого познания.

По аналогии можно сказать, что категории  этики — это наиболее общие понятия, отражающие самые существенные стороны и моменты морали и составляющие теоретический аппарат этики как науки. Категории этики — это образования духовного, идеального порядка, которые существуют и оформляются на теоретическом уровне нравственного сознания. Они есть не что иное, как субъективное отражение нравственной стороны бытия, и представляют собой систематизированное, научно обоснованное, теоретическое знание о морали как социальном явлении.

Вместе с  тем следует сказать, что отражение  моральных явлений осуществляется не только на теоретическом, но и на уровне обыденного сознания в виде конкретных чувств, представлений, симпатий и антипатий, иллюзий и т.п. При этом и на том и на другом уровнях отражаемое фиксируется в одних и тех же словах. Например, есть категория долга, а есть и представление индивида о том, что такое долг.

Говоря о  категориях этики, следует сказать  о том, что они выполняют и  некоторые "служебные" функции  самой науки. Во-первых, они являют собой бесконечные ступеньки  познания морали как сферы общественных отношений. Во-вторых, категории этики представляют собой своеобразный инструмент познания. В-третьих, этические категории — это форма движения, развития морального познания от сущности первого-порядка к сущности второго порядка и т.д.

Центральными  понятиями морального сознания и  основными категориями науки  этики с древнейших времен являются добро и зло. Они являются наиболее обобщенной формой оценки и разграничения нравственного и безнравственного в поступках отдельного человека, деятельности больших социальных групп, а также крупных исторических событий. Наличие необходимых благ — непременное условие существования общества и человека, их развития и совершенствования. Материальные блага — это, прежде всего, пища, одежда, жилье, средства передвижения и др. В качестве духовных благ выступают духовные ценности: познание, образование, предметы культурного потребления, нравственные ценности, красота и т.д.

Добро (благо) отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. В современной этике добро раскрывается в нескольких различных, но тесно взаимосвязанных аспектах: а) добро как моральное качество поступка; б) добро как совокупность положительных принципов и норм морали; в) добро как нравственный мотив и нравственная цель поступка; г) добро (добродетель) как моральное качество человека, которое выражается в таких понятиях, как добросовестность, ответственность, единство слова и дела и т.д.

Формы проявления добра и добродетели многообразны и в принципе присущи всякому  человеческому позитивному качеству, поведению или поступку. Например, в отношении к труду — это добросовестность, самоотверженность, точность, аккуратность и т.п.; в отношении к человеку — это гуманность, справедливость, доброжелательность, чуткость, тактичность и пр.

Зло — категория  этики, противоположная добру. В  нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих морального осуждения. Это все то, что противостоит общественному и личному благу, все, что направлено против добра: расизм, шовинизм, бюрократизм, все виды правонарушений и преступлений, пьянство, наркомания и т.п. Борь*? ба со злом, защита и утверждение добра — суть и смысл работы правоохранительных органов2.

 

Тема 4. Культура чувств и поведения юриста

5.Показатели  профессионально-нравственной деформации

 

 

Профессиональная  нравственная деформация — это негативное изменение нравственных ценностей  и ориентиров у части сотрудников  органов внутренних дел под воздействием условий и опыта профессиональной деятельности, проявляющееся в искажённом отношении к служебному долгу  и дискредитирующее моральный облик  сотрудника милиции.

Профессиональные  и нравственные качества сотрудников  все чаще подвергаются сомнениям  и критике. Для этого есть определенные основания. 
В условиях резкого расслоения населения по уровню материальной и социальной обеспеченности служба в органах внутренних дел становится все менее престижной, что влечет за собой уход из служб и подразделений трудоспособных сотрудников, ослабляет приток молодых, способных специалистов.

Основными признаками профессиональной нравственной деформации сотрудника являются: 
правовой нигилизм, выражающийся в пренебрежительном отношении к требованиям закона;

утеря представления о  нравственном смысле служебной деятельности; 

поддержка ложной корпоративной  солидарности, основанной на круговой поруке;

утрата личных перспектив в профессиональной деятельности; 

систематическое нарушение  профессионально-этических норм поведения;

равнодушие к процессу и результатам служебной деятельности; 

 
беспринципность в оценке нарушений  служебной дисциплины, выполнению служебного долга;

моральная нечистоплотность, следование двойным моральным стандартам;

уныние и пессимизм  в коллективных настроениях;

недоброжелательность и  зависть в отношении коллег;

индивидуализм, эгоизм, зависть, склочность, мелочность, конфликтность  в отношениях;

использование элементов  криминальной субкультуры в служебной  деятельности;

нравственная распущенность, выражающаяся в пьянстве, бытовом  разложении, аморальных поступках.

По мнению экспертов, материальная выгода не всегда выступает единственным (или основным) побудительным мотивом совершения сотрудниками органов внутренних дел  предательства интересов службы. Этот фактор приобретает все большее  значение на фоне утраты духовных ценностей, процветания эгоистических интересов, укоренения частнособственнической психологии.

К основным критериям профессиональной нравственной деформации относятся: 
злоупотребление властью (несправедливость по отношению к людям, унижение их человеческого достоинства, неоправданное применение сил и средств в работе);  
формально-бюрократические методы руководства (высокомерие, грубость, чванство, бездушие);  
терпимость к нарушениям служебной дисциплины и к фактам невыполнения (несоблюдения) служебного долга;  
халатное отношение к функциональным обязанностям;  
культивирование руководством наушничества и доносительства;  
психологически конфликтная атмосфера в коллективе (конфликты как норма служебных отношений);  
приоритет моральных антиценностей (культ денег, власти, силы); 
формирование двойной морали (для «своих» и для «чужих»);  
неразборчивость в средствах («для достижения цели все средства хороши»);  
формирование атмосферы круговой поруки (все «повязаны»);  
«усталость» от выполнения служебных обязанностей, порождающая равнодушие к интересам службы; 
бытовое разложение, пьянство.

В процессе профессиональной деятельности сотрудники милиции находятся  в постоянном контакте с различными категориями граждан, воздействуя, с одной стороны, на их сознание и  поведение как представители  власти, а с другой стороны, сами подвергаются известному воздействию3.

 

Тема 6. Деловой имидж юриста

5.Одежда  как элемент имиджа юриста.

 

Особенности внешнего вида человека выступают носителем  информации о его национальной, половой, возрастной принадлежности, социальном и профессиональном статусе, о роде занятий, особенностях характера и воспитания, представлениях, вкусах, интересах и настроении.

Одежда государственного служащего, сотрудников правоохранительных органов, юристов должна соответствовать основному назначению их деятельности, быть функционально целесообразной, удобной для работы, не отвлекать внимания ни его самого, ни окружающих от дела.

Юрист, находящийся  на государственной службе, всегда должен учитывать функциональное назначение одежды в каждой конкретной ситуации: идет ли он на работу, на официальный прием или на дружескую встречу.

Информация о работе Система категорий этики