Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 13:30, реферат
В любом обществе, равно как и в жизни, отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённые общественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и т.д. Подобные общественные установки в этике именуются моральными ценностями.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...….3
ПОНЯТИЕ СОВЕСТИ………………………………………………………..……4
ТОЛКОВАНИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОВЕСТИ………….………………...…8
ВИДЫ СОВЕСТИ ПО Э. ФРОММУ………………………………………….…10
СООТНОШЕНИЕ ДОЛГА И СОВЕСТИ…………………………………….….12
СОВЕСТЬ И СТЫД……………………………………………………………….14
ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ – МИФ…………………………………………….………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………..20
Гораздо чаще встречающееся выражение «свобода совести» обозначает право человека на независимость внутренней духовной жизни и возможность самому определять свои убеждения; в узком и более распространенном смысле «свобода совести» означает свободу вероисповедания и организованного отправления культа.
Однако в собственно этическом смысле слова совесть не может быть иной, как свободной, а свобода в последовательном своем выражении — ничем иным, как жизнью по совести.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение стоит подвести итоги вышесказанному.
Итак, совесть — особый морально-психологический механизм, который действует изнутри нашей собственной души, придирчиво проверяя, выполняется ли долг. Главная функция совести — самоконтроль. Фромм считает, что совесть бывает двух видов — авторитарная и гуманистическая.
Рассматривая историю развития этической мысли, очевидно, что в разное время совесть и её истоки трактовались различным образом. Наиболее известными являются следующие два толкования совести: как голос «внутреннего Я» человека, внутренний контролёр или голос Бога внутри человека; как голос общества, внутренний закон, сформированный под влиянием общественного мнения.
В обычной речи мы можем
употреблять выражения «
На эту тему существуют
два противоположных взгляда. Один
взгляд, состоит в том, что чистая
совесть как таковая
Понятие совести тесно взаимосвязано с другими этическими категориями и понятиями, такими как категория долга, понятие стыда. Однако, они не являются тождественными.
Завершая разговор о совести, можно сказать, что она всегда выступает как особого рода внимательность, как осторожное замедление рассмотрения морального сюжета и чуткое вслушивание в ход внутренних и внешних событий — все ли в порядке? Не нужно ли переосмыслить происходящее и предпринять душевные и практические усилия, чтобы восстановить нарушенную моральную гармонию?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
2. Этика. Учебное пособие под общей редакцией Мишаткиной Т.В. и Яскевич Я.С. / третье издание/ – Мн. ООО Новое знание, 2004
3. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Обществознание. В 3-х т. Т.3. социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности - М.: ПРО - ПРЕСС, 2000.
5. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. -- М.: Изд-во МГОУ, 2003.
6. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. -- М.: Изд-во ПРИОР, 2003.
7. Андреева И. В. Этика деловых отношений. СПб., 2005.
8. Смирнов Г. Н. Этика деловых отношений. М., 2006.