Современные принципы этикета и этикет в деловой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 18:02, реферат

Описание работы

Этикет исторически изменчив, то есть, отвечая требованиям времени, он может изменять какие-то из своих постулатов, но какие-то правила, традиции остаются постоянными на протяжении веков. Таким образом, можно сказать, что этикет состоит из двух частей: неизменной и постоянно изменяющейся, наращивающей количество принципов вежливости. Чем больше и дольше развивается человечество, тем больше правил этикета оно создает. Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории.

Содержание работы

Введение.
1.ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
1.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы
1.2. Этикет приветствий и представлений.
1.3. Дрес-код
2.ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

etika_referat.docx

— 26.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное 

учреждение

высшего профессионального  образования

 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

 УНИВЕРСИТЕТ

 

 

Реферат

по дисциплине «Этика делового общения»

по теме:

«Современные принципы этикета и этикет в деловой сфере»

 

 

Выполнила:

студент группы ЭНМВ-131

Перекрасов И.Н.

 

Проверил:

преподаватель

Стародубцева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

Новокузнецк

2013

 

 

Содержание.

Введение.

1.ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ

1.1. Деловой этикет: сущность, требования, принципы

1.2. Этикет приветствий  и представлений.

1.3. Дрес-код

2.ПРИНЦИПЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово «этикет» (от фр. etiquette) произошло от названия карточек –  «этикеток», которые во Франции при  Людовике XIV раздавали на светских приемах. На них были изложены правила поведения, за соблюдением которых следили  церемониймейстеры.

Этикет – система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми.

Этикет исторически изменчив, то есть, отвечая требованиям времени, он может изменять какие-то из своих  постулатов, но какие-то правила, традиции остаются постоянными на протяжении веков. Таким образом, можно сказать, что этикет состоит из двух частей: неизменной и постоянно изменяющейся, наращивающей количество принципов  вежливости. Чем больше и дольше развивается человечество, тем больше правил этикета оно создает. Этикет сегодня – это уже не только свод правил хорошего тона. Это знаковая система, освоение которой требует знаний на стыке многих дисциплин: этики, эстетики, психологии, дипломатии, истории. Актуальность представленной темы реферата заключается в следующем. В наши дни серьезный деловой человек, помимо хороших манер, должен иметь представление о международных стандартах делового общения, основах делового протокола, делового этикета, об общепринятых дресс-кодах, правилах поведения на разных видах приемов.  Как видите, список обширен, и за день-другой такой суммой знаний овладеть невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Деловой этикет.

1.1 Деловой этикет: сущность, требования, принципы

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

Самое главное в хороших манерах – постоянное упражнение, если вы, конечно, желаете достичь вершин карьеры, а не застрять на одном уровне.

Выделяют  пять основных принципов бизнес-этикета

1. Принцип разумного эгоизма  – выполняя свои рабочие функции,  не мешай другим выполнять  свои.

2. Принцип позитивности  – если нечего сказать приятного  или положительного, лучше молчать.  А вот другие проявления этого  принципа:

-  не сплетничайте и не передавайте слухи;

-  не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности;

-  если Ваше остроумие унижает других – воздержитесь от такого остроумия.

3. Принцип предсказуемости  поведения в различных бизнес-ситуациях.

4. На работе нет мужчин  и женщин, есть только статусные  различия.

5. Принцип уместности: определенные  правила в определенное время,  в определенном месте, с определенными  людьми.

 

 

 

 

 

 

1.2 Этикет приветствий  и представлений

Этикет  приветствий и представлений — совокупность правил первоначального межличностного взаимодействия, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Первичное правило приветствия  состоит в том, что в любой  ситуации оно должно показывать вашу расположенность и доброжелательность.

Существует ряд общепринятых правил этикета, которые необходимо соблюдать при представлениях и  знакомствах. Так, мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более  старшим, а не наоборот. При равном положении (ранге) более молодой  представляется более пожилому, подчиненный  — начальнику, один человек представляется паре, группе, обществу, даже женщина  представляется супружеской паре первой.

Когда в обществе (гостях) представляют одного человека сразу  нескольким, обычно громко называют его  фамилию, имя. Представляемый отвешивает легкий поклон всему обществу. Кланяться  каждому отдельно не принято.

Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением  тех случаев, когда ее представляют даме значительно старше ее по возрасту или положению.

После представления человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию и добавляют "Очень приятно". "Рад с  Вами познакомиться". Тот, кого представляют, говорить этого в момент представления  не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и положению, или женщина.

К женщине предпочтительно  обращаться по фамилии мужа. В трудно произносимых и сложных именах можно  обойтись и без этого, употребив  международную форму "мадам".

Членов своей семьи  представляют, как правило, не называя  их фамилий, например: "Федор Степанович, позвольте представить Вам моего  сына Ивана".

В гостях, на вечерах, ужинах и других подобных мероприятиях для  представления лучше прибегать  к помощи посредника из числа знакомых гостей или членов семьи хозяина. Однако если нет человека, который  мог бы вас представить, можно  представиться самому. Если кто-нибудь представляется вам, в ответ следует  назвать свою фамилию.

 

1.3 Дрес-код

В последние годы многие российские компании стали вводить  для своих сотрудников DRESS-CODE. Дресс-код – это набор требований к одежде и одно из внешних проявлений корпоративной культуры организации. Применительно к деловой среде дресс-код понимается как стиль одежды, рекомендованный и обязательный не только для ношения в офисе и во время проведения деловых переговоров, но для неформального общения с коллегами.

Это понятие еще недавно  имело отношение лишь к западному  образу жизни. Теперь оно стало актуально  и для российской действительности. Во многих крупных компаниях дресс-код  регламентирован до мелочей –  от цвета сорочки и костюма  до высоты каблуков и качества аксессуаров. На небольших же предприятиях речь идет о деловом стиле в общих  чертах, определяющих скорее запрещенные  предметы гардероба. Офисный стиль  одежды следует выбирать исходя не из общепринятых норм и правил, а  из нравов, царящих в офисе.

Приведем пример наиболее распространенных офисных стилей одежды (табл.1).

Таблица 1. – Три  альтернативных стиля одежды

 

Консервативный  стиль

(классический)

Стиль взаимодействия

(неформальный)

Творческий стиль

(свободный)

Подходит

юристам,банкирам, государственным  служащим.

Основная функция –  придать авторитет и подчеркнуть  компетентность. Стиль, основательно проверенный  временем.

Подходит сотрудникам  фирм, которые заняты коммуникацией, установлением отношений и торговлей.

Основнаяфункция- быстровызвать  расположение. Одежда этого стиля  не должна радикально отличаться от классического  костюма.

Подходит к таким сферам деятельности, как мода, дизайн, реклама, косметика, шоу-бизнес.

Основная функция –  показать наличие творческого потенциала. Вы должны стараться выглядеть лучше  и постоянно быть в ногу с модой.

Консервативный  стиль

(классический)

Стиль взаимодействия

(неформальный)

Творческий стиль

(свободный)

–Классический костюм.

–Максимальный контраст между  сорочкой и костюмом.

–Комплектные аксессуары, находящиеся в согласии с костюмом.

– Хорошие часы, серьги классической формы.

– Макияж для женщин легкий.

– Обувь на среднем каблуке.

– Юбка длиной до уровня колена.

– Мужчинам – никаких  аксессуаров, кроме хороших часов, обручального кольца.

– Одеколон, духи – нейтральных  ароматов.

– Мужчина должен быть хорошо выбрит.

– У женщины – строгая  прическа, волосы подобраны.

– Ничего яркого.

–Стиль базируется на уменьшении контраста между сорочкой и костюмом.

– Мужчинам полный костюм можно  не надевать.

– Легкий макияж для женщин обязателен.

–Допускается легкая бородка  у мужчин.

– Допускается сочетание  классической сорочки с джинсами темных тонов у мужчин.

– Возможно ношение часов  на металлическом ремешке.

– Стиль прически – более  свободный, но не распущенные волосы.

–Новики моды, авангард.

– Свитера с необычной  горловиной или жакеты с неправильными линиями.

– Приближенные к классическим формы брюк для женщин.

– Мужчинам можно галстук  не надевать.

– Цвет – хороший способ показать себя.

Помните, то порой маленькое  яркое пятно в ансамбле лучше, чем ярко-красный переливающийся костюм.


 

 

 

 

 

 

 

 

2.Принципы делового  этикета.

Принципов этикета можно  выделить несколько. Именно на них должно строиться поведение истинно  воспитанного человека:

1.принцип гуманизма и  человечности

2.принцип целесообразности  действий 

3.эстетическая привлекательность  поведения

4.народные традиции. Традициям  необходимо уделить особое внимание, т.к. именно они формируют основы  поведения, которые затем, проходя  сквозь

фильтр истории и культуры, составляют основы истинно этикетного поведения.

1-ый принцип  этикета: Принцип гуманизма и  человечности – выдвигает ряд моральных требований к процессу общения – это вежливость, тактичность, скромность и точность. Вежливость является достаточно объемным понятием. Можно выделить несколько оттенков вежливости.

  Дадим определения  моральным требованиям, предъявляемым  к процессу общения:

Тактичность – это умение не поставить собеседника в неприятное положение. Способность сглаживать неловкие ситуации; Тактичность – это чувство меры, которое следует соблюдать в отношениях с окружающими;

Скромность – это способность сопоставить самооценку с мнением окружающих. Умение, осознавая свои достоинства, не афишировать их. Она предполагает отсутствие театральности и позерства;

Точность – это умение ценить свое слово и выполнять то, что обещано, вовремя;

Дадим определение оттенкам вежливости:

Корректность – это несколько подчеркнутая, сухая вежливость, применяемая обычно в официальной обстановке;

Учтивость – это вежливость, которая учитывает какие-либо особенности собеседника. Обычно, это вежливость, проявляемая по отношению к старшим, учитывающая возраст собеседника;

2-ой  принцип этикета: Принцип целесообразности действий – говорит о тех ситуациях, для которых не существует конкретных правил поведения, и в этих ситуациях следует руководствоваться удобством, но удобно должно быть не только вам, но и окружающим, даже окружающим в первую очередь.

3-ий  принцип этикета: Принцип эстетической  привлекательности поведения - предполагает единство формы и содержания поступка. Даже хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено.  Пожать руку, приветливо поклониться, пропустить человека в дверях, подать оброненную вещь — все это надо уметь... Это умение достигается постоянными тренировками. Лучше всего такое умение вырабатывается в детстве, но начать никогда не поздно.

 4-ый принцип этикета: Принцип народных традиций. Этот принцип лежит в основе норм и правил, которые трудно объяснить с позиции уже названных принципов. Некоторые нормы возникли так давно, что сейчас уже утратили свой первоначальный смысл, и современному человеку трудно объяснить их с точки зрения практической полезности и нравственных основ этикета. Это, например, традиция пожимать при встрече руку, и многие другие традиции, уходящие корнями в глубокую древность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Деловая этика и этикет, культура деловых отношений имеют  большое значение для успеха всех начинаний в деловой сфере: будь то управление, бизнес, политика, образование  или искусство. Как оптимизировать общение во всех сферах человеческой жизнедеятельности, как сделать  бизнес благородным, а успех достижимым и постоянным, как подняться по лестнице карьеры самым честным  и эффективным путем, как преуспеть  на любом деловом поприще без  высокой культуры общения, без знания элементарных, но столь важных норм и правил этикета.

Деловой этикет - это установленный  порядок поведения в сфере  бизнеса и деловых контактов. Этикет, если понимать его как установленный  порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Этикет является одним из главных “орудий” формирования имиджа. В современном бизнесе  лицу фирмы отводится немалая  роль. Те фирмы, в которых не соблюдается  этикет, теряют очень многое. Там, где  присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны. Гораздо приятнее работать с той  фирмой, где соблюдается этикет. Практически во всём мире он стал нормой деятельности. Это потому, что этикет в силу своей жизненности создаёт  приятный психологический климат, способствующий деловым контактам.

«Хорошие манеры откроют  перед вами двери, которые не сможет открыть и самая высокая образованность»  — утверждают мудрые.

 

 

 

 

 

 

Литература.

  1. Браим И.Н. Этика делового общения. – Минск: 1996.
  2. Вихлянский С.С., Наумов А.И. Менеджмент. - Высшая школа. - М.: 1999.
  3. Волгин Б. Деловые совещания. - М.: 2003.
  4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя практика: Пер. с англ. - М.: 1991.
  5. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания.- М.: 2000.
  6. Данкел Жаклин Деловой этикет. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  7. Дебольский М. Психология делового общения. - М.: 2002.
  8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей.: Пер. с англ.- К.: 2001.
  9. Конева Е.В. Психология общения: Учеб. пособие. – Ярославль: 2002.
  10. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов: 2000.

Информация о работе Современные принципы этикета и этикет в деловой сфере