Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 22:31, контрольная работа
В историческом развитии ценностного сознания, в истории моральной философии и моралистики, несмотря на сохранение лексического единства (“старое доброе вино”, “добрый конь”, добрая работа”, “доброе деяние”, “одобрение”), происходит понимание смысловых различий в употреблении слова “добро”. Самым важным при этом было различение добра в относительном абсолютном смысле. “Доброе” в одном случае - это хорошее, приятное и полезное, а значит, ценное роли чего-то другого, ценное для данного индивида, в сложившихся обстоятельствах, а в другом - есть выражение добра, т.е. ценного самого по себе и не служащего средством ради иной цели.
1. Введение …………………………………………………………………………3
2. Добро и зло как основа этических категорий. Природа и содержание
добра и зла……………………………………………………….……….4
3. Взаимоопределенность добра и зла. …………………...……………………...6
4. Диалектика добра и зла применительно к сотрудникам пожарной охраны...9
Заключение……………………………………………………………………...10
Литература………………………………………………………………………11
Тем более что, как правило, эта дорога начинается в собственной душе.
В-третьих, добро и
зло не просто взаимоопределены, они
функционально
Вот как подытоживает свое размышление о добре и зле, о сущности нравственности и назначении человека Н.А. Бердяев: “Основное положение этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть, дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того, чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому преображению злых”
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный выбор сводится к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнения в том, насколько важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным (и прельщающим) искушениям.
Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он, конечно же, заключается в выборе между добром и злом. Но и трудность первого, или исходного, морального выбора обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно выбрать добродетель и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой карьеры - служебный и профессиональный успех, альтернативой корысти - польза, альтернативой похоти - личное счастье. Иными словами, случается, что человеку приходится выбирать между положительными ценностями. Точнее, между действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные ценности.
При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла. Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это - решения в условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом.
На этом уровне морали выбор особенно труден. Тем более в ситуациях, когда приходится выбирать по принципу “ наименьшего зла”. Подобного рода ситуации всегда воспринимаются моральным сознанием как трагичные. В случае с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в любом случае добро. При выборе даже меньшего зла, выбранным оказывается зло. Последствия такого выбора - не как меньшего зла, а как зла, непредсказуемы как для окружения, так и для самого выбирающего. Такой выбор требует практической мудрости.
Другой практически важный аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло, будучи “сбалансированными” на уровне понятий, предоставляют неравные основания для оценки соответствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое - позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.). “Попустительство злу” - морально предосудительно, “потворствование злу”, т.е. содействие злу, - недопустимо и почти приравнивается моральным сознанием к творению зла.
Однако “попустительствование добру” - фактически морально нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а “потвор- ствование добру” воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не предается особого значения.
Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости, с моральной точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости - более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия - созидательно.
Диалектика добра и зла применительно к сотрудникам пожарной охраны
Для успешной работы на пожарах
недостаточно одного безупречного владения
пожарно-техническим
Какими профессиональными знаниями, умениями и навыками не обладал сотрудник, но если он груб, заносчив, раздражителен, мстителен, черств, то его объективно положительные профессиональные качества не дадут должного эффекта либо будут использованы во вред интересам дела, коллектива, тем самым он будет совершать зло не желая этого. Большинство норм общечеловеческой морали имеет для работника пожарной охраны профессиональное значение.
К добрым качествам пожарного следует отнести такие, как честность, справедливость, выдержанность, внимательность, благородство, гордость за свою профессию, дисциплинированность, принципиальность, вежливость и тактичность. Формирование нравственно-профессиональных качеств пожарного происходит практически во весь период его профессиональной деятельности, поэтому многие из них становятся нравственными привычками. Привычки упрощают и облегчают процесс деятельности и общения сотрудника, оптимизирует его общение с товарищами по службе, стандартизируют взаимоотношения в типичных ситуациях, позволяют предвидеть ход его действий в той или иной ситуации.
Специфика профессиональной деятельности сотрудников пожарной охраны такова, что им приходится достаточно часто встречаются с явлениями, которые в гражданской жизни простого человека встречаются не часто. Их работа, в экстремальных условиях, связанна с большой морально-психологической и физической нагрузкой. Поэтому, они должны четко проводить разграничения между добром и злом. Пожарный должен помнить всегда, что он не просто борется с огнем, а оказывает помощь людям попавшим в беду, тем самым исполняя свои обязанности совершает добрые дела. Поэтому важным критерием морального облика работника пожарной охраны является соотношение в его жизнедеятельности личных и общественных интересов, способность подчинять личные потребности интересам профессионального долга.
Заключение
Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой истории. Одетого, что социальный и технический прогресс всего человечества покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует, будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель. Представим те ситуации, в которых присутствуют настоящие цены .и платежи: цена объявляется на что-то и люди платят за что-то. 'Неверно думать, что происходящее в истории зло целенаправленно осуществляется бессердечными людьми, стремящимися таким образом содействовать прогрессу и не принимающими во внимание вынужденные отрицательные последствия для людей творимого ими. Характерно, что моральный мыслитель и язвительный критик общественных нравов Мандевиль указывает лишь на то, что за человеческими действиями следует видеть не только и даже не столько моральные мотивы, сколько мотивы эгоистические. Политико-экономический мыслитель Маркс отвлекается от моральных и духовных измерений человеческой активности. Для него прогресс цивилизации, а именно развитие производительных сил и производственных отношений, и составляет содержание истории.
Между тем этический смысл того, что нечуткими к нравственности мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в частности, проявляет себя и в свободе творить зло.
Список литературы:
1 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998, с. 243
2 Ойзерман Т. Философия И. Канта.- М., 1974.
3 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998, с. 243
4 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998, с. 245
5 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998, с. 248
6 Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998, с. 248
7 Бердяев Н. О назначении человека. –М., 1993, с. 252
8 Введение в философию./Фролов И. –М., 1994, с. 98