Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 04:20, реферат
В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.
Стратегия и поведение в конфликтной ситуации
В любом конфликте каждый
участник оценивает и соотносит
свои интересы и интересы соперника,
задавая себе вопросы: что я выиграю,
что я потеряю, какое значение
имеет предмет спора для
Особое место в оценке
моделей и стратегий поведения
личности в конфликте занимает ценность
для нее межличностных
Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника - как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.
В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными.
Функциональные последствия конфликтов для организации:
проблема решается путем, который устраивает все стороны, и в результате люди чувствуют себя причастными к решению важной для них проблемы;
совместно и добровольно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь;
стороны приобретают
опыт сотрудничества при
эффективное разрешение конфликтов между подчиненными и руководителем разрушает так называемый синдром покорности – страх открыто высказать свое мнение, отличное от мнения старших по должности;
улучшаются отношения между людьми;
люди перестают рассматривать наличие разногласий как зло, всегда приводящее к дурным последствиям.
Дисфункциональные последствия конфликтов:
непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;
отсутствие стремления к сотрудничеству;
представление своей
позиции – как об
сворачивание или
полное прекращение
убеждение, что победа в конфликте важнее, чем решение реальной проблемы;
чувство обиды,
Способы разрешения конфликтов
На поведение людей в конфликтах влияет процесс научения. При затяжном конфликте оппоненты обычно хорошо друг друга изучают и начинают предпринимать те или иные действия, ориентируясь на особенности характера, типичные эмоциональные реакции, т. е. могут прогнозировать действия противоположной стороны. Это позволяет расширить сферу применяемых стилей и тактик поведения с «коррекцией» на особенности оппонента.
Выделяют две основные
стратегии поведения в
Партнерство – ориентация на учет интересов и потребностей партнера; стратегия согласия, поиска и приумножения общих интересов.
Напористость – реализация собственных интересов, стремление к достижению собственных целей; участники -- противники, цель -- победа или поражение. Сторонники данной стратегии нетерпеливы, эгоистичны, не умеют слушать других, стремятся навязать свое мнение.
Тактики поведения в конфликте
При низкой напористости и низком значении партнерства имеет место тактика избежание (уход, уклонение), т. е. стремление не брать на себя ответственность за принятие решения, не видеть разногласий, отрицать конфликт, считать его безопасным; стремление выйти из ситуации не уступая, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от споров, дискуссий, возражений оппоненту, высказывания своей позиции. Такое положение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного разрешения конфликта, но через некоторое время они появятся.
При низкой напористости
и высоком стремлении к
Средние значения напористости и партнерства сочетаются в тактике компромисс: стремление урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другого; поиск средних решений, когда никто много не теряет, но много и не выигрывает; интересы обеих сторон полностью не раскрываются; способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро разрешить конфликт. Через какое-то время, однако, могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатыми решениями». Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.
Высокие значения
напористости и партнерства
Сообразуясь с ситуацией,
учитывая индивидуально-
Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их отношений.
Применяемые способы
разрешения конфликтной
соответствовать характеру причин, вызвавших противостояние;
учитывать особенности лиц, вовлеченных в конфликт;
носить конструктивный характер;
соответствовать целям
улучшения межличностных
Способы предупреждения
и разрешения конфликтов для
руководителей можно
не поступайте по отношению к другим так, как не хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам (уметь сохранить в себе человека и видеть в конфликтующем с вами такого же человека);
не заостряйте внимания
на недостатках сотрудников,
четко определите свои цели, стремитесь к их конкретизации, обоснованности;
используйте прием
доброго слова (кто делает
не поддавайтесь эмоциям;
не торопите развитие конфликтной ситуации;
не конфликтуйте по пустякам.
Методы профилактики конфликтов
Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Рассмотрим средства предупреждения конфликтных ситуаций.
Анализ процесса развития
конфликтной ситуации с учетом
ее сущности, целей, динамики, особенностей
участников, их эмоционально-
В первую очередь
следует назвать выверенную
Наиболее перспективно
предупреждение конфликтов на
ранних стадиях, и прежде
Важным условием
Основой предупреждения
негативных явлений в
Избежать многих конфликтных
ситуаций и сохранить
Следует устранить
из делового общения суждения
и оценки, ущемляющие честь и
достоинство собеседника,
Другим наиболее эффективным
средством предупреждения
Хорошим средством
предупреждения конфликтов
Существенно снижает
вероятность возникновения
Информация о работе Стратегия поведения в конфликтных ситуациях