Структура эстетического: эстетическое сознание, эстетическое отношение, эстетическая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2015 в 01:55, реферат

Описание работы

Эстетика (от др.греч. – aijsqavnomai -чувствовать; aijsqhtikov" -воспринимаемый чувствами) – наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения в единстве его духовно-материальных основ, свою сущностную нераздельность с ним, а часто и конкретнее – с его духовной

Содержание работы

1. Понятие эстетика
2. Структура эстетического
2.1. Эстетическое сознание
2.2. Эстетическое отношение
2.3. Эстетическая деятельность
Литература

Файлы: 1 файл

Министерство науки и образования Донецкой Народной Республики.docx

— 32.86 Кб (Скачать файл)

  1. Природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта.

  2. Продукты целесообразной деятельности людей (технические объекты, целесообразные вещи), эстетическая ценность которых сопутствует их утилитарной полезности, выходя, однако, за ее пределы (Дизайн),

  3. Социальное поведение людей, человеческие поступки, оцениваемые не только по их эффективности, но и в соотнесении с эстетическим идеалом (Идеал эстетический).

  4. Внутренний духовный мир человека как предмет авторефлексии и самовыражения, а также соучастия по отношению к духовному миру «другого».

  5. Худож. произв., обладающее «принудительной» силой эстетического внушения, заложенной в него предшествующей худож. деятельностью. Вовлекая объект в сферу О. э., субъект не затрагивает онтологических основ его бытия, но, усматривая в нем богатство возможных преобразований, по-новому упорядочивает и завершает его в своем воображении с позиций эстетического идеала. Даже когда в качестве объекта О. э. выступает собственное «Я» субъекта, оно противостоит последнему как О. «Я — другой», т. е. предмет, подлежащий эстетическому преобразованию и оценке. О. э. всегда «диалогично», т. е. его субъект относится к своему объекту так, как если бы он тоже был субъектом (даже если это неодушевленный предмет), постоянно внося в свое отношение к нему коррективы, учитывающие возможную реакцию (реальную или иллюзорную) со стороны объекта как своего партнера, входя в его роль. В процессе О. э. устанавливается, т. обр., динамическое тождество субъекта и объекта. Смысл такого тождества образно раскрыл япон. мудрец XIII в, Мёэ, выразивший свое О. э. к природе в форме поэтической авторефлексии: «...глядя на луну, я становлюсь луной. Луна, на которую я смотрю, становится мной. Я погружаюсь в природу, соединяюсь с ней». Аналогичные наблюдения характерны для Гёте. В то же время между субъектом и объектом О. э. всегда сохраняется эстетическая дистанция (Дистанция эстетическая), которая придает этому О. характер игры; субъект осознает внеположенность объекта, хотя постоянно нарушает ее в своем воображении. Будучи индивидуальным, О. э. обладает тем не менее всеобщностью, обусловленной общественным содержанием эстетического идеала, в соответствии с которым оценивается объект, и коммуникативностью самого О. э., его «заразительностью» (Толстой). О. э. соотносительно с понятием «эстетическая деятельность», оно выступает как ее продуктивный результат и вместе с тем предпосылка к ее новому акту на более высоком уровне. В процессе реализации О.э.происходит развитие субъекта, его эстетических чувств и способностей на основе «распредмечивания» объекта, т. е. духовного присвоения его богатства. Обращаясь ко всем сторонам действительности, ко всем сферам человеческой жизни, О. э. раскрывает и утверждает их значимость для субъекта; позволяет не только узнать, но и пережить те или иные жизненно важные ситуации. На этой основе происходит присвоение личностью социально значимого опыта, ценностей, отобранных и санкционированных обществом. Эстетический идеал через О. э. приобретает значение внутреннего императива личности. Чувство удовольствия (неудовольствия), сопутствующее О. э., придает ему характер дополнительного стимула к действию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Эстетическая деятельность

    Можно сказать, что эстетическая деятельность — это всякая деятельность человека в ее общечеловеческой значимости. Универсальной формой эстетической деятельности является творчество по законам красоты, ибо любая форма освоения мира протекает «также и по законам красоты».

Ядро эстетической деятельности составляет искусство. Здесь деятельность человека не только полностью проникается общечеловеческим, эстетическим содержанием, но и достигает высшей формы эстетического — становится художественной деятельностью, создающей в лучших своих проявлениях бессмертные шедевры, на все времена сохраняющие значение для людей.

    Однако к художественному творчеству не сводятся все формы эстетической деятельности человека. Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт культурной деятельности человека, стремящейся к идеалу гармонии человека и природы. В них облагороженная природа породняется с добрым к ней человеком.

    Не являясь собственно искусством (искусством в строгом смысле этого слова), садово-парковая культура развивается вместе с ним и под его влиянием. Ее глубокое взаимодействие с искусством, особенно с поэзией, сказалось в том, что развитие стилей садов и парков шло вслед за развитием художественных направлений в искусстве.

   Эстетическая деятельность, протекающая вне художественного освоения мира,— в сфере труда, быта, культуры — охватывает и работу художника-конструктора, создающего проект полезной и красивой вещи для ее промышленного изготовления, и трудовой процесс изготовления прекрасного и полезного продукта, и сам этот продукт, и его потребление. Деятельность по законам красоты в системе материального производства, эстетическое отношение к труду, общечеловеческие аспекты ценности его продуктов, значение труда в формировании эстетических чувств, вкусов и взглядов — все это область эстетического отношения человека к действительности.

   Складывавшаяся веками и особенно бурно расцветшая и грандиозно расширившаяся в XX в., внехудожественная сфера деятельности по законам красоты долгое время не могла обрести своего адекватного терминологического обозначения. Ее называли: промышленное искусство, прикладное творчество, художественное конструирование, область эстетики труда (промышленной или технической эстетики), дизайн. Группа названий, отождествлявшая или сближавшая внехудожественную эстетическую деятельность с искусством или фиксирующая ее как новый вид искусства, упрощенно ориентировала эстетику на прямое перенесение опыта теоретического обобщения закономерностей художественного творчества в иную сферу, обладающую своей спецификой. Эстетическая деятельность в индустриальной и технической сфере получила название «дизайн». Этот термин происходит от английского слова design — проект — и предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и одновременно красивой вещи. В области художественной культуры, где проявляет себя собственно образное мышление, эстетическая деятельность достигает своей высшей формы, становится искусством.

  Помимо практических (садово-парковая культура, промышленный дизайн) и художественно-практических (создание произведений искусства) форм эстетической деятельности существуют внутренние, духовные ее формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические впечатления и представления, эстетические вкусы и идеалы, а также теоретические, вырабатывающие эстетические концепции и взгляды. При этом эстетические представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне — в практической деятельности данной личности, воплощаясь в продуктах этой деятельности.

   Совокупность всех форм художественной деятельности, порождающей искусство в многообразии его видов и форм, а также учреждений, руководящих этим процессом и обслуживающих его как с точки зрения подготовки художественной интеллигенции (художественные вузы, училища, школы, студии и т. д.), так и с точки зрения обеспечения социального функционирования искусства (музеи, кинотеатры, театры, концертные залы и т. д.), составляет художественную культуру общества. Последняя, в свою очередь, в единстве со всеми формами эстетической деятельности — дизайнерской, духовно-культурной (выработка эстетических вкусов, идеалов и т. д.) и теоретико-эстетической (создание эстетических концепций и взглядов и т. д.), а также с учреждениями, обеспечивающими эстетическую деятельность, образует пласт эстетической культуры общества.

 

  Все выходящие за рамки искусства аспекты эстетики подразделяются на два раздела:

 

1) практическая эстетика (эстетика  быта, человеческого поведения, научного  творчества, спорта и т. д.),

 

2) техническая эстетика (теория  дизайна).

 

    Сфера эстетического освоения мира гораздо шире собственно искусства. Она охватывает и труд, и быт, и культуру, например область садово-парковой культуры. Сады и парки — продукт культурной деятельности человека, стремящейся к идеалу гармонии человека и природы.

    Помимо практических (садово-парковая культура, промышленный дизайн) и художественно-практических (создание произведений искусства) форм эстетической деятельности существуют внутренние, духовные ее формы: эмоционально-интеллектуальные, вырабатывающие эстетические впечатления и представления, эстетические вкусы и идеалы, а также теоретические, вырабатывающие эстетические концепции и взгляды. При этом эстетические представления, вкусы, идеалы, будучи результатом внутренней, духовной деятельности человека, обогащающей его личность, находят свой выход вовне — в практической деятельности данной личности, воплощаясь в продуктах этой деятельности.

   Эстетическая деятельность в индустриальной и технической сфере получила название «дизайн». Этот термин происходит от английского слова «design» — проект — и предполагает в первую очередь художественное проектирование, но охватывает и весь процесс промышленного производства полезной и одновременно красивой вещи. В области художественной культуры, где проявляет себя собственно образное мышление, эстетическая деятельность достигает своей высшей формы, становится искусством.

      Для западного эстетика ХХ века Монро, видами искусства являются не только литература, театр, живопись, музыка и т. д., но и животноводство, пластическая хирургия, косметика, парфюмерия, кулинария, виноделие, гастрономия, моделирование одежды, парикмахерское дело, татуировка и т. д. Всего он насчитывает около 400 видов.

     Относимые Манро к искусству кулинария, парфюмерия, такт, грация, изящество манер и медицина, риторика и т. д. так и почитаемые средневековым арабо-мусульманским мыслителем Фараби за искусство ткачество, медицина, риторика и т. д., на самом деле есть не собственно художественное творчество, а разные способы, формы и сферы эстетического освоения мира, ибо они основываются не только на законах целесообразности, но и на законах красоты.

       Хотя Т. Манро не видит «берегов» у мира искусства, однако в его суждениях есть и некоторая рациональная сторона, и в той мере, в какой они имеют ценность для человечества как рода, то есть эстетическую значимость, являются сферой интересов эстетики.

     Не меняя привычный взгляд на виды искусства, можно считать, что все эти явления имеют эстетическую природу и могут быть рассматриваемы в эстетике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Борев Ю.Б. Эстетика: Ученик. – М.: Высш. шк., 2002 – 511 с.
  2. Гартман Н. Эстетика. М., 1958;
  3. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962
  4. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 447 с.
  5. Эстетика: Учеб. пособие для вузов / Под. ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2000. – 240 с.
  6. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. – М.: Гардарика, 2002. – 464 с.

 


Информация о работе Структура эстетического: эстетическое сознание, эстетическое отношение, эстетическая деятельность