Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 20:22, реферат
Непременным условием становление человека в социуме является процесс социализации индивида, т.е. освоения им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры потому, что современное индустриальное общество опирается на широчайшее разделение труда (материального и духовного), порождающего теснейшую взаимозависимость людей. Эта связь в обществе является объективной основой морали - ведущего духовного регулятора жизни общества.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ МОРАЛИ 4
1.1 Определение морали 4
1.2 Специфика морали 4
1.3 Свойства и требования морали 6
2 ФУНКЦИИ МОРАЛИ 7
2.1 Виды функций 7
2.2 Оценочно-императивной функция 8
2.3 Регулятивная функции 10
2.4 Познавательная функция 11
2.5 Воспитательная функция 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон. В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью - когда дела уже не сделать и тело не спасти - остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными: они отступают даже перед смертью.
2.4 Познавательная функция
Познавательная функция морали
в известной степени
Моральное сознание видит мир через
особую призму и фиксирует это
видение в понятиях добра и
зла, долга и ответственности. Это
не объективно-научное
Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись. Чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить. Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни.
2.5 Воспитательная функция
Воспитательная функция морали
состоит в том, что она участвует
в формировании человеческой личности,
ее самосознания. Мораль способствует
становлению взглядов на цель и смысл
жизни, осознанию человеком своего
достоинства, долга перед другими
людьми и обществом, необходимости
уважения к правам, личности, достоинству
других. Эту функцию принято
Мораль, как уже не раз повторялось,
делает человека человеком. Потому-то
нравственное воспитание всегда считалось
основой всякого другого. Нравственность
не столько приучает к соблюдению
свода правил, сколько воспитывает
саму способность руководствоваться
идеальными нормами и "высшими"
соображениями. При наличии такой
способности к самоопределению
человек может не только выбирать
соответствующую линию
Следует отметить, что выделение определенных функций морали (как и отдельный анализ каждой из них) является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом.
Мораль выполняет и множество других функций -- воспитательную, ориентирующую, прогностическую, коммуникативную и др. А все вместе они и определяют социальную роль морали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует человека. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека. Для успешного функционирования и развития морали важно свободное, неущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность и единство.
Любые изменения в материальных
отношениях порождают новую направленность
интересов людей. Существующие моральные
нормы перестают
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гусейнов А.А Этика / А.А. Гусейнов // Этика и Эстетика. - 1998.
2.Дробницкий О.Г. О морали / О. Г. Дробницкий // Функции Морали. - 2000.
3. Шрейдер Ю.А. Введение в предмет / Ю.А. Шрейдер // Этика. - 1998.