Сущность и обоснование морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:32, реферат

Описание работы

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она очерчивает внутреннюю смысловую границу человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат.

Содержание работы

Введение
Сущность и обоснование морали
Сущность морали
Структура морали.
Функции морали
Роль морали в обществе
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

професиональная этика.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Санкт-Петербургский  государственный университет сервиса  и экономики

Калужский филиал

 

 

 

 

 

Реферат

 

По  дисциплине:       «    Профессиональная этика и этикет    »

На  тему: «   Сущность и обоснование морали      »

 

 

 

 

 

Работу выполнил: студент 2 курса

специальность 100101 «Сервис»:

группа С- 4,5-2011

Первушин Павел

 

Проверил:

 

Калуга, 2013

Содержание:

         Введение

Сущность и  обоснование морали

  1. Сущность морали
  2. Структура морали. 
  3. Функции морали
  4. Роль морали в обществе

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Суммируя общие характеристики морали можно сказать, что она  очерчивает внутреннюю смысловую границу  человеческой деятельности, задаваемую самим человеком. Она позволяет  и обязывает человека рассматривать собственную жизнь и окружающую действительность так, как если бы они зависели от его выбора. Следует особо подчеркнуть: мораль не тождественна высшему смыслу, последней цели существования человека и общества. Ее назначение иное - соединить личностный смысл с высшим смыслом, нацелить человека на последнюю цель. При этом не имеет принципиального значения, существует ли на самом деле высший смысл, последняя цель или нет. Мораль исходит из того, что они существуют. Если она не принимает их как факт, она принимает их как постулат. Даже в тех деформированных случаях, когда жизнь рассматривается как бессмысленная суета, самой этой суетливости придается обязывающее, нравственно-императивное значение (“живи одним днем”и т.п.); бессмысленность становится своего рода смыслом. Через мораль жизнь человека и общества приобретает цельность, внутреннюю осмысленность. Вернее: цельность, внутренняя осмысленность жизни и есть мораль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и  обоснование морали.

1.Сущность морали. 

Мораль – это сложное и  противоречивое общественное явление и одна из форм общественного сознания. Раскрыть природу морали можно на основе социально-исторического анализа развития человечества. Так порядок в первобытном обществе поддерживался с помощью системы табу – запретов, а в ходе исторической эволюции из запретов сложились обычаи, традиции. В процессе социального расслоения  оформлялись новые формы моральной регуляции поведения человека.

Специфика морали состоит  в том, что она отражает объективно сложившиеся в обществе нормы поведения людей в основных этических понятиях и категориях. Моральные нормы в совокупности с понятиями составляют нравственное сознание, которое обнаруживается в поступках и поведении людей. На каждой ступени развития человечество вырабатывает принципы и нормы своего поведения. Эти нормы и правила закрепляются в индивидуальном сознании членов социального коллектива, благодаря чему постепенно вырабатывается общее представление о нравственном и безнравственном. Иными словами формируется  общественное мнение, которое и стоит на страже выполнения человеком тех или иных нравственных правил и норм. Соблюдение нравственных правил и норм связано с  принуждением, но в отличие от других форм общественного сознания мораль не имеет институтов, и поэтому она тесно связанна с другими формами общественного сознания. Так связь морали с политикой реализуется в упорядочении жизни общества через власть; с правом, через правовые нормы, кодексы (законы морали); с религией через заповеди и т.п.

Мораль обладает свойствами, общими для всех форм общественного сознания:

- императивность   (категорический императив И. Кант) представляет собой требование определенного поведения, выполнения предписаний морали.

- нормативность –  реализуется с помощью норм, можно  выделить два типа моральных норм: запреты, указывающие недопустимые нормы поведения; образцы, желаемые варианты поведения.

- оценочность морали  заключается в самооценке человеком  своих деяний и поступков, в  оценке другими людьми и обществом  поведения человека. Формы оценочности представляют собой: одобрение, согласие или несогласие и порицание.

Объективный критерий истинности морали это соответствие деятельности социальных единиц интересам общества.  

Способы обоснования  морали. 

Можно выделить следующие способы  обоснования морали:

- конвенционализм;

- утилитаризм;

- абсолютизм (абсолютно-автономные, абсолютно-гетерономные, интуитивные  теории);

- натурализм ( классический  натурализм, неонатурализм, нередуктивный  натурализм, психологическое понимание  морали, эволюционная этика);

- космизм;

- социологическое обоснование  морали.

1. Конвенционалистские  теории морали предполагают, что нравственные установления принимаются людьми по соглашению.

2. Утилитаризм предполагает  выведение морали из внешних  социальных благ, необходимых для  удовлетворения потребностей человека. Он наиболее отвечает принципу целесредственного обоснования морали, при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали.  Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности, согласно которого   моральная деятельность является оправданной, если ведет к достижения счастья.

3. Абсолютистские концепции  предполагают, что моральный мотив  реализуется независимо от других  мотивов бытия, что он ценен  сам по себе. В рамках абсолютистских  концепций в случае стремления к рациональному пониманию морали и ставится задача ее обоснования без апелляций к иной морали, чем мораль, социальной или иной реальности. Например, Кант впервые в истории этики вводит процедуру мысленной универсализации поступка для контроля своего поведения. С его точки зрения, человек перед совершением любого действия должен представить, смогло бы общество и все разумные существа существовать, если бы все так поступали, как собирается поступить он. Если нет, то от такого поступка надо отказаться.

Многие сторонники   абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Например, интуитивизм Дж. Мура, который считал, что добро можно постичь только интуитивно. Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходил из определяющего значения долга в нравственном поведении.

Таким образом, в   этике (особенно западной) абсолютистские концепции  учение о долге выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали. В них долг всегда возвышается над прагматическими мотивами бытия.   

4. Натурализм как принцип  предполагает выведение морали  из естественных качеств человека. На основе натурализма строятся  геоденистические и эвдемонисчтические  теории морали. Современный натурализм (неонатурализм) пытается вывести мораль из однотипной психической организации и базовых инстинктов присущих всем живым организмам (Фарбер, Трайб, Ролсон). Ясно, что при таком подходе не учитывается принципиальное различие в организации психики животных и человека, а так же видовое отличие в животном мире.

Нередуктивный натурализм утверждает, что особенности нравственного  поведения каждого живого существа можно вывести только из его естественной истории.

Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Например, Д. Юм считал, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека  поставить себя на место другого.

П.А. Кропоткин, выдающийся представитель эволюционной этики считал, что из факта биологической эволюции выводятся не только альтруистские эмоции, сочувствие и сострадание, но и более общие способности к сознанию справедливости и активному действию на благо общества.   

5. Космизм соединяет  идею эволюции нравственных качеств  с идеей развития космоса. Он  представлен в разных формах (естественно-научный,  эстетический, религиозный и пр). общей для всех видов космизма  является идея о том, что высшие проявления человеческой духовности и нравственности невозможно понять без влияния со стороны космических сил и без включения самого человека в работу по совершенствованию космоса.

6. Социологическое обоснование  морали выводит нравственность  из идеи выживаемости групп,  выполняющих определенные нравственные требования.

Как мы видим, подходы  к обоснованию морали весьма многообразны. В целом из различных подходов можно выделить следующие объяснения, почему индивид должен быть моральным: подчинен судьбе, выполнение отведенной социальной роли, выполнение божественных заповедей, выражение собственного интереса, нравственное чувство сопереживания, следование критерию чистого разума, самореализация на основе нравственных ценностей и т.п.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2.Структура морали. 

Мораль, являясь сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности и правила и достоинства и т.д. из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусна и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов раскрытия ее структуры:

Биологический – рассматривает  мораль на уровне отдельного организма  и на уровне популяции;

Психологический – раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие исполнение нравственных норм;

Социологический – выясняет общественные условия, в которых  складываются нравы и роль морали для поддержания устойчивости общества;

Нормативный – формулирует  мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов;

Личностный – видит  те же идеальные представления в личностном преломлении, в качестве факта индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционизма;

Философский – представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Таким образом, рассматривая мораль с одной стороны, приходится учитывать и другие аспекты. Следовательно, структурирование морали весьма условно.

В то же время простой  вариант структуры морали был  намечен еще в древности. Ведь с оной стороны мораль – понятия, убеждения, намерения, а с другой – поступки, что позволяет выделить в качестве структуры морали: моральное сознание и моральную практику.

Моральное сознание формируется  в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его  поведении и нравственной культуре.

Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).

Третий тип структурирования морали учитывает степень сложности  регулятивного воздействия, оказываемого теми или иными нравственными  представлениями.  Простейшая форма морали – норма, которая определяет поведение, и сообщаются с детства. Кроме внешнего соблюдения правил, мораль должна проникать в душу человека и там приобретать нравственные качества (благоразумие, щедрость и пр). Далее следует нравственный принцип (эгоизм, альтруизм и т.д.). Верность избранной моральной системе (принципиальность) издавна считалась достоинством личности. Однако, сам принцип абстрактен, поэтому на следующей ступени моральной структуры стоит – идеал как конечная цель, к которой направленно нравственное развитие.

По отношению ко всем этим уровням  верховным регулятором служат понятия о высших ценностях (ценностные ориентации) морали (свобода, смысл жизни, счастье).

Итак, все компоненты морали связываются между собой, в зависимости от выполненных нравственных задач они складываются во все новые структуры. Таким образом, мораль является функциональным образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Функции морали. 

Наиболее полно сущность и специфика морали раскрывается в ее регулятивном функционировании.  Среди функций морали принято выделять: воспитательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную, познавательную, регулятивную, гуманизирующюю  и др. Каждая из этих функций реализуется посредством различных этических компонентов. Так нормативно-регулятивная реализуется  через моральные нормы, принципы, кодексы; ценностно-регулятивная – через представления о ценном и неценном в поведении о нравственном идеале; познавательная – осуществляется адекватным, истинным познанием существующих норм, ценностей, закономерностей; воспитательная развивается в процессе освоения личностью нравственного опыта, формирования положительных нравственных качеств, чувств, убеждений, привычек при помощи специфических приемов убеждения, принуждения, самодисциплины и самовоспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Роль морали в обществе

Мораль принадлежит  к числу основных типов нормативной  регуляции действий человека, таких  как: право, обычаи традиции и др., пересекается с ними и в то же время существенно  отличается от них. Если в праве и организационных регуляциях предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности (как и обычаи) формируются в самой практике общественного поведения, взаимного общения людей и являются отображением жизненно-практического и исторического опыта непосредственно в коллективных и индивидуальных представлениях, чувствах и воле. Будучи продуктом общества, моральное сознание изменялось вместе с обществом (историчность морали). 
Мораль и при своем возникновении и при своем развитии была формой некоторого группового сознания, действующего в рамках данного племени, данного государства, данного сословия или класса. Мораль отражает целостную систему воззрений на социальную жизнь, содержащих в себе то или иное понимание сущности общества, истории, человека и его бытия. Надо отметить, что вообще в морали, в отличие от обычая, должное и фактически принятое совпадает далеко не всегда и не полностью. В реальной истории нормы общечеловеческой нравственности никогда не исполнялись целиком, безоговорочно, во всех случаях без исключения. Мораль , как правило, содержит разные оценки по отношению к людям своей группы и других: « Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Историческое развитие морали связано и со становлением элементов общечеловеческого сознания и понимания единства всех людей. В этом развитии прослеживается явная тенденция: чем выше стадия исторического развития, тем большие требования предъявляются к духовному миру человека.

Информация о работе Сущность и обоснование морали