Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2015 в 18:21, реферат
Как вид профессиональной этики (профессиональной морали) и как кодекс поведения государственных и муниципальных служащих, административная этика предписывает определенный тип нравственных отношений, которые представляются оптимальными с точки зрения отправления работниками аппарата государственных и муниципальных органов своей профессиональной службы. Она охватывает широкий круг вопросов, начиная с оценки целей, мотивов, особенностей участников управляющего воздействия, общества и отдельных граждан в управлении и поднимаясь до уровня многосторонних форм международного сотрудничества в сфере государственно-административного управления.
Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
1 Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы..............................................................................................................3
2. Особенности современного этапа в развитии этики в системе государственной и муниципальной власти: подходы и решения……………………………………………………………………… 5
3. Этика служебных отношений………………………………………………………...………..... 7
4. Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя…………………………………………………………………..9
5. Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений…………………………………………………………………….12
Заключение……………..………………………………………………………………………………….17
Список используемой литературы………
• Служебная этика – совокупность наиболее общих норм, правил и принципов поведения человека в сфере его профессиональной и служебной деятельности.
Служебная этика охватывает всю совокупность служебных отношений, в которых состоят люди в трудовом коллективе, начиная с отношений между членами коллектива и заканчивая отношениями руководителя и подчиненного. При этом, чем больше дистанция между людьми, занимающими различные служебные ступени, тем бо́льшую силу имеют принципы и нормы служебной этики. Строгое соблюдение норм служебной этики и правил служебного поведения способствует сплочению коллектива, мобилизации его членов на выполнение общих задач и планов.
В основе служебной этики независимо от вида профессиональной деятельности всегда лежит служение делу, общественным интересам, а не отдельной личности. Огромное значение здесь имеют традиции организации, положительный моральный опыт, личность руководителя.
В процессе управленческого общения могут складываться отношения различного рода – служебные, деловые, официальные, приятельские, товарищеские, дружеские. Их учет и различие имеют серьезное значение. Так, приятельские отношения возникают либо на основе личной симпатии, либо при наличии общих интересов, как, правило, они поддерживаются личными контактами. Напротив, товарищеские отношения складываются в процессе совместной деятельности, на основе единства целей и интересов, общности взглядов, отличаются постоянством, привязанностью людей друг к другу. В отличие от первых двух типов отношений служебные (формальные) отношения возникают только в процессе выполнения служебных обязанностей (врач – пациент, чиновник – посетитель, руководитель – подчиненный). Эти отношения регулируются служебными инструкциями и нравственными нормами (такими, как требование служебного долга, взаимное уважение и вежливость и др.).
Опыт показывает, что наибольшую сложность в этике служебных отношений представляет проблема соотнесения понятий "дружбы" и "службы" в рабочем коллективе, в отношениях между руководителем и его подчиненными, между сотрудниками учреждения. Дружба – великое чувство, помогающее человеку во многих жизненных ситуациях. А как быть с этим чувством в рамках служебных отношений, основанных на принципе служебной субординации, приоритете служебного долга? Очевидно, что ни разница в статусе, ни служебный характер отношений не могут ни нарушить, ни тем более отменить глубокое чувство дружбы между людьми. Но совершенно очевидно также, что приятельские и дружеские отношения не должны определять поведение служащего, должностного лица при исполнении им служебных обязанностей и тем более нарушать общие для всех нормы и требования служебного поведения.
Одним из основополагающих принципов служебного поведения, безусловно, является требование ориентироваться в своих поступках и решениях на личное достоинство людей, относиться к ним с уважением.
4. Культурный облик руководителя: общие, конкретные и специфические нравственные качества руководителя
Следует отбросить распространенное мнение, согласно которому этика имеет лишь косвенное отношение к теории организации. Так, для подчиненного недостаточно честности руководителя, определяемой с точки зрения прокурорских инстанций. Для него более важными являются моральная позиция руководителя, его этический уровень, умение уважать достоинство тех людей, с кем он работает, кому отдает распоряжения и поручения. Важно, чтобы руководитель не уходил от ответственности, не использовал служебное положение для получения личных льгот.
Высокий этический уровень руководителя улучшает личные отношения в коллективе, вызывает доверие, мобилизует коллектив лучше работать, получать лучшие результаты. Личностные черты руководителя, его нравственно-психологические качества оказывают, как отмечалось выше, определяющее влияние на стиль руководства.
Идеальный образ руководителя, сконструированный благодаря американским и японским исследованиям в области менеджмента, основан на сочетании как интеллектуальных, личностных, так и деловых профессиональных качеств руководителя.
1. Уважение к людям (к коллегам, сослуживцам, подчиненным).
2. Умение строить коллективную работу.
3. Личную ответственность.
Это означает, что руководитель должен при всех случаях ориентироваться на достоинство людей, уважать в них личность, быть хорошим педагогом, уметь распознавать в человеке талант, создавать условия для творческого и профессионального роста сотрудников. Руководитель должен быть требовательным к себе и другим, брать на себя ответственность в случае неудачи, знать настроения людей, чтобы оперативно устранять возникшие проблемы.
Особенно большое значение в деятельности руководителя имеет его умение строить коллективную работу для достижения поставленных целей, способность делегировать подчиненным свои властные полномочия. Считается, что если человек умеет побуждать к деятельности других, то он хороший руководитель.
1) стиль мышления (умение мыслить проблемно, перспективно и системно, охватывать все стороны проблемы, оперативно принимать решения, учитывать конъюнктуру, быть самокритичным):
2) умение осуществлять деловое общение независимо от собственного эмоционального состояния;
3) достоинство и высшую ответственность при ведении любых дел;
4) высокую работоспособность, постоянное стремление к совершенству.
Для руководителя очень важно оказывать влияние на коллектив своим личным примером. Прежде всего, руководитель должен научиться управлять собой в любой ситуации. По своему положению он должен быть доброжелательным, тактичным, выдержанным. Вежливость и приветливость в общении с людьми всегда располагают и притягивают людей, усиливают их доверие к руководителю.
Ничто так не укрепляет авторитет руководителя, как его умение быть самокритичным, проявлять внимание к критическим замечаниям в свой адрес и не преследовать подчиненных за критику. Важно также не злоупотреблять единоначалием, чаще советоваться с сотрудниками, обсуждать с ними цели и задачи организации.
Руководитель должен внимательно продумывать технологию общения с людьми. Главная задача в этой области – наладить правильные неформальные отношения с работниками. Заботящийся о своем престиже руководитель должен прежде всего подумать о том, как, не рисуясь и не выставляя напоказ свои деловые и нравственные качества, завоевать у людей доверие, желание сотрудничать. Он должен отказаться от свойственного многим руководителям заблуждения, что с их приходом начинается настоящая история учреждения или организации. Бо́льшим авторитетом пользуется тот руководитель, который умеет уважительно относиться ко всему полезному и хорошему, что было сделано до него. Главное для руководителя – поддерживать постоянный контакт с подчиненными, быть в курсе того, что их заботит, мешает работать. Для руководителя очень важно уметь контактировать с неформальными лидерами в коллективе, делегируя им по возможности полномочия и заручаясь их поддержкой в нравственном воспитании коллектива.
Руководитель должен стараться подбирать работу подчиненным в соответствии с их характером и наклонностями. Психологи знают, что люди с бо́льшим желанием выполняют то, что у них лучше получается. Так, экстраверт как социально адаптированный тип личности, ориентированный на окружающий мир, лучше выполнит то задание, которое связано с работой в коллективе, интроверт, напротив, хорошо справится с монотонной работой, не требующей постоянного общения с людьми, интеллектуал предпочтет работу, ориентированную на творчество.
Отмеченные выше качества и характеристики подводят нас к вопросу о роли гуманитарной культуры руководителя. Для того чтобы руководить людьми, необходимо иметь глубокие прикладные и гуманитарные знания. Это значит, что руководитель должен обладать знаниями психологии, социологии, педагогики, этики, владеть ораторским искусством. Практика
Необходимо подчеркнуть, что какого-то одного оптимального стиля руководства не существует. Все люди различаются по культуре, темпераменту, взглядам и их реакции на один и тот же стиль руководства также будут различаться. Руководитель должен уметь по-разному вести себя в зависимости от ситуации, владеть разнообразными стилями руководства и применять их в соответствии с обстановкой. В одних случаях будет уместен авторитарный (директивный) стиль, в других – демократический (коллегиальный). В творческих коллективах эффективным может оказаться либеральный стиль руководства, характеризующийся минимальным участием руководителя в управлении коллективом. В России переход к коллегиальному стилю руководства происходит с большим трудом, что связано с более чем 70-летним господством в стране стиля авторитарного.
Огромное значение имеет внешняя нравственная культура руководителя, его манеры, эстетика внешнего вида, знание этикета. Руководителю особенно необходимы тонкость в обращении, вежливость, корректность, умение не только чувствовать, но и сочувствовать, щадить самолюбие людей.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что руководитель должен обладать своеобразным талантом руководить людьми, должен быть незаурядной личностью. Как никто другой он должен обладать даром общения, умением видеть в каждом работнике его индивидуальность, создавать условия для раскрытия личности, реализации заложенного в каждом работнике потенциала. В литературе по этике делового общения выделяются следующие этические обязанности руководителей.
1. Руководитель должен быть
2. Лидер несет ответственность за перспективы возглавляемой ими организации.
3. Лидер должен постоянно
4. Лидер несет ответственность
за формирование слаженно
5. Руководитель отвечает за
5. Руководитель и подчиненный: этика приказов и поручений
С точки зрения теории организации любая организационная структура характеризуется рядом специфических черт:
• разделением функций между сотрудниками, закрепленным в инструкциях и правилах;
• должностной иерархией, отражающей порядок подчиненности;
• лояльностью каждого работника по отношению к своей команде;
• системой позитивных и негативных санкций.
Отношение руководителя к подчиненным оказывает непосредственное влияние на характер делового общения в коллективе, в значительной степени определяет его нравственно-психологический климат. Успех руководства, как показывает опыт, во многом зависит от того, какие этические нормы и принципы использует руководитель по отношению к подчиненным, на основе чего им отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. И напротив, без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.
Современные отечественные и зарубежные исследователи говорят о существовании четырех основных видов межличностных отношений в системе "руководитель – подчиненный": приказание, внушение, участие, делегирование. В основу их выделения положена известная в практике управления закономерность, согласно которой степень руководства определяется уровнем профессионализма сотрудников: по мере роста профессионализма сотрудника руководитель меньше им управляет, больше его поддерживает, вселяет в него уверенность в своих силах (таблица 1.)
Таблица 1
Виды межличностных отношений в системе "руководитель – подчиненный
Приказание |
Внушение |
Участие |
Делегирование |
Оптимально в случае низкого уровня профессионализма сотрудника, когда он не готов к выполнению задачи и не берет на себя ответственность |
Используется на уровне зрелости сотрудника от низкого до среднего, когда он еще не способен, но готов взять на себя ответственность. Здесь необходимы руководство, поддержка. |
Оптимально на уровне зрелости от среднего до высокого, когда сотрудник готов к выполнению задачи, но психологически еще не готов к ответственности. Здесь больше нужна поддержка, а не руководство, необходимо совместное обсуждение проблем |
Используется в случае высокого уровня профессиональной зрелости сотрудника. Передача полномочий сотруднику означает минимум управления и малую степень поддержки, расчет на собственные силы и ответственность самого сотрудника |
Информация о работе Сущность и особенности этики государственной и муниципальной службы