Сущность нравственного сознания, отношения и поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 09:16, реферат

Описание работы

Нравственное сознание представляет собойотражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Моральное сознание определяет оптимальную для данного общества модель поведения. В зависимости относителя моральное сознание подразделяется на индивидуальное и общественное.

Содержание работы

1. Сущность нравственного сознания, отношения и поведения
2. Сущность морали и нравственности. Функции и структура морали
Библиографический список

Файлы: 1 файл

kazedu_200645.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)

Как форма общественного сознания и как совокупность бытующих нравов, мораль определяет и корректирует поведение человека, его поступки и отношения. Мораль явилась исторически первым способом социальной регуляции, обеспечивающим согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны).

На отношение морали и социальности (социальных отношений) известны две основные точки зрения. Согласно одной, мораль представляет собой разновидность социальных отношений, более того, обусловлена базовыми общественными отношениями (Маркс, Дюркгейм); согласно другой, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений, более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом подходе объясняется следующим. Мораль, безусловно, присутствует в общественной практике и опосредована ею. Вместе с тем мораль неоднородна: с одной стороны, она представляет комплекс принципов, в основе которого лежит отвлеченный идеал, а с другой - практические ценности и требования, посредством которых этот идеал индивидуально осознается и отображается обособленным сознанием и включается в регулирование отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивы воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которые фиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам.

Мораль, являясь продуктом социального опыта поколений, итогом этической рефлексии общества способствует людям обрести оптимальные формы взаимосвязи и взаимоотношений. Выражая общественные интересы, мораль в конечном счете обеспечивает индивидуальные интересы. И поэтому моральные устои общества являются основой как общественного, так и индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.

Нравственность – термин, являющийся, как правило, синонимом понятию мораль. Однако в истории философии и этики нравственность иногда рассматривалась как нечто отличное от морали. Концептуальное различие между понятиями «мораль» и «нравственность» проводил Г.В.Ф. Гегель. Под моралью он понимал область субъективно-индивидуальной моральности, распространяющуюся на сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям. Понятию нравственность философ придавал более высокий смысл. Нравственность по Гегелю – это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это – «в себе и для себя сущие законы и учреждения». Непосредственными проявлениями нравственности, по Гегелю, семья, гражданское общество и государство.

Имеются и другие точки зрения. Например, «мораль – форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, нравов или мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксируемых норм, внешнего психологического принуждения и контроля групповых критериев, общественного мнения, а нравственность – сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, его внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро».

Для более полного понимания сущности морали важное значение имеет выявление ее функций. Кратко перечислим их.

1.Гуманизирующая  функция морали состоит в приобщении  личности к высоким нравственным  принципам и идеалам, что способствует  «очеловечиванию» человека, становлению  Человека, достойного любви и  уважения.

2.Регулятивная  функция. Мораль регулирует отношения  и поведение людей в обществе. Однако право, религия, искусство, политическое  сознание также во многом определяют  поведение человека. Поэтому важно  выделить специфику регулятивной  функции морали, которая заключается  в следующем. Во-первых, мораль регулирует  практически все сферы жизнедеятельности  человека (чего нельзя сказать  о праве, политике, эстетическом  сознании). Во-вторых, мораль ориентирует  человека на достижение нравственного  идеала, который сам по себе (по  определению) недосягаем. В-третьих, регулятивная  функция морали реализуется с  опорой на авторитет общественного  мнения и на моральные убеждения  человека.

3.Мораль  играет важную роль в подготовке  к будущей социальной деятельности, в формировании ценностных ориентаций  и нравственно-психологических установок. Поэтому воспитательная функция  морали состоит в формировании  человеческой личности, ее сознания  и самосознания.

4.С воспитательной  тесно связана познавательная  функция морали. Моральное познание  как бы предшествует нравственному  воспитанию личности. Моральное  познание позволяет человеку  осознать, что запрещено, а что  можно делать. В моральном познании  определяющую роль играют чувства, вера, интуиция, в отличие от научного  познания, где главную роль играет  разум.

5.Коммуникативная  функция морали. Она проявляется  в особой роли морали в человеческом  общении, где она выступает его  необходимым условием, фактором, формообразующим  элементом и результатом.

Безусловно, названные функции не исчерпывают роли морали в жизни человека и общества в целом. К тому же степень их проявления определяется конкретной жизненной ситуацией.

Структура морали многоярусна и многопланова, охватить одновременно все ее комбинации нереально. Поэтому рассмотрим лишь один вариант ее возможного структурирования.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, которая является результатом сложного взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

 

Библиографический список

 

  1. Абу аль Маудуди. Образ жизни в исламе. - М.: Наука, 2010.
  2. Бербешина З.А. Этика и практика социального работника/ Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технология.- М.: Знание, 2009 .
  3. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М.: Наука. 2009.
  4. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: Наука, 2008.
  5. Вейс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Минск, 2008.
  6. Шадриков В.Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия.// Школа духовности. - 2010. - № 2.
  7. Гаранджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие. – М.: Наука, 2010.
  8. Гессен Ю. История еврейского народа в России. – М.: Наука,2008.
  9. Гуревич П.С. Философия культуры: Учебник для высшей школы. – М.: NOTA BENE, 2009.
  10. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – М.: Гардарики. – 2009.

 


Информация о работе Сущность нравственного сознания, отношения и поведения