Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 20:42, реферат
Дело не только в том, что многие культурные ценности, бывшие раньше достоянием избранных аристократических кругов, стали в нашей стране доступны широким массам читателей, зрителей, слушателей. Благодаря росту активности трудящихся, увеличению количества свободного времени, внедрению научно-технических достижений во все сферы общественной жизни все более существенную роль приобретает культура человеческих отношений, культура общения людей.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие этикета и его виды…………………………………………….6
Глава 2. Светский этикет………………………………………………………..10
2.1. Понятие и особенности светского этикета………………………………...10
2.2.Составляющие светского этикета…………………………………………..15
Заключение……………………
И еще есть одно понятие, близкое к тактичности,— корректность. Это умение владеть собой, держать себя в рамках общепринятых приличий в любых ситуациях. Конечно, следует учитывать и то, что поведение человека в значительной степени зависит от состояния его нервной системы, характера, темперамента.
Любой человек может оказаться в какой-то конфликтной ситуации дома и на работе, в общественной жизни. И часто корректность поможет ему достойно выйти из любого положения. Жизненные ситуации показывают, как во многом проигрывает человек, не сумевший вовремя взять себя в руки, удержаться от гнева, который часто приводит к опрометчивым поступкам, запоздавшему раскаянию и стыду. А какой неприятный осадок остается на душе после этого. “То, что начато в гневе, кончается в стыде”,— говорил Лев Толстой. Исходя из жизненных примеров, ученые и педагоги, писатели и общественные деятели давно уже пришли к выводу, что гнев есть признак слабости, а не силы, и проявление его чаще всего приносит самому человеку только вред. Недаром народные пословицы говорят: “Вспылил — дело погубил”, “Во гневе — что юнец, что аксакал, как только вспыхнул гнев — так ум пропал”.
Корректность нужна человеку. Кем бы он ни был и где бы ни трудился, умение владеть собой, выдержка и вежливость создадут ему прочный авторитет и уважение окружающих. На работе она помогает устранить то, что мешает интересам дела, в личных отношениях способствует взаимопониманию людей, помогает сохранить достоинство. Кстати, достоинство — одно из личностных качеств человека, которое тоже занимает свое место в культуре поведения человека.
Если человек всегда выполняет то, что обещает, если он приходит в то время, которое назначено, значит, на него всегда можно положиться. Он никогда не подведет в служебных и других делах. А его собранность, подтянутость и точность могут служить примером для окружающих. Обычно такой человек и пользуется авторитетом среди знакомых и товарищей по работе.
Наверное, придет время, и некоторые из них, оглядываясь на себя в прошлом, поймут, насколько не правы они были, какими, может быть, смешными и заносчивыми казались другим. Неприятно смотреть на тех, кто зазнается и превозносит себя. Но и быть скромным не всегда легко. Иногда ведь так хочется, чтобы тебя заметили, похвалили, оценили по достоинству, а окружающие как будто этого и не делают. И все же скромность редко остается неоцененной.
Давно уже подмечено, что чем культурнее человек, тем он скромнее. И как бы ни были велики его заслуги, он никогда не будет хвастливо выставлять их напоказ, без нужды выказывать все свои знания. Напротив, это некультурный человек часто высокомерен и чванлив. Он снисходительно относится ко всем окружающим, считая себя выше и умнее их. К таким в полной мере относятся пушкинские слова “мы почитаем всех нулями, а единицами — себя”.
Светский этикет решительно осуждает и нетерпимо относится к такому поведению, которое говорит о том, что человек думает только о себе, совершенно игнорируя то, как окружающие реагируют на его слова и поступки.
Случается, что человек, стремящийся к сохранению собственного достоинства, переоценивает себя, явно преувеличивает или просто нескромно подчеркивает свои заслуги или преимущества. И тогда вместо, казалось бы, уважительного отношения у окружающих людей могут возникнуть совершенно противоположные чувства.
Всякая самооценка должна предполагать, в первую очередь, знание своих слабых сторон и недостатков, что не позволит переоценить свои заслуги или преимущества. Вот почему скромность естественна для тех, кто умеет правильно понять и оценить все качества собственной личности, самокритично судить о себе, не заявлять о своих достоинствах и преимуществах громогласно, прилюдно.11
Заключение
Говорить о культуре поведения человека — значит говорить и о его манерах. История культуры знает много документов, которые содержали в себе различные правила поведения. К их числу относят и “Письма к сыну” английского лорда Честерфилда, написанные в XVIII веке. Наряду с наивным и смешным в них есть и кое-что поучительное для людей, живущих в наше время. “Хоть... вопрос о том, как вести себя в обществе, и может показаться сущим пустяком, он имеет всегда важное значение, когда цель твоя — понравиться кому-нибудь в частной жизни. А я знавал немало людей, которые неуклюжестью своей сразу же внушали людям такое отвращение, что все достоинства их были потом перед ними бессильны. Хорошие же манеры располагают людей в твою пользу, привлекают их к тебе и вселяют в них желание полюбить тебя”.
Как часто в те времена во многих странах знание правил этикета и умение практически их применять играли заметную роль в судьбе светского человека. Бывало, что перед ним закрывались двери влиятельных домов только потому, что он, будучи на званом обеде, показал свою неловкость и неумение обращаться со столовыми приборами.
Говоря о манерах, не следует забывать и об их социальном и национальном характерах. Живописные полотна и прикладное искусство, художественная литература и кинофильмы — богатейший материал, который, отражая различные детали быта людей, показывает и их различные манеры как раз в этом плане, социальном и национальном.
Мы помним пушкинского Онегина, представителя дворянского класса, который имел “счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Он “легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно”. “И свет решил, что он умен и очень мил”. Мы читаем про японцев и их манеру кланяться помногу раз в день знакомым и даже незнакомым людям, в зависимости от разных ситуаций. Мы знаем про манеру сдерживать свои чувства у англичан и выплескивать их наружу у итальянцев.
И все же можно для людей всех наций говорить о манерах, которые могут быть хорошими или плохими. Встречаются люди, выступающие чуть ли не противниками правил хорошего тона, хороших манер. Они говорят: “Правила хорошего тона — это лишь форма, ничего не говорящая о содержании человека. Есть люди морально испорченные, пустые, маскирующие свое подленькое нутро мещанина хорошими манерами. И поэтому, чтобы не ошибиться в человеке, чтобы не принять внешнее, напускное за его истинную сущность, лучше вообще отбросить все эти правила. Пусть каждый человек ведет себя так, как он хочет, тогда сразу будет видно, кто хороший, а кто плохой”. Конечно, главное — внутренняя суть человека, но не менее важными являются и его манеры поведения.
В основе
всех хороших манер лежит
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим.
1 Бачинин В.А. «Этика»: энциклопедический словарь, Москва: изд-во Михайлова В.А., 2005 г.
2 Андреев В.Ф. «Золотая книга этикета»: книга, Москва: «Вече», 2011г.
3 «Речевой этикет и бизнес»: практическое пособие, Москва: Норма,2008 г.
4 Бачинин В.А. «Этика»: энциклопедический словарь, Москва: изд-во Михайлова В.А., 2005 г.
5 Канке В.А. «Современная этика»: учебник, Москва: Омега-Л, 2009 г.
6 Жаклин Уитмор «Деловой этикет. Основы этикета, которые помогут вам добиться успеха в бизнесе»: практическое пособие, Москва: ТетраСистемс, 2010 г.
7 Чарльз Пурди «Этикет в большом городе. Изящные манеры для современного мегаполиса»: книга, СПб: Феникс, 2011 г.
8 Андреев В.Ф. «Золотая книга этикета»: книга, Москва: «Вече», 2011г.
9 Гольдин В.Е. «Речь и этикет»: книга для учащихся, Москва: ИНФРА-М, 2010 г.
10 Эмили Гост «Деловое общение, этика и этикет»: практическое пособие, Москва: НИМБ, 2008 г.
11 Афанасьева О.В. «Этика и психология профессиональной деятельности юриста»: учебное пособие, Москва: Академия, 2008 г.