Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 15:25, контрольная работа
В экономическом мире люди постоянно в чем-то убеждают себя и других. Они ведут переговоры, рекламируют и продают товары, советуют, руководят т.д. Все эти действия предполагают умение убеждать, а если убедить не удалось, то люди пытаются обмануть или каким-то другим образом заставить других сделать то, что им выгодно. То есть, они пытаются манипулировать другими людьми.
Манипуляция – это вид психологического воздействия, которое используется для скрытого внедрения в психику человека целей, желаний, намерений, отношений или установок манипулятора, не совпадающих с актуально существующими потребностями человека.
Введение……………………………………………………………………………...3
Психологическая природа манипуляций……………………………………....4
Технология методов и приемов манипуляций в межличностном общении………………………..8
Являются ли знания приемов и методов манипулятивного воздействия гарантией защищенности личности, ее информационно-психологической безопасности……………………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………………16
Список литературы…………………………………………………………………17
Найдется немало людей, которые откажутся от покупки и уйдут. Но в том-то и дело, что ни один манипулятивный прием не является универсальным, безотказной психологической «отмычкой», рассчитанной на 100%-й охват населения. Таких приемов влияния просто не существует. Продавца-манипулятора интересуют, разумеется, более скромные результаты. Он прекрасно знает, что всегда найдутся и такие покупатели, которым будет неловко отказаться от своего намерения. В этих условиях человек чувствует себя очень неудобно. К тому же продавец такой вежливый, заботливый, обходительный, что, право, неудобно отказываться. Именно на таких людей и рассчитана «приманка».
Задумав экспериментально проверить действие приема «не в дверь, так в окно», студентов просили поработать в качестве добровольцев с малолетними преступниками. Причем сначала одних студентов они просили сопровождать юных правонарушителей на экскурсию в зоопарк, что заняло бы несколько часов времени. Число студентов, согласившихся выполнить эту просьбу, было невелико: 83% опрошенных отказались это делать. Тогда исследователи изменили тактику и стали предлагать уже другим студентам поучаствовать в благородной, но чересчур обременительной миссии, а именно опять-таки добровольно и бесплатно консультировать малолетних преступников по различным вопросам в течение двух лет. Paзумеется, никто из опрошенных не согласился пойти на такую жертву. Таким образом, «проникнуть в дверь» исследователям не удалось, она оказалась «захлопнутой перед носом». Тогда они попробовали пробраться «в окно». И нужно сказать, им это удалось сделать. Студентам, отказавшимся два года работать с «малолетками», предлагали посвятить им всего лишь несколько часов, сопровождая на экскурсию в зоопарк. На этот раз число согласившихся сопровождать «трудных» подростков в зоопарк увеличилось в три раза. Студенты охотно уступали в ответ на сниженную, «маленькую» просьбу. Уступчивость, проявляемая после уменьшения просьбы, объясняется тем, что человек воспринимает ее снижение как своего рода уступку себе. И поэтому делает шаг навстречу просителю, чтобы не выглядеть в его, да и в собственных глазах тоже, совсем уж черствым и неблагодарным. Иначе говоря, на уступку он отвечает взаимностью и тоже уступает.
Как видим, нормы долга и ответственности — довольно серьезный фактор влияния на поведение людей. Поэтому он может быть использован и используется не только в межличностных отношениях, но и в государственной политике, в экономической деятельности, в пропаганде.
Следует иметь в виду, что чувство ответственности, столь сильно влияющее на поведение, возникает у человека лишь тогда, когда он сам, добровольно принимает обязательства. Если же обязательства и ответственность навязываются индивиду извне, то тогда они не оказывают на него сколько-нибудь существенного воздействия, поскольку воспринимаются им как внешнее давление.8
Являются
ли знания приемов и методов
Существует большое количество способов уберечься от манипуляций, все они состоят из переплетения шести так называемых базовых защитных установок. А именно: уход, изгнание, блокировка, управление, замирание и игнорирование.
Вариации: смысловые и семантические барьеры («мне трудно понять, о чем идет речь»), ролевые рисунки («я на работе»), «маска», «персона» и т. п., которые принимают на себя основной «удар» («это не я — это у меня характер такой»). Предельное выражение: ограждение себя, полная самоизоляция посредством глубокоэшелонированной обороны.
Я считаю, что знания приемов и
методов манипуляции не являются
стопроцентной гарантией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели психологическую сущность понятия «манипуляция», описали основные механизмы манипулятивного воздействия, познакомились с его методами и приемами, которые часто применяются в профессиональной жизни во время межличностного общения.
Большинству людей знакомо ощущение того, что им навязывают против воли определенное поведение или убеждения. Это означает, что мы попадаем под чье-то скрытое психологическое воздействие, нами манипулируют. Существуют различные приемы и методы манипуляции, применяемые во время делового общения (споров, полемики, дискуссий, переговоров).
Нами были изучены варианты нейтрализации такого воздействия, из этого следует, что знание механизма функционирования различных приемов манипулятивного воздействия в общении поможет человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь тем самым объектом манипуляции со стороны безнравственных партнеров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 1984. – С.253.
2 Психологический словарь. М.: Педагогика-Пресс, 1999. – С.232.
3 Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990. – С.179
4 http://comm-psy.ru/?p=47
5 http://www.psychologos.ru/
6 Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: ИФРАН, 1999. – С.36
7 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм и защита. – М.: Че Ро: Юрайт, 2000. – С.57
8 Чалдини Р. Психология Влияния – СПб, - 1999. – С.86-89
9 Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизм и защита. – М.: Че Ро: Юрайт, 2000. – С.75
Информация о работе Технологии и приемы манипуляции в межличностном общении