Типы этических концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Э́тика (от др.-греч. — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Содержание работы

1 Предмет этики
1.1 Становление этики
1.1.1 Аристотель
2 Основные проблемы этики
3 Классификация этических ценностей
4 История этики
4.1 Краткий обзор
4.2 Современное состояние этики
5 Метаэтика
6 Нормативная этика
6.1 Исторические направления
6.1.1 Стоицизм
6.1.2 Гедонизм
6.1.3 Эпикуреизм
6.2 Современные направления
6.2.1 Консеквенциализм
6.2.2 Утилитаризм
6.2.3 Деонтология
6.2.4 Постмодернизм
7 Прикладная этика
7.1 Биоэтика
8 Разделы этики
9 Типы этических концепций

Файлы: 1 файл

этика.docx

— 27.83 Кб (Скачать файл)

Содержание 

1 Предмет этики 

1.1 Становление этики 

1.1.1 Аристотель

2 Основные проблемы этики

3 Классификация этических  ценностей

4 История этики 

4.1 Краткий обзор

4.2 Современное состояние  этики

5 Метаэтика

6 Нормативная этика 

6.1 Исторические направления 

6.1.1 Стоицизм

6.1.2 Гедонизм

6.1.3 Эпикуреизм

6.2 Современные направления 

6.2.1 Консеквенциализм

6.2.2 Утилитаризм

6.2.3 Деонтология

6.2.4 Постмодернизм

7 Прикладная этика 

7.1 Биоэтика

8 Разделы этики

9 Типы этических концепций

 

Э́тика (от др.-греч.  — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

 

Термин этика иногда употребляется  также для обозначения системы  моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

 

По мнению Г. В. Дубова, основная составляющая философской основы этики  — диалектический метод познания.

 

Предмет этики. Некоторые исследователи отмечают сложности с определением предмета этики как философской дисциплины. В отличие от естественных наук, чей предмет связан с миром природных явлений, что даёт возможность обозначить предмет указанием на объекты реальности, этика и философия предполагают усвоение некоторого минимума философских знаний, чтобы пришло понимание предмета. Обзор истории этических представлений позволяет ознакомиться с предметом этики.

 

Становление этики. Выделение этики как особого аспекта философии связано со сделанным софистами (5 в. до н. э.) открытием, что установления культуры существенно отличаются от законов природы. В отличие от природной необходимости, которая всюду одна и та же, законы, обычаи, нравы людей разнообразны и изменчивы. Появилась проблема сопоставления различных законов и нравов с целью выяснить, какие из них лучше. Выбор между установлениями культуры, различающимися у разных народов, а также меняющимися от поколения к поколению, оказался зависимым от их обоснования. Источником их оправдания оказывался разум.

Эта идея была подхвачена и развита Сократом и Платоном.

 

Аристотель. Согласно ученику Платона Аристотелю, цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь. «Тем самым этика как практическая философия была отделена от теоретической философии (метафизики).»

 

Исходным пунктом этики  являются не принципы, а опыт общественной жизни, поэтому в ней недостижима  такая же точность, какая свойственна, например, математике; истина в ней  устанавливается „приблизительно и в общих чертах“.

 

Аристотель отмечает, что  действия человека целесообразны, что  у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна  ради неё самой, а не являться средством  для какой-то иной цели. Именно она  как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

 

Высшее благо принято  называть счастьем. Для счастья нужны  внешние блага и удача, но главным  образом оно зависит от совершенной  деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

 

В широком значении этика  у Аристотеля — наука о полисе (политическая наука), задающая основу для политики и для экономики.

 

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра  и зла

Проблема смысла жизни  и назначения человека

Проблема справедливости

Проблема должного

Классификация этических ценностей. Согласно Н. Гартману, всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

 

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

ценности «культурного круга  христианства» — любовь к ближнему; правдивость и искренность; надежда  и верность; доверие и вера; скромность, смирение, дистанция; ценности внешнего обхождения;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

История этики

Краткий обзор. Термин впервые употреблён Аристотелем как обозначение особой области исследования «практической» философии, ибо она пытается ответить на вопрос: что мы должны делать? Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели, то есть самореализацию. Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины. Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Так называемое «золотое правило  этики» — «не делай другим того, чего не желаешь себе», существовало в том или ином виде независимо в разных культурах. Оно присутствует у Конфуция, встречается в Мишне.

В процессе развития этических  теорий философы встретились со значительными  трудностями в унификации терминологии, так как в разных теориях объявлялись  базовыми разные понятия, часто неопределённые, субъективные или противоречивые (добро  и зло, смысл жизни и т. д.).

Более того, в силу того факта, что этика рассматривает индивидуальную мораль, относящуюся к защищённым подсознательным механизмам, глубокий анализ затрудняется срабатыванием  психологической защиты, блокирующей  критический анализ подсознательных  установок.

 

Особенности религиозных  этических систем состоят в том, что в религиях, содержащих персонифицированного бога, бог является объектом морали, и базовыми становятся нормы, императивно  объявленные религией как божественные, этика общественных отношений как  система моральных обязательств по отношению к обществу дополняется (или подменяется) божественной этикой — системой моральных обязательств по отношению к богу, вплоть до того, что может вступать в конфликт (иногда социальный или даже массовый) с общественной моралью.

Следует иметь в виду, что классические исследования этики  проводились, главным образом, умозрительно, исследователем на собственном примере, и потому часто изобилуют генерализацией личных принципов и ограничений  на этику в целом. Преодолеть этот субъективизм стремится аналитическая  этика, использующая, в частности, формальную логику для анализа этических  высказываний и построения общезначимых этических суждений.

Современное состояние  этики. Современность приводит с одной стороны к релятивации этики (нигилизм), а с другой стороны — к расширению поля этического: понятие добра распространяется на взаимоотношения с природой (биоцентрическая этика) и научные эксперименты (биоэтика).

На волне феминизма  этика получила гендерное истолкование: вместо абстрактной гуманности или  человечности (критика которых достигла апогея в постмодернистской концепции  «смерти человека») добродетели  могут группироваться по оппозиции  мужественности и женственности.

Альбертом Швейцером выдвинут принцип благоговения перед жизнью, основанный на этике ненасилия Льва Толстого и Махатмы Ганди. В своей книге «Культура и этика» А. Швейцер проанализировал историю этики и её состояние в 20 веке, а также наметил пути её развития.

Тейяр де Шарден в своем  труде «Феномен человека» объединяет традиционную этику с теорией  эволюции.

Развитие медицины и биотехнологий  привело к быстрому развитию биоэтики как анализа возникающих при  принятии медицинских, судебно-юридических  и прочих подобных решений этических  затруднений.

Метаэтика.

Изучение происхождения  и значения этических категорий  и понятий, решение проблемы существования  общечеловеческой, универсальной и  исторически неизменной этической системы. Направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа. С метаэтикой связываются этические исследования начала и середины 20 века. Первым исследованием в области метаэтики считается работа Джорджа Э. Мура «Принципы этики».

 

Нормативная этика.

Поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра. Существует ли правило, которое может выступать  в качестве такого принципа для всех случаев?

 

Исторические  направления.

 Стоицизм

Философская школа, возникшая  во времена раннего эллинизма  и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя  школа получила по названию портика  Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. В этике стоицизм близок киникам, не разделяя презрительного отношения последних к культуре. Все люди — граждане космоса как мирового государства; стоический космополитизм уравнивал (в теории) перед лицом мирового закона всех людей: свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Всякое нравственное действие является, согласно стоикам, ни чем иным, как самосохранением и самоутверждением, и это увеличивает общее благо. Все грехи и безнравственные поступки — это саморазрушение, утрата собственной человеческой природы. Правильные желания и воздержания, поступки и дела — гарантия человеческого счастья, для этого надо всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не склоняться ни перед какой силой. Главная идея стоической этики — телеологически и каузально предустановленный ход мировых событий. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит» (Сенека). Стоики выделяют четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением (ортос логос). Все вещи стоики делят на Благо (этика), зло, безразличие (адиафора). Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность. Во времена империи учение стоиков превратилось в своего рода религию для народа. Этика и физика стоицизма пользовалась большим влиянием в эпоху Возрождения и раннее Новое время.

 

Гедонизм.

Этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни. Одной из известных разновидностей гедонизма  является эвдемонизм. Основоположником гедонизма считается древнегреческий  философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает  два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как  грубое, порывистое движение души. При  этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в  своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.

 

Эпикуреизм.

Философское учение, исходящее  из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений  в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью  нахождение теоретической истины, она  не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни  человеку необходимо:

отсутствие телесного  страдания;

невозмутимость души (атараксия);

дружба.

Главный интерес для эпикурейцев  представляет чувственный мир, поэтому  их основной этический принцип —  удовольствие. Но Эпикур представлял  удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие. В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

 

 

Современные направления 

Консеквенциализм.

Принятое общее обозначение  для тех групп моральных теорий, в которых считается, что лишь последствия своего поведения могут  служить подлинной основой для  какой-либо нравственной оценки данного  поведения. Таким образом, с точки  зрения консеквенциалистов, морально пра́вый акт (или бездействие) это тот, который даёт хорошие результаты или последствия. Эта точка зрения часто выражается в виде афоризма «цель оправдывает средства». Консеквенциализм в этическом смысле обычно понимается, в отличие от деонтологии, в том, что в деонтологии происходит оценка правильности или неправильности поведения в зависимости от характера самого поведения, а не от результатов данного поведения. Он также отличается от «права силы», которое фокусируется на характере субъекта больше, чем на сути последствий действия (или бездействия) непосредственно.

Информация о работе Типы этических концепций