Учение Аристотеля о золотой середине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 21:28, реферат

Описание работы

С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространенных кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей, что и стало его обозначением: Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог). Десять заповедей сформулированы в Библии дважды, в книгах «Исход» (20:1— 17) и «Второзаконие» (5:6—21), между ними есть несколько разночтении. Кроме того, заповеди, хотя и в иной редакции, излагаются еще в книге «Левит» (19:3—19). О жизни и учении Моисея в целом нам известно по приписываемым ему первым пяти книгам Библии (Пятикнижие, в иудейской традиции — Тора, что означает «учение»).1

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....3-4
1.Жизнь Святого пророка Моисея………………………………….…5-10
2.Моральные и этические учения пророка Моисея………………...11-14
3.Заключение……………………………………………………………...15
4.Список используемой литературы………………………………….....16

Файлы: 1 файл

Этика Моисей.docx

— 45.82 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и  образования РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо – Кавказский федеральный университет»

Гуманитарный институт

Факультет истории, философии  и искусств

Кафедра культурологи и искусств

 

 

Реферат на тему: 
 
«Учение Аристотеля о золотой середине»

 

 

по дисциплине

«Этика»

 

 

Выполнила:

Студентка группы ППО 121 (А)

Виба Анастасия Александровна

 

Проверил:

Старший преподаватель

Кафедры культурологи и искусств

Нестерова В. Л.

 

 

 

Ставрополь 2013

Содержание: 
Введение………………………………………………………………....3-4

1.Жизнь Святого пророка Моисея………………………………….…5-10

2.Моральные и этические учения пророка Моисея………………...11-14 
3.Заключение……………………………………………………………...15 
4.Список используемой литературы………………………………….....16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для подробного изучения этики как  науки необходимо знать историю  ее становления. Возникшая в рамках античной философии, этика развивалась  и преобразовывалась во всех последующих  столетиях. «этика» - греческое слово, обозначающее «привычка», «навык».

Основоположником этики принято  считать Сократа. Его ученик Платон и ученик Платона Аристотель развивали  этику дальше, продолжая начатое  Сократом великое дело.

Шли годы, менялись взгляды, появлялись все новые философские течения  и направления, вместе с этим развивалась  и этика. И вот наконец-то к  восемнадцатому веку она выделалась в самостоятельную науку, предметом  изучения которой является мораль.

Эту самую мораль изучали и познавали  многие философы и мудрецы. Среди  них можно назвать Платона, Аристотеля, Эпикура, Марка Аврелия, Августина, Канта (кстати, именно он завершил выделение этики в отдельную, не зависящую от других науку), Ницше, Гегеля и многих других.

Моисея – основателя религии иудаизма, также принято считать мудрецом и философом, занимавшегося вопросами этики.

Моисей — законодатель и учитель еврейского народа, основатель религии иудаизма. Он исходил из основного убеждения, согласно которому путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, верховенство закона.

С именем Моисея связан один из древнейших и самых распространенных кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей, что  и стало его обозначением: Десять заповедей (Десять речений, Десятисловие, Декалог). Десять заповедей сформулированы в Библии дважды, в книгах «Исход» (20:1— 17) и «Второзаконие» (5:6—21), между ними есть несколько разночтении. Кроме того, заповеди, хотя и в иной редакции, излагаются еще в книге «Левит» (19:3—19). О жизни и учении Моисея в целом нам известно по приписываемым ему первым пяти книгам Библии (Пятикнижие, в иудейской традиции — Тора, что означает «учение»).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь святого  пророка Моисея

 
Книга Исход повествует о том, что  родители Моисея принадлежали колену (см. Колена Израилевы) Леви .2 Моисей родился в Египте в царствование фараона, который не знал Иосифа, бывшего первым вельможей при его предшественнике. Он усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и закабалил израильтян, отправив их на царские работы. Каторжный труд не сократил, однако, их численности, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных младенцев-израильтян мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохевед удалось скрывать младенца у себя дома в течение трех месяцев. Не имея более возможности прятать ребенка, она оставила его в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание. Поняв, что перед ней один из еврейских детей, она, однако, сжалилась над плачущим красивым младенцем и по совету сестры Моисея Мирьям, издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мирьям позвала Иохевед, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у нее вместо сына» .3

Возмужав, Моисей заинтересовался  участью своих порабощенных соплеменников  и «вышел к своим братьям». Изнурительный  труд израильтян, гнет и издевательство фараоновых надсмотрщиков возмутили его. Увидев однажды, как один из надсмотрщиков избивает еврея на строительных работах, Моисей убил обидчика-египтянина и скрыл его тело в песке. Однако заступничество Моисея не нашло должного отклика в душах его закосневших в рабстве сородичей. Напротив, когда Моисей снова вышел к ним на другой день, он оказался свидетелем ссоры между двумя евреями, дошедшей до драки. «И сказал он неправому: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя судьей и начальником над нами? Не думаешь ли убить меня, как ты убил египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, дело стало известно. И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея» .4 Спасаясь от гнева фараона, Моисей бежал в землю мидианитов, где женился на дочери местного жреца Итро Циппоре, которая родила ему сыновей Гершома и Эли‘эзера. Долгие годы Моисей пас овец своего тестя в Синайской пустыне. Поворотным пунктом в его жизни была теофания5 у горы Хорев, к подножью которой он привел свое стадо. 

Там Бог окликает Моисея из неопалимой купины — горевшего, но не сгоравшего куста — и открывает ему Свое имя Яхве и объявляет о Своем решении вызволить изнывающих от непосильного труда евреев из египетского рабства и привести их в землю Ханаанскую, «текущую молоком и медом». На Моисея возлагается задание осуществить это решение. 6

На первом этапе Моисей получает приказ пойти вместе со старейшинами к фараону и от имени Бога потребовать  у него отпустить народ на три  дня в пустыню, чтобы принести жертву Богу, открывшемуся Моисею. Ошеломленный Моисей пытается уклониться от столь  высокой миссии под разными предлогами: он косноязычен, задание ему не по силам, он сомневается в том, что  израильтяне согласятся слушать  его, потому что они не знают, от имени  какого бога он выступает. Но Бог неумолим. Раскрыв Моисею свою вечность и всемогущество, Он наделяет Моисея чудотворной силой  и назначает его старшего брата Аарона толмачом и вестником Моисея «Итак он [Аарон] будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога». 7

В ответ на требование Моисея и  Аарона отпустить евреев на краткое  время для жертвоприношений в  пустыню фараон еще более отягощает  работы израильтян. Тогда Бог при  посредстве Моисея насылает на страну фараона десять казней египетских. Во время последней казни погибают все первенцы Египта, включая сына фараона. Лишь тогда владыка Египта не только соглашается отпустить евреев, но даже требует, чтобы они покинули страну немедленно.

Израильтяне покидают Египет 15 дня  месяца нисан . Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил израильтян, и выходит в погоню за ними. Войско фараона настигает израильтян у Чермного (Красного) моря. Тогда Моисей рассекает море своим посохом, и евреи переходят его посуху, но когда египтяне следуют за ними, Моисей простирает руку над морем, и воды смыкаются над преследователями. 

С первых же дней скитания в безводной  пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого  бунта против Моисея и Аарона. Моисей вынужден по повелению Бога совершить  несколько чудес: опреснить горькую  воду, высечь родник в скале, накормить  народ манной небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню. 

На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение самалекитянами — народом, преградившим израильтянам дорогу к горе Синай. В разразившейся битве израильтяне одерживают победу благодаря Моисею, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу. 8

Преодолев все препятствия, народ  подходит к горе Синай — она же Хорев, где Моисей удостаивается откровения Яхве. Здесь Бог открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во все услышанье оглашает Десять заповедей, в которых объявляет Себя единым Богом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм .9

Успокоив устрашенный народ, Моисей вступает в туман, окутывающий гору, где получает от Бога подробный свод законов. Бог повторяет Свое обещание привести народ в Землю обетованную.10

После этого Яхве снова вызвал к себе Моисея, чтобы передать ему каменные таблицы с записанными на них повелениями. Моисей снова взошел на гору и был там сорок дней и сорок ночей. Оставшийся внизу народ пришел в волнение из-за долгого отсутствия Моисея. Израильтяне решили сделать себе других Богов, чтобы вообще не остаться без них. Они собрали все золотые серьги, и Аарон переработал их в литого тельца, который заменил им Яхве.  Они сказали, что этот золотой телец вывел их из Египта. Яхве возмутился и хотел уничтожить это необузданное племя и заново создать великий народ из потомков Моисея. Моисей заступился за евреев.

Спустившись вниз с двумя  плитами, на которых перстом Божьим были выведены законы, Моисей увидел разнузданную картину плясок вокруг тельца и был  настолько разгневан, что швырнул  в сторону плиты, которые от этого  разбились, взял изображение тельца, сжег его, истолок в мельчайшие кусочки, посыпал ими воду и заставил всех испить ее. Затем он приказал представителям своего колена, дома Левиев, мечом привести народ к покорности, что и было сделано. За день было истреблено около  трех тысяч человек. На следующее  утро Моисей объявил израильтянам, что хотя они «согрешили великим  грехом», он попробует очистить их грех перед Богом. Моисей по указанию Бога заготовил две новые каменные плиты с заповедями, подобные прежним.

Моисей по указанию Яхве посылает небольшую группу — по одному человеку от каждого племени в предуготовленную им страну Кенаан (Ханаан), чтобы они Могли разведать, какова она — обильна или нет, и что за народ — слабый или сильный — там живет. Сорок дней они осматривали ту землю и вернулись, пораженные ее благоустройством и плодородием. Вместе с тем они (за исключением двоих) нашли, что живет там народ очень сильный, рослый, которого евреям не одолеть. Израильтян охватила паника, они стали сомневаться во всей затее исхода из Египта и думать о том, чтобы вернуться назад. Яхве вновь разгневался на своевольный народ, который никак не может уверовать в него, несмотря на все знамения. Он уже собирался поразить его моровой язвой и вернуться к своему замыслу основать вместо рода Израилева новый Моисеев род. Моисей опять заступается за неразумных соплеменников. Яхве проявляет милосердие и справедливость одновременно: он прощает евреев по просьбе Моисея, но обрекает их на блуждания по пустыне в течение сорока лет — по году на день пребывания представителей племен в стране Кенаанской, пока не умрут все, кому двадцать лет и старше.

В течение этих долгих странствий по пустыне Моисей предводительствует свой народ, наставляя и защищая  его, подавляя его гнев и ропот, творя  справедливость и укрепляя в нем  сознание богоизбранности, приучая его к нравственной, юридической и ритуальной дисциплине. Однако самому Моисею не суждено вступить на обетованную землю. Это наказание ему за грехи израильтян и за собственное проявленное однажды колебание. Бог дал Моисею лишь возможность бросить предсмертный взгляд на обетованную землю с горы, расположенной напротив Иерихона. Там Моисей и умер. Могила его неизвестна. 11«А Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; не ослабел его глаз и не исчезла его сила... И не появлялся еще пророк в Израиле, подобный Моисею, которого знал Яхве лицом к лицу».12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Моральные и этические  учения пророка Моисея

Моисей — больше, чем мудрый вождь своего народа. Он является духовным отцом нации. Для того чтобы племена переплавились в народ и из естественного, природного состояния поднялись до исторического бытия, они должны сплотиться духовно. Кровное родство должно перерасти в отношения, которые цементируются общей верой, идеалами праведности и справедливости. Если в этническом смысле евреи происходят от Иакова (Израиля), то в историческом смысле они происходят от Моисея. Моисей разработал детализированный свод правил, регулирующий все сферы жизни народа, — от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этого свода являются десять заповедей, которые содержат самые общие религиозно-нравственно-юридические принципы поведения. Именно благодаря им Моисей приобрел значение, выходящее далеко за пределы еврейско-иудаистской культуры, и стал одним из учителей человечества.

Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь Яхве, запрещают создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям. Бога. Почему единый Бог? Потому, что там, где молятся многим богам, там нет единой правды. Иное дело Яхве, он — один, он одинаково справедлив ко всем. «Он Бог богов и Господь господов, Бог великий, могучий и страшный, который не взирает на лицо и не берет взятку, творящий правосудие сироте и вдове и любящий жильца, чтобы дать ему хлеб и одежду».13

Предостерегая от практикуемого  другими народами многобожия, Моисей подчеркивает, что они приносят в  жертву богам своих сыновей и  дочерей, наносят себе порезы, едят всякую мерзость, что они колдуют, ворожат, вызывают духов, вопрошают  мертвых. Именно против этого варварства восстает Яхве, свидетельством силы и справедливости которого является то, что он вывел евреев из египетского рабства.

Информация о работе Учение Аристотеля о золотой середине