Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 22:43, реферат
Викторианская культура, безусловно, сложнее и многообразнее тех стереотипных представлений о ней, которые возникли на рубеже XIX—XX вв., после кризиса ее системы ценностей. На протяжении всего XX в. неоднократно происходила переоценка этих ценностей, когда резкая критика викторианства и его ценностных устоев заменялась призывами к возвращению этих ценностей. В частности, одни обращаясь к эпохе тэтчеризма в современной политической истории Великобритании, подчеркивают в ее программе именно возврат к викторианским ценностям, другие на основе анализа художественных произведений этой культурной эпохи отмечают сходство 1860-х и 1960-х гг., сравнивая литературу викторианства с английской литературой 50—70-х годов ХX в. Третьи отмечают, что при анализе лингвокультурных характеристик современного английского рекламного дискурса выявляется обращение к нормам и ценностям викторианского образа жизни вследствие их значимости для многих жителей современной Великобритании (Кочетова, 1999:51).
Введение 3
1. Характеристика Викторианской эпохи 5
2. Биография Королевы Виктории 7
3. Викторианский этикет. Ритуалы и традиции 10
4. Чайный этикет викторианской Англии 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Характеристика Викторианской эпохи 5
2. Биография Королевы Виктории 7
3. Викторианский этикет. Ритуалы и традиции 10
4. Чайный этикет викторианской Англии 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Реферат посвящен этикету и культуре эпохи викторианства. Выбор эпохи обусловлен рядом моментов. В английской истории девятнадцатый век почти полностью совпадает с Викторианской эрой, которая оказала большое влияние на становление англо-американского мира. Этим объясняется большой интерес к викторианству как политическому, экономическому, общественному явлению в трудах многих западных ученых. Такие понятия, как Викторианская эпоха, викторианские ценности, викторианский стиль, наполненные конкретным историко-культурным содержанием, постоянно всплывают в психологии, искусствоведении, политике. К примеру, во время правления М. Тэтчер провозглашается возврат к викторианским ценностям. Но гораздо чаще последние противопоставляются миру современной культуры, что связано, на наш взгляд, с новыми («инновационными») тенденциями развития XXI в. Не случайно и наиболее часто встречающееся противопоставление викторианского стиля как строго регламентированной бытовой культуры XIX в. современному образу жизни и ценностям повседневной культуры, в особенности в англоязычных странах. Последнее объясняется прежде всего исследовательским интересом современной культурологии к феномену повседневной культуры, а также тенденцией ускоряющихся трансформаций ценностей повседневной культуры современности. Незыблемость же ценностей повседневной жизни была одной из важнейших психологических установок эпохи викторианства.
Викторианская культура, безусловно, сложнее и многообразнее тех стереотипных представлений о ней, которые возникли на рубеже XIX—XX вв., после кризиса ее системы ценностей. На протяжении всего XX в. неоднократно происходила переоценка этих ценностей, когда резкая критика викторианства и его ценностных устоев заменялась призывами к возвращению этих ценностей. В частности, одни обращаясь к эпохе тэтчеризма в современной политической истории Великобритании, подчеркивают в ее программе именно возврат к викторианским ценностям, другие на основе анализа художественных произведений этой культурной эпохи отмечают сходство 1860-х и 1960-х гг., сравнивая литературу викторианства с английской литературой 50—70-х годов ХX в. Третьи отмечают, что при анализе лингвокультурных характеристик современного английского рекламного дискурса выявляется обращение к нормам и ценностям викторианского образа жизни вследствие их значимости для многих жителей современной Великобритании (Кочетова, 1999:51).
Викторианство
нельзя назвать уникальным явлением, принадлежащим
только Британской империи XIX в. Существует
весьма распространенное мнение о схожести
британского общества Викторианской эпохи
с жизненными установками современных
американцев. Ряд авторов считает, что
многие социокультурные традиции викторианской
культуры приобрели сходные формы в американском
обществе XIX—XX вв. Так, например, американский
исследователь С. Минц в своей статье,
посвященной значительным изменениям
в частной, повседневной жизни американцев,
отмечает, что «приблизительно 150 лет назад
произошел фундаментальный сдвиг. Частная
жизнь стала ключом к пониманию человеческого
счастья. Однако многие из проблем современного
общества обусловлены слишком смелыми
надеждами на частную жизнь, которая не
способна их выполнить» (http://www. digitalhistory.
uh. edu/historyonline/private_
1837 - 1901 года. Эти годы, подобно елизаветинской поре, часто изображают золотым веком в истории Англии. Торговля процветала, промышленное производство набирало небывалую силу, повсюду вырастали оживленные города, а владения Британской империи простирались по всему миру.
Среди множества изменений, произошедших в те годы, хочется отметить одно, наиболее существенное, - это отток населения из сельской местности в города. Если в 1801 году, согласно переписи населения, городское население составляло 30% от общего числа англичан ,то уже к середине столетия эта цифра возросла до 50 процентов, а в 1901 году в городах проживало 80% населения. Подобная тенденция, несомненно, была очень удобна для развивающейся промышленности, поскольку создавала неиссякающий резерв рабочей силы, но она же порождала серьёзные проблемы. Из - за большой скученности в городах царили грязь и нищета. На первых порах правительство старалось закрывать глаза на бедственное положение неимущих граждан, но затем появились отдельные работодатели, которые пытались заботиться о своих работниках. Постепенно они осознали, что сделать это надлежащим можно только при наличии соответствующих государственных законов. Такие законы стали появляться только под нажимом промышленников, и каждый новый закон , контролирующий условия жизни и труда рабочих означал всё большее вмешательство в жизнь британских граждан. Неуклонно росла армия государственных служащих: в 1832 году их было около 21 тысячи, к 1880 году уже свыше 50 тысяч, а в 1914 году на государственных предприятиях трудилось свыше 280 тысяч наёмных работников.
На фоне этих преобразований и изменений широко развивалась английская культура. И во многом направления её развития зависели от личности правящего монарха - Королевы Виктории.
Александрина Виктория (24.05.1819 - 22.01.1901)королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии (1837 - 1901), императрица Индии (1876 - 1901) последняя представительница Ганноверской династии на британском престоле. Виктория - единственная дочь Эдуарда, герцога Кентского, четвертого сына короля Георга III и дочери герцога Саксен - Кобургского. Виктория унаследовала престол 20.06.1837 после смерти своего дяди Вильгельма IV. 10.02.1840 сочеталась браком с немецким принцем Альбертом, представителем дома Саксен - Кобург - Гота, получившего титул принца - консотра. От него родила 9 детей, которые со временем породнились с древнейшими королевскими семьями Европы (Викторию в шутку называли «бабушкой Европы») Старший сын Виктории после ее смерти взошел на британский престол под именем Эдуарда VII. В годы царствования Виктории Великобритания стала ведущей промышленной державой мира и обладательницей самой большой колониальной империи, усилилось её влияние на мировую политику, были достигнуты значительно большие успехи в развитии культуры. Этот период в Великобритании получил название Викторианской эпохи.
На протяжении долгих лет Виктория являлась символом надёжности и стабильности всей нации. Эта женщина в юности проявляла необычайную силу характера ,что доказывает ее отказ подписать документы во время болезни брюшным тифом в 1835 году. Однако подлинного величия она достигла, взойдя на английский престол. «Уже в первый год её правления один из журналистов отмечал: «Она ни на минуту не покидает своего поста - самая обязательная и трудолюбивая королева в мире». Хотя находились и такие, кто считал Викторию ограниченной и упрямой особой.» (Кристафер, 2007:311).
«Если в прежние века члены королевского семейства часто отличались склонностью к азартным играм, выпивке, любовным похождениям, то нынешние монархи выражали ярое неодобрение этим порокам. Часть этого осуждения доставалась их старшему сыну, чересчур усердно предававшемуся радостям жизни.» (Кристафер, 2007:313).
«Жизнь Виктории и Альберта в Балморале была приятна и не лишена благородства: они неоднократно подчеркивали свой долг перед крестьянами. Но сын Виктории, Эдуард, принц Уэльский, который унаследовал её трон, просто предавался удовольствиям. Целая серия связанных с принцем скандалов беспокоила его мать, но давали пищу прессе, поскольку благодаря этим скандалам её тиражи росли. Эдуарда окружали богатые друзья, которые являлись самим воплощением плутократии, вроде Сэра Томаса Липтона, нажившего свое состояние на розничной торговле бакалейными товарами.» (Морган, 2008:511).
Несмотря на такую разницу в образе жизни Виктории и её сына Эдуарда, монархия процветала при обоих правителях, вокруг которых вращался Двор и светское общество. В течение ее долгого царствования, Виктория ревностно охраняла устои монархии, полагая, что консервативное правительство обеспечивает их сохранность лучше всего. Но когда после смерти Альберта в 1861 году она стала надолго удаляться от дел, общество было этим недовольно, в результате чего возникло серьезное республиканское движение, получившее дополнительный стимул для развития, благодаря Парижской коммуне.
Сама нескрываемая обыкновенность королевы Виктории как человека, её постоянно упоминаемые страдания (о ней писали как о «виндзорской вдове», мужественно продолжавшей выполнять свои обязанности), даже тот факт, что она была уже пожилой женщиной и часто болела, подчеркивал контраст между хрупкостью человеческого существования и величием института монархии, что только укрепляло утверждение подданных к последнему.
Монархия воспринималась как временное воплощение лучших качеств, присущих доиндустриальному общественному порядку. В условиях всё возрастающего урбанизма она компенсировала промышленную революцию. «Чем более городской становилась Британия, тем церемониальнее и популярнее становилась монархия, поскольку она воплощала ценности, которые стояли на стороне эгалитаризма капиталистического общества.» (Морган, 2008:513).
Своебразие викторианской культуры повседневности определяло в свою очередь правила этикета, которые строго фиксировали границы допустимого, в том числе и в отношениях между полами даже в семейных парах. Не будет преувеличением отметить, что, на наш взгляд, они имели глубоко специфичный характер. Приведем несколько примеров. Супругам при посторонних рекомендовалось обращаться друг к другу официально (мистер такой-то, миссис такая-то), дабы нравственность окружающих не страдала от интимной игривости тона. Верхом неприличия и развязности считалась попытка заговорить с незнакомым человеком.
Этикет обеда был регламентирован в Викторианскую эпоху в крайней степени. «Английскость» манер истинного джентльмена проявлялась в его поведении за столом. Мужчина мог хорошо одеваться и правильно вести разговор; но подлинное благородство его манер неизменно обнаруживалось во время обеда. Необходимо было знать ряд частных правил, которые подчеркивали особенности этикета настоящих леди и джентльменов. Например: в застолье соблюдался обычай так называемого segregation of sexes («разделение полов»): по окончании трапезы женщины вставали и удалялись, мужчины оставались выкурить сигару, пропустить стаканчик портвейна и потолковать. В довоенной Англии, по шутливому замечанию авторов монографии об английском «среднем классе», можно было, по крайней мере, определить «средний класс» как совокупность людей, пользующихся кольцами для салфеток, ибо «высшие классы» меняли салфетки после каждого приема пищи, а пролетариат вовсе ими не пользовался.
Как известно, викторианская эпоха была временем, когда все, от джентльмена до дворецкого и от леди до ее горничной, знали, как они должны себя вести. Выпускалась масса пособий со строгими рекомендациями для людей разных сословий. Вот, например, рекомендации для человека, желающего вступить в светский круг и произвести приятное впечатление в большом обществе. Кроме очевидных советов быть галантными и говорить комплименты, были еще и маленькие хитрости. Некоторые не утратили актуальности до сих пор.
1. Опаздывайте.
Лучше опоздать, чем
прийти вовремя. Тогда вы
2. Говорите медленно.
Скорая речь кажется плебейской, как будто вы привыкли, что вас все время перебивают. Медленно произнесенная фраза звучит значительнее. К тому же, говоря медленно, вы не скажете лишнего.
3. Держите спину.
Многие люди на рауте
спросят о вас, но не подойдут.
В памяти у них останется
только то, как вы держались,
как слушали и как говорили,
хотя они и не будут знать
о чем. Расслабить спину можно
лишь в собственной комнате
перед слугами. В целом ваши
движения должны быть
4. Изобразите налет легкой скуки.
Показывайте, что вам
здесь все не в новинку, на
богатство дома смотрите
5. Не надо горячо благодарить.
Особенно это правило касается женщин. Знаки внимания и ухаживания принимайте как должное. Создайте образ избалованной заботой женщины.
6. Не жалуйтесь.
Нельзя сердиться на
слуг или сетовать на
7. Не старайтесь быть умнее или красивее всех.
Это малоприятно для
окружающих и небезопасно для
вас. Слишком заметную