Возникновение и назначение этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:05, реферат

Описание работы

В современных условиях наблюдается особый интерес к такой науке как – Этика. Этика - этой старейшая отрасль философского знания, но сравнительно молодая наука на современном этапе.
Этика (с rpeческого - etnika, от etnos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность.
Развитие России в направлении к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения нравственности и морали.
Понятия морали, нравственности, являются одними из самых многозначных и неопределённых.
Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.
Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Возникновение и назначение этики…………………………………...……..4
Определение морали..........................................................................................6
Понятие нравственности……………………………………………………...8
Мораль и нравственность…………………………………………………...10
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемых источников……………………………………………..14

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 33.53 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Возникновение и назначение этики…………………………………...……..4
  2. Определение морали..........................................................................................6
  3. Понятие нравственности……………………………………………………...8
  4. Мораль и нравственность…………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………….12

Список используемых источников……………………………………………..14

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях наблюдается  особый интерес к такой науке как – Этика. Этика - этой старейшая отрасль философского знания, но сравнительно молодая наука на современном этапе.

Этика (с rpeческого - etnika, от etnos - привычка, нрав) - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность.

Развитие России в направлении к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения нравственности и морали.

Понятия морали, нравственности, являются одними из самых многозначных и неопределённых. 

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также  их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная  еще с Аристотеля.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Возрождение любой страны связывают, прежде всего, с экономикой. Отчасти это верно. Но абсолютизирование  экономики как главной цели, генерального направления государственной политики опасна и весьма ущербна. Не следует ставить экономику на пьедестал высшей ценности общества.

На высшей ступени развития общества должны находиться нормальные условия для всестороннего духовного, нравственного, морального, культурного и физического развития человека и общества, для его самореализации.

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ЭТИКИ

 

Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль и нравственность.

В особую дисциплину этика  была выделена Аристотелем, который  ввел и сам термин в название своих  работ: "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика". Он разделил все науки на три большие группы или категории: теоретические (умозрительные), практические и творческие (созидательные). К первым Аристотель отнес философию, математику и физику, ко вторым - этику и политику, а к третьим - искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит (и приучает) практическим правилам поведения и образу жизни отдельного индивида. Нравственность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовных сил, на совершенствование его жизни, т.е. на достижение человеком высшего блага, на реализацию им смысла своей жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле, должном и сущем и т.д.

Тот содержательный смысл, который  вкладывается в нравственный идеал, существенно зависит от миропонимания  людей и поэтому различен в  тех или иных философских системах. Например, Гераклит учил, что все  совершается по логосу. Отсюда, и было предположение о том, что поведение человека тогда оказывается нравственным, благочестивым, законным, когда оно согласуется с законом, естественной необходимостью.

В дальнейшем происходит углубление и изменение представлений о  нравственном идеале человека. Обращается внимание на то, что наряду с естественной необходимостью поведением человека управляют  обычаи людей, установления культуры, все то, что составляет иную, вторую, не - вещную природу. Сама эта "вторая природа" предстает как результат выбора и продукт творчества, активности самого человека. Она рукотворна и создана самим человеком. А это означает, что нравственности можно научиться. Индивид, чтобы стать моральным, должен руководствоваться собственными убеждениями, а не полагаться на кого-то (судьбу, учителей и т. д.).

Нравственность это то, что относится ко "второй природе", к культурному пласту человеческой жизнедеятельности, к тому, что характеризует  человека как общественное, а не природное существо.

Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют  его с точки зрения способности  жить в обществе. Они формируются в практическом общении и совместной деятельности людей. К таким качествам Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, великолепие, величавость, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, а также справедливость и дружбу. Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства.

Этика не только формулирует  цели морального регулирования, но и  определяет способы достижения своих  целей. Она выясняет как, какими способами  согласуется личный и общественный интересы, на что опирается мораль, что вообще побуждает человека быть моральным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОРАЛИ

 

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека.

 С первого взгляда  мораль выглядит как некоторые  правила поведения: по отношению  к другим людям, к обществу  и к самому себе. В любом  случае они формулируются в  повелительном наклонении: указывают  не на то, что есть, а на то, как должно быть. Свойство морали  требовать определенного поведения  называетсяимперативностью (от лат. imperative – повелевать).

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные  ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя  границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием  и жестокостью и т. д.

Прежде всего надо отметить, что мораль, регулируя человеческие отношения, опирается не на силу государственной власти а на силу сознания, на убеждение. Более конкретно можно сказать, что мораль держится как бы на трех важнейших основаниях.

Во-первых, это традиции обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Человек усваивает  эти нравы, традиционные нормы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивы которого при этом формулируются  следующим образом: "так принято" или "так не принято", "так  все делают", "как люди, так  и я", "так исстари велось", "наши отцы и деды так поступали и мы будем так же". Важность подобных мотивов несомненна. Ведь без усвоения того, что принято или не принято в данном обществе, нельзя понять, "что такое хорошо и "что такое плохо".

Во-вторых, мораль опирается  на силу общественного мнения, которое  с помощью одобрения одних  поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть. О реальности названия трех обоснований морали говорит вся ее история.

Указанные три обоснования  морали неодинаковы по своим размерам, силе и значению. Для морали, опирающейся  на привычки, традиции и силу общественного  мнения, особое значение имеет сознательность личности, добровольность ее нравственного  поведения.

Таким образом, мораль является одним из важнейших социальных регуляторов. Она включает в себя совокупность норм и правил поведения и является важным способом раскрытия возможностей человека, становления и утверждения  человеческой личности.

 

  1. ПОНЯТИЕ НРАВСТВЕННОСТИ

 

Что же такое нравственность?

Нравственность – внутренняя характеристика духовного мира человека его содержания и направленности.

Нравственность  конкретизируется и  персонализируется  прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру  развитости  нравственного сознания  и мировоззрения,  нравственных качеств, полноту и последовательность  их  проявления  в саморегуляции,  в поведении, общении и деятельности личности.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) развитость нравственного  сознания (нравственные знания о добре;  чести  и т.д.;  нравственные  чувства  и  эмоции,  нравственная  воля,   нравственные ценности);

б) развитость нравственного  мировоззрения  (нравственные  идеалы,  нормы  и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения  и верования);

в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное  отношение к людям, сострадание, сочувствие,  справедливость,  совестливость,  доброта, честность, достоинство, чувство  и понимание долга, ответственность  и др.);

г) последовательное  проявление  нравственных  качеств,  соблюдение  норм  и принципов морали.

По  содержанию  нравственная  культура  личности  во  многом   совпадает   с нравственной  культурой  общества  или  группы.  Но  она  может  существенно  отличаться от них субъективностью  осмысления  и  выражения,  доминированием тех  или  иных  нравственных  ценностей,  направленностью.   Так,   «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись  к  другим  людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть  выражено  и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает  данный  императив.

Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

Когда мы стараемся осмыслить  это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации  об идеале и реальности: идеал притягивает  к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория  как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно  берут на себя личностные обязанности  по соответствию своих действий неким  общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и  своих мыслей целям, задачам, критериям  общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем  для Всех и каждого. Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом.

 

  1. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

 

В русском языке существуют два родственных понятия –  мораль и нравственность.  Каково отношение между ними?  В этике  существуют попытки «развести» данные понятия.  Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного.  Существует ведь большая разница  между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют. 

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что  обусловлено сложностью, многоаспектностью  самого предмета.  Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения  «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».  В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания.  Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность.  Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы  XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2)  Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла.  Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать.  Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека.  Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным?  Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа?  Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями.  Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

Информация о работе Возникновение и назначение этики