Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:55, контрольная работа
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора — Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.
Возникновение этикета.
Правила поведения возникли очень давно, на заре человеческого общества. Как только люди стали жить вместе, появилась потребность мирного сосуществования. Об этом писали еще приверженцы теории общественного договора — Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо. Отсюда следует вывод: приоритетная цель этикета состоит в том, чтобы сделать нашу жизнь максимально приятной и безопасной при общении друг с другом, сгладить все возможные острые углы и нечаянные обиды, предостеречь нас от случайных претензий и бед.
Правила хорошего тона (стремление «вести
себя прилично») существовали уже у
древних. Так, в «Одиссее» Гомера,
в египетских и римских рукописях
уже упоминаются правила
Чем двусмысленнее ситуация, чем больше опасность быть непонятым, тем больше необходимость регламентировать отношения между людьми. Поэтому не случаен первенец этикета — Дипломатический этикет. Уже древние греки придавали большое значение межгосударственным отношениям, они активно развивали дипломатический этикет, создав там сложную цепь необходимых ритуалов.
Затем возник придворный этикет. Каждая правящая династия создавала вокруг себя сложный церемониал с определенной степенью торжественности. На основе придворного этикета, только в более простой форме (этакая лайт версия), формируется общегражданский этикет.
Как мы выяснили, этикет начал формироваться еще в древности, но именно в эпоху средневековья он приобретает черты, которые мы знаем сегодня. В 11 веке возникает общественная система рыцарства, впоследствии распространившаяся по всей Европе. Рыцарство оказало огромное влияние на европейский этикет, создало вокруг феодальной аристократии бесчисленное множество новых ритуалов и церемоний.
Кодекс чести предписывал
Этикет в странах Западной Европы развивался под большим влиянием местных национальных обычаев и традиций. Этические нормы различных слоев общества, религиозные обряды, суеверия и предрассудки так же сильно детерминируют становление и развитие этикетных норм.
История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие…» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах - умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни. К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI-XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России. Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее. В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Древние обычаи.
Многие современные правила поведения первоначально имели совсем другой смысл при своем возникновении (как правило, они берут свое начало из древних обычаев и всевозможных ритуалов, которыми была пронизана жизнь древнего человека). Некоторые этикетные нормы прошлого изменились так, что сложно найти их исторические корни. Другие просто исчезли, как исчезли породившие их явления, но, так или иначе, все принятые ритуалы поведения наложили отпечаток на развитие этикета.
Считается, что современный этикет наследует лучшие из древних обычаев прошлого, традиций поведения всех народов. Но! следует помнить об известной относительности требований этикета, они не являются абсолютными: условия их соблюдения зависят от места, времени, обстоятельств. Часто бывает, что поведение, не допустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть вполне уместным в иных условиях.
Вспомним, почему мужчина должен идти по улице слева от женщины. Всего лишь двести-триста лет назад мужчины имели правило носить на левом боку оружие — саблю, шпагу или кинжал. Чтобы это оружие не задевало женщину, если она рядом, становились слева от нее. Теперь такая помеха при променаде с дамой возможна лишь среди военных. Но обычай, тем не менее, сохранился для всех. Есть обычаи, чье происхождение выяснить практически невозможно. Они, что называется, переходят из поколения в поколение. Но если уж они сохранились в неизменном виде, то, вряд ли стоит оспаривать народную мудрость, благодаря которой они и сохранились. Самым почетным гостям предоставляют места посредине стола, рядом с хозяевами или напротив них. В дом или в квартиру всегда первыми входят хозяева, а затем гости, если они пришли вместе. Итак, этикет является очень большой и важной частью общечеловеческой культуры, морали, нравственности. Он вырабатывался на протяжении многих веков. Практически нет народа, который не сделал бы свой вклад в мировую сокровищницу этикета, пусть и в соответствии со своими представлениями о добре, справедливости, человечности. Но даже самое строгое следование безликим схемам поведения не есть корень истинно правильного поведения, главным всегда остается искреннее, радушное и доброе отношение к людям. Ведь если все мелочи этикета не подкреплены внутренней воспитанностью и высокой нравственностью, то вряд ли от этикета будет много пользы окружающим нас людям.
Этикет советского времени.
Сформировавшийся к началу прошлого века российский этикет был достаточно простым и свободным, без излишнего пафоса. В моде были официальные и семейные визиты, обязательно балы в течение зимы, на которых девушки обычно знакомились со своими избранниками. Также были распространены поездки в театр, гулянья в парках, катания в праздники. Возрождение всемирных Олимпийских игр способствовало распространению увлечения различными видами спорта. Даже низшим сословиям стали доступны некоторые виды развлечений, в частности цирк и кинематограф.
В таком положении Россию застала Октябрьская революция 1917 года. Во время гражданской войны было не до манер, да и потом понятие светского общества как такового исчезло. Среди большинства людей распространилась даже мода на некоторую грубость, которая считалась признаком рабочего класса. Снижению уровня культуры городского населения также способствовало массовое переселение в города сельских жителей. Определённые нормы поведения остались в ходу разве что у высшего начальства (причём далеко не всегда) и у дипломатов.
С другой стороны,