Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:51, контрольная работа
Эвтана́зия (или эйтаназия) (греч. ευ- «хороший» + θάνατος «смерть») — практика прекращения (или сокращения) жизни человека или животного, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, в удовлетворение просьбы без медицинских показаний в безболезненной или минимально болезненной форме, с целью прекращения страданий, а также в качестве меры в отношении бездомных животных с целью сокращения их популяции в городах, применяемой в США, Великобритании, Японии и других развитых странах мира посредством инъекции яда, вызывающего безболезненную смерть во сне.
Введение……………………………………………………………………….3
1. «За» и «против» эвтаназии…………………………………………………4
1.1 Эстетический аспект………………………………………………………4
1.2 Философская оценка эвтаназии…………………………………………..8
1.3Уголовно-правовой аспект эвтаназии……………………………………12
Заключение……………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………...19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. К.Э.ЦИОЛКОВСКОГО
Институт социальных отношений
Контрольная работа
по курсу «Профессиональная этика»
на тему: « «За» и «против» эвтаназии»
Калуга 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. «За» и «против» эвтаназии…………………………………………………4
1.1 Эстетический аспект……………………………
1.2 Философская оценка эвтаназии……
1.3Уголовно-правовой аспект
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Явление эвтаназии произошло с развитием общественного прогресса, а в частности науки и техники, связанной с поддержанием жизнедеятельности тяжело больных людей. Актуальность этой темы трудно преувеличить, во-первых, из-за того, что она связана с самым дорогим,что есть у человека, с его жизнью. Во-вторых, по причине малоизученности данной проблемы в трудах учёных-юристов и незакреплённости в государственно-правовых актах страны.
Сам термин "эвтаназия" ввел английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой смерти. Считают, что Бэкон имел в виду спокойную смерть, облегчаемую активным участием врачей, которые не оставляют своим вниманием больного после того, как не смогли помочь ему выздороветь.
Эвтана́зия (или эйтаназия) (греч. ευ-
«хороший» + θάνατος «смерть») —
практика прекращения (или сокращения)
жизни человека или животного, страдающего
неизлечимым заболеванием, испытывающего
невыносимые страдания, в удовлетворение
просьбы без медицинских
Против эвтаназии выступал и отец медицины Гиппократ (600 г. до н.э.). В его "Клятве" прямо указано - "...я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не укажу пути к осуществлению подобного замысла".
Его современники, Платон, Сократ и Аристотель, наоборот, полагали, что умерщвление слабых, нежизнеспособных и безнадежных путем "легкой смерти" - естественно и полезно. Кстати и сам Сократ окончил свой жизненный путь, выпив цикуту.
1.1 Эстетический аспект.
Этическая оценка эвтаназии состоит не в том, каким наиболее
благоприятным способом следует умертвить безнадёжно больного человека,а в принятии решения о проведении эвтаназии. Здравый смысл, сострадание к таким людям подсказывают нам поспешное и опасное решение: разрешить медикам при соблюдении соответствующей процедуры, тщательном анализе всех аргументов и контраргументов удовлетворить просьбу больного и лишить его жизни наиболее безболезненным способом. Но существуют разные оценки такового деяния.
«Эвтаназия как проблема существует только для тех, кто признаёт гуманистический принцип безусловной ценности личности и её жизни, в
отношениях между индивидами, которые по характеру личных связей и
общественных позиций желают друг другу только блага».
Если отношения людей насыщены враждой и недоверием, то об
эвтаназии не может быть и речи, ибо она будет в этих ситуациях только
ещё одной прикрытой возможностью совершения зла. Внутреннее напряжение ситуации эвтаназии – ситуацией эвтаназии называется ситуация нравственного выбора, когда необходимо принять решение по поводу эвтаназии, – проблемность этой ситуации в том и состоит, что она
рассматривается как продолжение и конкретное
выражение гуманного,нравственно-
Основные аргументы, высказываемые в пользу эвтаназии, можно свести к следующим трём.
1. Жизнь есть благо только тогда, когда в целом удовольствия
превалируют над страданиями, положительные эмоции - над
отрицательными. В ситуации эвтаназии этот баланс необратимо нарушается.
Высказанный аргумент является наиболее веским из всех трёх, тем
более, когда мучения человека невыносимы и нежелание человека
находиться в мучительном для него состоянии подтверждено недвусмысленно выраженной волей.
Противники эвтаназии приводят два возражения:
● При анализе допустимости эвтаназии было бы некорректно
сравнивать страдание с благом, здесь идёт противостояние между жизнью в
форме страдания и отсутствием жизни в какой бы то ни было форме. Жизнь
есть благо и она остаётся благом даже тогда, когда становится по
преимуществу сплошным страданием.
● Аргументируя допустимость эвтаназии тем, что такова
сознательная воля самого больного, мы тем самым признаём, что если бы больной был в состоянии распорядиться своей жизнью, когда та по принятым меркам оказывается невыносимой, то он бы сам прекратил её, т. е. мы фактически признаём право на самоубийство.Однако не все, кто признаёт право на эвтаназию, признаёт право на самоубийство.
2. Жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений.
Деградировав до сугубо витального, до человеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о её прекращении – не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву.
Этот аргумент поражает, прежде всего, своей эмоциональной
пустотой, ибо помимо внешней стороны человеческой жизни существует её
внутренняя сторона. И до какого бы зоологического, растительного уровня
она не деградировала в фактическом плане, это вовсе не значит, что
человек готов относиться к себе или к своим родным в таком состоянии
так же, как он относится к высохшему дереву или чертополоху. Здесь
уместно напомнить об отношении человека к мёртвым останкам своих
собратьев: могилы являются предметом преклонения, и отношение к ним
рассматривается как показатель отношения к тем людям, напоминанием о
которых они являются. Если нравственное отношение к человеку
распространяется на его останки, то тем более оно должно
распространяться на живое тело, пусть даже исковерканное болезнью.
3. Поддержание жизни на стадии умирания, осуществляемое с помощью передовых технологий, обходится слишком дорого. А именно: средств,которые тратятся на поддержание жизни в безнадежных ситуациях, хватилобы на то, чтобы лечить десятки, сотни людей, которые поддаются лечению.
Этот аргумент является сугубо практическим и имеет, разумеется, своё значение в пределах практических решений, связанных с распределением финансов, организацией системы здравоохранения. Но его нельзя принимать во внимание, когда речь идёт о нравственном оправдании эвтаназии.
Ясно видно, что этической критики эвтаназия не выдерживает, так и должно быть, ведь если бы не было и этической сдерживающей, то увеличилась бы опасность злоупотреблений со стороны третьих лиц.
Ещё один фактор, приводимый против эвтаназии – это субъективное отношение со стороны лечащих врачей. Специалисты в области медицины твёрдо верят, что если применение эвтаназии легализовать, то она соответственно будет безопасна и гарантирована, и поэтому, если пациент лично просит смерти, то она будет осуществлена в хороших санитарныхусловиях и будет лишена насилия. Но здесь есть одно но.
«Если директивные указания (относительно эвтаназии) обращены к опасности насилия в этих вопросах, они также намекают на другой аспект этого согласия, то есть решение осуществить эвтаназию должно быть не только добровольным, но должно также исходить из хорошего знания фактов истории болезни. Хотя сами «факты», в большей степени, зависят от знаний лечащего врача, его квалификации, опыта и определённого стиля работы. Они также зависят от того, как лечащий врач посчитает нужным изложить их пациенту. Другими словами, если согласие пациента зависит от того, как он воспринимает своё собственное реальное положение, то тогда его восприятие неизбежно подвержено влиянию лечащего врача.
Реальность применения эвтаназии кажется таковой, что только лечащий врач может действительно открыть ей дверь, и в некоторых случаях он же чётко указывает пациенту, где находится дверь, если пациент сам не может её разглядеть. Это наводит на мысль, что согласие пациента на
эвтаназию зависит от того, как он понимает медицинские факты своей истории болезни, – а его понимание в большей или меньшей степени зависит от квалификации, опыта и умения лечащего врача сообщить эту информацию». Отсюда следует, что только высокая квалификация и добросовестность врача позволяют тяжело больным людям иметь точную информацию о своём здоровье, которая и определит дальнейшее решение пациента.
1.2. Философская оценка эвтаназии
Философский анализ проблемы эвтаназии – очень важный, так как позволяет обсудить проблему со стороны личной нравственности. Здесь я попытаюсь проследить три вопроса, выделяемых философами: священность жизни, убийство или позволение умереть и доктрину двойного эффекта.
Священность жизни.
Обычно люди, выступающие против практики эвтаназии, обращаются к принципу священности жизни. Этот принцип утверждает, что человеческая жизнь настолько уникальна, что мы никогда не должны прерывать её.
Эммануил Кант выступает с философской защитой этой уникальности путём своего категорического императива. Сформулированный простыми словами, его принцип гласит, что мы должны всегда рассматривать разумные существа как конечную цель, а не как промежуточный этап. Я никогда не должен прерывать вашу жизнь только потому, что она затруднительна для Вас. Кант мог бы продолжить, говоря, что Вы не можете покончить со своей жизнью потому, что она невыносима для Вас. Данный поступок употребит волю для того, чтобы положить конец воле, что он считает противоречивым и, следовательно, противоречащим нашей разумной природе.
Те, кто применяют принцип священности жизни к вопросу эвтаназии, очевидно придерживаются точки зрения, что прекращение жизни по любой причине нравственно неправильно. Люди, считающие так, должны тщательно проверить последовательность своей позиции. Возьмём хотя бы ту же смертную казнь.
Убийство или позволение умереть.
Второй вопрос, который затрагивают философы в отношении эвтаназии,- это различие между убийством и позволением умереть. Некоторые авторы утверждают, что пассивная эвтаназия не является эвтаназией вообще, но данный подход – это только отталкивание проблемы в сторону. Даже если позволение умереть не является эвтаназией, необходимо показать, почему это позволение нравственно и допустимо, тогда как убийство непозволительно, следуя подобному раскладу вещей.
«Кодекс Американской Медицинской Ассоциации, касаясь вопроса эвтаназии, гласит, что врачи никогда не должны прерывать жизнь. Но, несмотря на это, врачи не обязаны продлевать жизнь, руководствуясь
сверхъестественными усилиями, когда восстановление здоровья невозможно.
Таким образом, представляется, что АМА делает два различия. Первое –между убийством и позволением умереть – заключается в том, что убийство запрещено законом, а позволение умереть разрешено. Второе – это отличие сверхъестественных усилий от обычных».
Если мы зададим вопрос, что подразумевается под сверхъестественными и естественными усилиями, ответ, скорее всего, будет дан в терминах расходов и частоты использования. Так, например, использование дорогой системы поддержки жизни для тяжёлого коматозного пациента считается сверхъестественным, тогда как недорогие антибиотики, предписываемые некоторым пожилым пациентам, больным пневмонией, считаются обычными. Глядя на эти примеры, можно с готовностью согласиться, что пациенту, страдающему пневмонией, должны прописываться антибиотики, тогда как система поддержания жизни не должна использоваться для поддержки безнадёжного коматозного пациента. Но не ясно, является ли стоимость или частота использования причиной нравственного разделения. Действительно, первоначальное нравственное отличие состоит в силе лечения, а не в его стоимости или обыкновенности. Сила и эффективность – полезные соображения, которые могут быть применены, если принимать во внимание утилитарный подход к нравственности. Но они беспомощны в попытках показать, что врачи никогда не должны убивать, а в некоторых случаях позволить умереть. Поэтому мы должны вернуться к рассмотрению вопроса о противопоставлении: убийство – позволение умереть.