Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 00:22, реферат
Теория социальной работы возникла в виде модельных систем, которые стало возможно использовать на практике в конце ХIХ в. Инициатором такого рода идей была американский социолог М.Э. Ричмонд. Ее подход предполагал профилактику бедности, в природе которой лежит, как понимала она и большинство американцев, болезнь, неспособность индивида самостоятельно организовать свою жизнь. Поэтому первоначально основой социальной работы считалась медицинская модель. Однако дальнейшее развитие таких научных дисциплин, как социология, психология, социальная психология и т.д. показали необходимость расширения существующих моделей. А поскольку в это время усиленное распространение получил психоанализ, то не случайно, что новая модель социальной работы возникла под его влиянием
Западные модели социальной работы
Теория социальной работы возникла
в виде модельных систем, которые
стало возможно использовать на практике
в конце ХIХ в. Инициатором такого
рода идей была американский социолог
М.Э. Ричмонд. Ее подход предполагал
профилактику бедности, в природе
которой лежит, как понимала она
и большинство американцев, болезнь,
неспособность индивида самостоятельно
организовать свою жизнь. Поэтому первоначально
основой социальной работы считалась
медицинская модель. Однако дальнейшее
развитие таких научных дисциплин,
как социология, психология, социальная
психология и т.д. показали необходимость
расширения существующих моделей. А
поскольку в это время
Психоаналитическая модель. Данная модель основана на идеях классического психоанализа. В практике социальной работы она использовалась с конца 20-х гг. по начало 30-х гг. По условиям этой модели клиент рассматривался в качестве пассивного, всегда воспринимающего только со стороны существа. Отсюда роль социального работника определялась как активная и лечащая. Социальный работник выступал в образе деятельностного человека, задачей которого являлось оказание помощи людям, в этом нуждающимся. Роль и влияние клиента не учитывались, поскольку не подразумевалось, что последний может оказывать подобные воздействия. Таким образом, практика социальной работы носила характер открытой, понимающей деятельности, исключающей контролирующие и директивные аспекты во взаимоотношениях социального работника и клиента.
Недостатки этой модели: чрезмерный акцент на бессознательное, увлечение прошлым при игнорировании настоящего социального положения, излишний психологизм и т.д.
Психодинамическая (психосоциальная) модель. Данная модель концентрирует внимание на социальных факторах, направленных на поддержание устойчивого равновесия между психической жизнью человека и внешними отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. Подобный подход предполагает рассмотрение социального положения через такие элементы, которые становятся в практике социальной работы основными, как “личность в ситуации”, “ситуационная работа” (данная терминология принадлежит американским психологам Ф. Холлису, М. Вудсу). В центре исследования такого элемента социальной работы – личность человека, взаимодействующая, с одной стороны, с социумом, с людьми, а с другой, с окружающей средой. Акцент больше ставится на настоящее положение человека, на реальные ситуации его жизни и на особенности восприятия им этих ситуаций.
Недостаток этой модели: работа осуществляется уже по факту случившегося, хотя сама социальная работа нацелена на предупреждение возникновения проблем.
Бихевиористская модель. Главным предметом данной модели является наблюдаемое поведение клиента, рассматриваемое как реакция на внешние стимулы. Это представление прямо следует из основной бихевиористской схемы, с помощью которой анализируется человеческое поведение: “стимул” – “реакция”. Подразумевается, что на определенные стимулы у человека возникают определенные реакции. Социальная работа как раз и рассматривается как сфера, где поведение человека можно контролировать с помощью специально подобранных стимулов. Бихевиористский подход позволил ввести в социальную работу эмпирический уровень исследований в качестве необходимого и исходного этапа работы. Практическое использование бихевиористского подхода доминировало (как, впрочем, и уже вышеупомянутых моделей) до 60-х гг. ХХ века.
Когнитивная модель. Данная модель базируется на тезисе о рациональном логическом контроле клиента над своим поведением. В основе такого тезиса лежит представление символического интеракционизма о существовании единственной реальности, которую конструирует сам субъект. Для практики социальной работы это значит, что восприятие субъекта не должно рассматриваться как ошибочное; оно просто лишь отличное. А значит методы социального работника с клиентом не могут быть жесткими, а – обучающими. Развитие когнитивной модели социальной работы связано с именем Г. Гольдштейна.
Основное понятие Г. Гольдштейна – “перцепция”, понимаемая как ряд взаимодействий, происходящих в социальном контексте (которое он называет “перцептивным полем”) и представляющих собой опосредованный рациональной деятельностью ответ на стимул. Особенность восприятия стимула зависит от того, насколько этот стимул выделяется в ряду других стимулов, насколько схожи его элементы и продолжительность его воздействия. Такой взгляд на перцепцию объединяет психологический и социальный подходы, поскольку включает в себя чувства и мысли (внутренний мир) и внешний социальный мир.
В когнитивной модели социальной работы основными видами деятельности считаются: 1) адаптация – приспособление к внешнему миру с одновременной реализацией собственных целей; 2) стабилизация – сохранение равновесия между внутренними и внешними системами, несмотря на изменяющиеся обстоятельства; 3) интенциональная деятельность – стремление к достижению определенных изменений внешней среды в соответствии с внутренними целями.
Основной формой взаимодействия социального работника и клиента считается социальное обучение. Этот процесс представлен в трех типах: 1) стратегический (в нем преобладает направленность на овладение информацией и мастерством для достижения определенной цели); 2) тактический (в нем доминирует направленность на адаптацию к повседневным условиям жизни); 3) адаптивный (в нем господствует направленность на изменение своего “я” (самости) и, следовательно, конструирование реальности).
Процесс обучения предполагает четыре стадии: 1) дискриминационная (стадия осознания и постижения проблем внешнего мира); 2) концептуальная (стадия изучения идей и символов, используемых клиентами в процессе обработки информации); 3) принципиальная (стадия изучения системы ценностей и внутреннего “я” (самости)); 4) стадия решения проблемы (стадия, являющаяся своеобразным синтезом предыдущих и представляющая собой одновременно и процесс, и логическую оценку ситуации). Эта стадия сама имеет три этапа: а) проблема на этом этапе прочувствывается и становится понятной для клиента; б) она анализируется, проверяются различные способы ее решения и определяется стратегия действия; в) на этом этапе избранная стратегия реализуется и принимается человеком в качестве технологии решения идентичных проблем в будущем.
Когнитивная модель в социальной работе наибольшее распространение получила в 80-е гг.
Системный подход. В рамках данного подхода можно говорить о трех сложившихся моделях социальной работы. К первой модели можно отнести теории фон Берталанфи (основные понятия его концепции: ввод, выход, энтропия и др.) и А. Пинкус, А. Минахан (данная модель иллюстрируется в дальнейшем изложении в пособии). Следует еще отметить, что теория Берталанфи не получила широкого распространения.
Вторую модель представляют модификации теории Т. Парсонса. Модификации осуществлялись с целью адаптации этой теории к использованию в рамках социальной работы. Однако подобная адаптация успеха не имела.
К третьей модели социальной работы в рамках системного подхода относится системно-экологическая модель (ее современное название – концепция “жизненной модели”).
Суть данной модели. Люди представляют из себя постоянно адаптирующихся к окружающей среде через взаимоизменения существ (то есть индивиды как изменяют окружающую среду, так и изменяются сами под ее воздействием). Понятие “взаимная адаптация” – центральное при анализе отношения “человек – среда”. Существующие в обществе проблемы: дискриминация, бедность и т.д. снижают способность людей к взаимной адаптации. Выражением нарушения адаптивной способности человека является несоответствие между нашими требованиями и возможностями окружающей среды.
Основными причинами стрессов (прямых следствий и показателей нарушения адаптивной способности) являются: 1) разного рода жизненные трансформации (изменение статуса и роли; изменение жизненного пространства; изменения, связанные с возрастными переходами и т.д.); 2) давление окружающей среды (социальное неравенство, следствием его являются неравные возможности для различных социальных групп); 3) межличностные процессы (эксплуатация и т.д.).
В жизни человек сталкивается с трудностями различного вида. Но при этом одна из причин нарушения адаптивной способности человека и среды доминирует. К тому же стрессовая ситуация не всегда приводит к стрессу. Многое зависит от особенностей личностного восприятия, от социального окружения.
Основная цель социальной работы в системно-экологической модели – усиление адаптивной способности клиентов и создание максимально поддерживающей человека среды.
Единым для всех моделей системного подхода является: 1) фокусирование внимания на изменении окружающей среды; 2) анализ прямого воздействия одной личности на другую (а не скрытых мыслей и чувств); 3) признание возможности достижения желаемого результата различными путями.
Из ряда основных моделей социальной работы следует выделить особые: теория интервенции (вмешательства в кризисную ситуацию) и теория превенции.
Теория интервенции (теория кризисного вмешательства). Данная теория долго считалась универсальной, однако это оспаривается. Хотя на сегодняшний день не существует в практике социальной работы теоретического метода более распространенного, чем этот. Кризис, традиционно, понимался трояко: 1) либо как болезненный переходный период; 2) либо как значительные ситуативные изменения; 3) либо как непредвиденные трагические события (смерть, катастрофа, к примеру).
Теоретик “кризисного
Сущность теории “кризисного вмешательства” можно выразить через следующие положения:
1) любой человек, социальная
группа или организация в
2) наибольшую опасность
3) стрессовые события обычно
имеют форму угрозы, потери и
трудноразрешимой задачи; в первом
случае реакция индивида
4) большинство проблем в
5) временной промежуток между
кризисными событиями и
6) люди, находящиеся в кризисе,
наиболее открыты и
7) в период восстановления или
“реинтеграции” клиенты
При этом сам процесс “реинтеграции” включает в себя несколько этапов: 1) корректировку когнитивного восприятия, поскольку клиенты получают более точный и полный взгляд на события, которые с ними произошли; 2) управление чувствами, поскольку происходит “высвобождение” сильных эмоций, что рассматривается социальным работником как допустимая реакция; 3) развитие новых поведенческих моделей совладания с ситуацией; и здесь задача социального работника – помочь клиенту принять эмоционально и социально необходимые роли для достижения максимально возможной “реорганизации”.
В практике социальной работы эта модель получила развитие в сфере конкретных технологий вмешательства (например, внедрение “кризисных служб” в центры по предотвращению самоубийств, семейная терапия и т.д.).
С данной моделью связана другая теория – теория “превенции”.
Теория превенции. Под превенцией обычно понимается попытка предотвращения нежелательных событий, явлений, процессов. Социальная работа с момента своей институционализации учитывала концепцию превенции. Элементы планирования, социального проектирования в той или иной степени всегда присутствовавшие в социальной работе, по сути, есть не что иное, как выражение превентивных мер. Фактически во всех западных странах превентивная помощь является одним из основополагающих моментов развития и становления методов и технологий социальной защиты.
Всеобщая рационализация в современном обществе, сопровождающаяся бюрократизацией и в социальной сфере, заставляет ориентироваться на превентивные методы работы. Но как методы и технологии социальной работы превентивные формы стали использоваться не так давно.
Наиболее адаптирована к практике социальной работы модель немецкого социолога Клауса П. Яппы. Под превенцией он понимает “опасность” и “риск”, существенное различие между которыми заключается в том, что риск предполагает некий выбор и соотносится с результатами субъективного решения, тогда как опасность возникает из внешних по отношению к клиенту объективных обстоятельств. Превенция изначально соотносится с опасностью, но цель ее заключается в трансформации нежелательного состояния риска, предоставляющего клиенту определенную свободу выбора, то есть возможность принятия решения с наибольшей для себя выгодой.