Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 18:20, реферат
Чаще всего пьющим родителем оказывается отец. Даже при наличии заботливой и любящей матери дети в таких семьях испытывают недостаток эмоционального тепла. Мать вынуждена тратить большую часть эмоциональных и физических сил на то, чтобы защитить детей от пьющего мужа и поддерживать материальное благополучие семьи. Таким детям часто приходится играть недетскую роль — защищать мать, контролировать отца. Они становятся свидетелями бытового насилия, часто испытывают на себе физическое и психологическое давление со стороны отца. У матерей снижается чувствительность к тонким переживаниям в силу того, что им постоянно приходится находиться в напряжении и сталкиваться с грубыми эмоциональными проявлениями.
1.Психологические факторы проблемы жестокого обращения с детьми-------3
1.1 Алкоголизм как фактор проблемы жестокого обращения с деть-------------3
1.2 Фактор пренебрежения нуждами ребенка-----------------------------------------5 1.3 Стресс и неблагоприятная обстановка в семье-----------------------------------7
2. Психологические аспекты предотвращения проблемы жестокого обращения с детьми------------------------------------------------------------------------9
2.1 Предупреждение проблемы жестокого обращения с детьми-----------------9
2.2 Профилактика проблемы жестокого обращения с детьми-------------------11
3.Заключение-------------------------------------------------------------------------------13
4.Список использованной литературы----------
Содержание
1.Психологические факторы проблемы жестокого обращения с детьми-------3
1.1 Алкоголизм как фактор проблемы жестокого обращения с деть-------------3
1.2 Фактор пренебрежения нуждами
ребенка-----------------------
2. Психологические аспекты
предотвращения проблемы жестокого
обращения с детьми------------------------
2.1 Предупреждение проблемы жестокого обращения с детьми-----------------9
2.2 Профилактика проблемы жестокого обращения с детьми-------------------11
3.Заключение------------------
4.Список использованной литературы--------------------
1. Психологические факторы проблемы жестокого обращения с детьми
1.1 Алкоголизм как фактор проблемы жестокого обращения с детьми
Дети всегда страдают, если кто-то из родителей пьет. В том случае, если алкоголем злоупотребляют оба родителя, жизнь детей превращается в сплошной кошмар. Именно в семьях, где родитель или родители пьют, дети больше всего страдают от различного рода насилия, прежде всего — психологического.
Чаще всего пьющим родителем оказывается отец. Даже при наличии заботливой и любящей матери дети в таких семьях испытывают недостаток эмоционального тепла. Мать вынуждена тратить большую часть эмоциональных и физических сил на то, чтобы защитить детей от пьющего мужа и поддерживать материальное благополучие семьи. Таким детям часто приходится играть недетскую роль — защищать мать, контролировать отца. Они становятся свидетелями бытового насилия, часто испытывают на себе физическое и психологическое давление со стороны отца. У матерей снижается чувствительность к тонким переживаниям в силу того, что им постоянно приходится находиться в напряжении и сталкиваться с грубыми эмоциональными проявлениями.
Еще более тяжелым становится положение детей, если пьет мать. Отцы часто оказываются неспособными в таких случаях заботиться о детях и, как правило, не выдерживают и уходят из семьи. Большинство детей, попадающих в приюты при живых родителях — это дети, у которых матери страдают алкоголизмом.
Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом — проигнорировать, в третьем — спровоцировать ребенка на тот же поступок. Перепады настроения родителей, связанные с их самочувствием и степенью их опьянения, приводят то к вспышкам агрессии, направленной, в том числе, на ребенка, то к бурным переживаниям собственной виновности и попыткам «стать хорошей матерью (отцом)».
Весь быт «алкогольных» семей непредсказуем. Родители то устраиваются на работу, то подолгу не работают. При хронической бедности иногда появляются достаточно приличные деньги, которые быстро и не по делу тратятся. Несмотря на то, что дети постоянно недоедают и не имеют элементарных вещей, у родителей всегда находятся средства на выпивку.
Атмосфера в этих семьях в большинстве случаев чрезвычайно конфликтная: скандалы, ссоры, побои… Воспитание осуществляется почти исключительно в форме наказаний (прежде всего, физических). При этом, как уже отмечалось, требования, предъявляемые ребенку, непоследовательны и противоречивы.
Большинство детей, о которых плохо заботятся и нуждами которых пренебрегают, — это дети, родители которых злоупотребляют алкоголем. В целом жизнь ребенка в такой семье, превращается в непрерывную цепь насилия и жестокого обращения, которая часто впоследствии воспроизводится ребенком на протяжении всей его жизни.
Многие дети ненавидят алкоголизм своих родителей и стыдятся этого. Они затрачивают много усилий, чтобы компенсировать проблемы в семье. Такие дети часто хорошо учатся, отличаются примерным поведением и повышенной социальной нормативностью, однако, если механизм гиперкомпенсации дает сбой, они перестают справляться с трудностями и могут тоже начать злоупотреблять алкоголем.
Таким образом, алкоголизм родителей является значимым фактором жестокого обращения с ребенком, и его наличие требует внимательного отношения к положению ребенка в целях оказания ему своевременной помощи. Как и при недостаточности заботы о ребенке и пренебрежении его нуждами такая работа не может быть ограничена лишь решением актуальных проблем ребенка. Она должна включать в себя широкий спектр реабилитационных мероприятий, в которых существенное место занимает проблема формирования доверия к окружающему миру и адекватной самооценки ребенка.
1.2 Фактор пренебрежения нуждами ребенка
Недостаточность заботы о ребенке и пренебрежение его нуждами чаще встречаются в семьях с выраженными материальными проблемами. Однако, несмотря на то, что многие дети из таких семей страдают от нехватки одежды, еды, сладкого и т.п., во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой, участием.
В противном случае дефицит внимания со стороны родителей приводит к тому, что ребенок развивается в эмоционально и информационно бедной среде, им никто специально не занимается, а сам ребенок не способен обеспечить себе необходимые условия для нормального развития.
Дети из таких семей часто либо с очень раннего возраста помещаются в круглосуточные ясли, детские сады, санатории и т.п., либо вовсе не посещают дошкольные учреждения, так как родители не способны регулярно отводить и забирать их, следить за внешним видом, удовлетворять требованиям детского учреждения, оплачивать пребывание в нем. Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.
Если ребенок поступает в школу позже обычного возраста, он подвергается насмешкам детей, в кругу сверстников начинает остро чувствовать материальное неблагополучие своей семьи, что не способствует его адаптации к школьной жизни. При более благоприятных обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно ожидают трудности:
- ему трудно усваивать учебный материал, в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;
- он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;
- его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и т.п.);
- его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость от занятий и др.);
- он не пользуется поддержкой учителя;
- его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родителей в школу;
- он начинает прогуливать уроки;
В связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год, либо перевести в коррекционный класс.
Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полностью «выпадет» из процесса обучения. У ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребенка, о возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводит к тому, что в качестве альтернативных вариантов, у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании.
При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах.
Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как neglect — пренебрежение нуждами ребенка, не предоставление ему возможностей развиваться, получать образование.
При этом, если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.
Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.
1.3 Стресс и неблагоприятная обстановка в семье.
Дети удивительно быстро и легко приспосабливаются к меняющимся внешним условиям. Эта их способность крайне важна для здорового развития. Тем не менее, для успешной адаптации им необходима нормальная окружающая среда.
Все дети должны уметь справляться с различными стрессами. Такой опыт укрепляет ребенка, если только интенсивность стресса не превышает способности ребенка справляться с ним. Тем не менее, способы адаптации ребенка к меняющимся условиям окружающей среды (например, стремление не общаться с опекуном, применяющим силовые методы воспитания) могут использоваться впоследствии и вызывать проблемы, связанные с общением и социальным взаимодействием. Успешная адаптация детей, сталкивающихся со вспышками гнева и агрессии в семье, в значительной степени затруднена. У ребенка возникают признаки стресса, он часто болеет, проявляет симптомы страха и тревоги, у него возникают проблемы со сверстниками и в школе. Уже в возрасте 3-х месяцев у младенцев учащается сердцебиение, если они слышат громкие слова взрослых.
Стрессовые события в семье влияют на каждого ребенка по-разному. Тем не менее, некоторые ситуации провоцируют более интенсивные реакции на стресс и его последствия, чем другие (например, стресс, вызванный переходом в новую школу будет отличаться от стресса, вызванного издевательствами другого ребенка). Жестокое обращение с детьми связано с одной из наиболее разрушительных и тяжелых форм стресса. Жестокое обращение нарушает повседневную жизнь ребенка, оно может быть продолжительным и непредсказуемым и часто является результатом действий или бездействия людей, которым ребенок доверяет и от которых зависит. Однако даже такие травматические ситуации, как жестокое обращение, отсутствие родительской заботы и насилие в семье вызывают в некоторых случаях непрогнозируемые последствия, которые зависят от индивидуальных особенностей ребенка и получаемой поддержки.
Основной фактор, определяющий реакцию детей на различные формы стресса, - это степень поддержки и помощи, которую получают дети от своих родителей, помогающих им справиться с ситуацией и адаптироваться. Родители формируют у ребенка модель поведения, которая позволяет ему сохранять контроль даже во время замешательства и стресса. Понятно, что теплые взаимоотношения с взрослым человеком, который последователен, предсказуем, не прибегает к строгим наказаниям и помогает избежать необязательных источников стресса, окажутся очень ценными для ребенка. Дети, испытывающие жестокое обращение, очень тяжело адаптируются к любой форме стресса, поскольку они лишены позитивных взаимоотношений с взрослыми, у них отсутствуют навыки эффективного разрешения проблем и не возникает ощущения предсказуемости событий и личного контроля над ними.
2. Психологические аспекты предотвращения проблемы жестокого обращения с детьми.
2.1 Предупреждение проблемы жестокого обращения с детьми
Главная цель состоит в расширении осознания и знаний населения в отношении масштабов этой проблемы и ее последствий. Изменение отношения населения к проблеме жестокого обращения с детьми наверняка приведет к социальным и юридическим реформам.
Следует разработать различные учебные программы, направленные на родителей и включающие просвещение по вопросам развития ребенка, основанные на существующих накопленных профессиональных знаниях, а также содержащие конкретные руководства по действиям родителей по отношению к ребенку в зависимости от ситуации и уровня развития ребенка.
Следует разработать профилактические программы для детей, которые включают такие элементы, как право ребенка сказать "нет", законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Предпочтительно, чтобы такие программы использовались в широко посещаемых местах, включая школы, центры по месту жительства или центры общественного здравоохранения, и чтобы они действовали не на разовой, а на постоянной основе.
Следует детально оценить и глубоко продумать ряд вопросов. К ним относятся такие вопросы, как обязательное сообщение о случаях жестокого обращения с ребенком, обязательное наказание и альтернативы для тюремного заключения, исковая давность, свидетельства экспертов, степень воздействия на детей, ставших жертвами, уголовное расследование по отношению к лицу, совершившему преступные действия, и вопрос государственной ответственности за обеспечение дальнейшей защиты ребенка и необходимого реабилитационного лечения.
Системы просвещения и здравоохранения участвуют в выявлении и определении случаев плохого обращения с ребенком и обычно сообщают и передают информацию о таких случаях в другие места. Имеются также учреждения, которые отвечают за охрану ребенка, за обеспечение лечения и другие услуги для детей, которые являются жертвами жестокого обращения, и/или для их семей (например, учреждения охраны психического здоровья, различные социальные службы, службы по месту жительства/попечительские службы). Все работники таких систем должны пройти подготовку, с тем, чтобы ознакомиться с основными характеристиками этой проблемы, узнать о наличии соответствующих служб и способах их использования, а также понять некоторые юридические аспекты, связанные с этой проблемой.
Важным и кропотливым делом является социальная защита детей-инвалидов, особенно тех, кто вследствие своего заболевания, отклонений в психическом развитии, ограниченной способности к самообслуживанию воспитывается и обучается дома. Родители этих детей - молодые семьи и одинокие матери сталкиваются не только с медицинскими, экономическими, а и с социальными проблемами.