Жизнь и творчество Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 13:07, контрольная работа

Описание работы

Сократ - великий античный мудрец, «олицетворение философии», как назвал его К.Маркс, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

Содержание работы

Введение
1. Жизнь и творчество Сократа
2. Этическое учение Сократа
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Этика.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Что обсуждал Сократ со своими собеседниками? Принципы и методы мышления. Он обратил взор человека на его внутренний, духовный мир. И прежде всего он хотел показать людям, что  путь к высшей реальности лежит через самопознание, познание своего духовного «я». Сократ поставил во главу угла философии - а его философия была не отвлеченной, а жизненной - знаменитое изречение, которое было начертано на фронтоне Дельфийского святилища: «Познай самого себя». Сократ был добродушный собеседник, открытый, немножко лукавый. Он говорил: «Я никого не учу, я просто с вами тоже ищу истину». Это было так и не так. Он, конечно ,учил, но метод его был акушерский, он так себя и называл: «Я - акушер. Истина сидит внутри вас, только надо ее родить, я вам помогаю ее родить». При всей его шутливости  и некотором, я бы сказал, даже юродстве, он относился к серьезным вещам абсолютно серьезно, что и доказал во время суда и казни. Итак, он приходил в тенистый портик -  там приятно было сидеть в жару под каменными сводами - и начинал беседу на какую-нибудь тему. Сначала это был незатейливый спор, а потом вдруг собеседник попадал в железный капкан его логики. Здесь Сократ был несравненным. По существу начало нашей логики,  рациональной логики, к которой мы привыкли, идет от Сократа. (А.Мень). Поэтому Ницше проклинал его как человека, загубившего дух Греции. Поэтому русский философ Лев Шестов, иррационалист, считал появление Сократа грехопадением античной мысли. Но ясная мысль и логика - это отнюдь не враги человека, это инструмент, великий и прекрасный, только надо знать, где и когда им уместно пользоваться. Сократ отнюдь не делал его универсальным инструментом. Он часто говорил: «Я ощущаю в себе с юных лет не только голос рассудка, но и голос какого-то существа». Он называл это существо «даймонион». (На самом деле «даймонион» - не «демон», а «божество».) Так что не думайте, что речь идет о сатанинском начале. Это был некий дух. Говоривший в нем. «Никогда, - настаивал Сократ, - этот «даймонион» не подсказывал мне, что я должен делать, но он меня предупреждал, чего я не должен делать».

В центре  всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа - это философия морали, этика.

Сократ в определенном смысле  совершает  переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными (жизнь, физическое здоровье,  красота, мощь), но лишь  сокровища души суть ценности, которые  вместе составляют «познание». Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что «сами по себе они больше не имеют ценности». Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него.

Значит, богатство, власть, слава, здоровье, красота «не могут быть по собственной природе благами как таковые, но, скорее, выходит так: если  они ведомы невежеством, то способствуют злу наибольшему, противному им самим, ибо более  действенны в дурном направлении; если же,  напротив, управляемы рассуждением, наукой и познанием, то становятся  благами наибольшими; сами по себе ни одни, ни другие, цены не имеют».

Моральная философия Сократа исходит из ясности и решенности того, как  должно жить. Поэтому  человек в ней не стоит в мучительной  и темной ситуации этического выбора. Можно даже сказать, что Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием,  поскольку добродетель - это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению.

Политико-правовые взгляды Сократа  представляют собой составную часть всей его моральной философии в рамках которой этическое и политическое  тесно переплетены. Этика в понимании Сократа политична, политика этична. Высшей и наиболее важной добродетель (арете) является добродетель политическая, к которой Сократ относил искусство управления  полисными делами. При помощи именно этого искусства люди делаются хорошими политиками, начальниками, домоправителями, вообще полезными  для себя и других гражданами государства.

Причем эта высшая добродетель, именуемая Сократом, царской, одинаково значима и в частной и в публичной жизни человека: в обоих случаях речь идет об одном и том же  - об управлении соответствующими делами (полисными или домашними) на основе знания.  Умение  хорошего хозяина, управителя дома сходно с умением  хорошего начальника, и первый легко может заняться делами второго. «Потому ты не смотри с таким пренебрежением на хозяина, - говорил Сократ некоему Никомахиду. - Забота о собственном только количественно разнится от заботы об общественном; в других отношениях она совершенно одинакова» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе).

Политическая  этика Сократа представляла собой своеобразный итог предшествующего развития древнегреческой политической мысли и вместе с тем послужила исходным  пунктом ее дальнейшего движения к таким вершинам, как политическая философия Платона и политическая наука Аристотеля.

Сократовские положения о совпадении законного и справедливого, восхваление им законности и разумности полисных порядков и т.п. имели в виду, скорее, желательное идеальное состояние дел, нежели наличное, реально существовавшее. Отсюда  их критический запал против  современной ему практической политики и ее деятелей.

В плане теоретическом сократовский идеал представлял собой попытку сформулировать идеально разумную сущность  государства, а применительно к практической политике был направлен на утверждение принципа компетентности в полисном управлении.


Заключение

 

Философское обоснование Сократом  необходимости правления знающих не было, конечно,  завуалированной формой  апологии каких-то практически существовавших в его времена политических порядков. Хотя в качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами, Сократ называл аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические Фивы и Мегары. В принципе же он ратовал за правление знающих, а не за господство старой родовой аристократии или новоявленных богачей. Резко отрицательно относился Сократ к тирании как режиму беззакония, произвола и насилия.

Ценность человека не в его силе и способности к насилию во имя власти, но в его разуме, в его понимании блага полиса и владении политической добродетелью. А это требует  соответствующего воспитания и учения. Политические добродетели, как и прочие человеческие добродетели, развиваются  путем изучения и прилежания. Те, кто  готовится к политической деятельности и властвованию, должны, по Сократу, научиться  воздержанности во влечениях и постигнуть знания, необходимые для пользы полиса и его граждан.

Всякий человек, даровитый или бездарный, должны по Сократу,  учиться и упражняться в том в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых. Эти люди, будучи по природе своей нередко неукротимыми и необузданными, без надлежащих знаний способны причинить государству и согражданам огромный  вред. И, наоборот, они приносят большую пользу отечеству, если предварительно изучили предмет своей будущей деятельности, научились искусству управления, приобщились к политической добродетели. Управление делами полиса на основе знания есть, по оценке Сократа, единственный надежный путь ко всеобщему благу.

Сократ, сам непосредственно не занимавшийся политической деятельностью, вместе  с тем живо интересовался всеми полисными делами и стремился к их совершенствованию. Воспитание своих слушателей, особенно молодых, в духе политической добродетели было главной целью сократовских бесед,  всех его философско-просветительских усилий.

Однако, «нельзя даже приблизиться к пониманию Сократа, пока мы не уясним себе ту пропасть, что  отделяет его молодость и первую пору зрелости, протекшие  в социальной атмосфере довоенной Европы, от событий послевоенного времени».


Список литературы

 

1. Нерсесянц В.С. Сократ., М. «Наука», 1984. (серия «Научные биографии»).

2. Кессиди Ф.Х. Сократ. М. «Мысль», 1988. (серия «Мыслители прошлого»).

3. Льюис Дж.Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа., Мн., Из-во «Галаксиас», 1997 - 208 с. (серия «История Философии в биографиях»).

4. Реале Дж., Антисери Д., Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. - ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 336 с.

5. Радугин А.А. Философия., М. Из-во «Центр»,  1997.

6. Мень А.В., Мировая духовная культура//Сократ. Платон. Аристотель. М., 1995

 

 



Информация о работе Жизнь и творчество Сократа