Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:09, реферат
Речевая культура - показатель профессиональной пригодности и для дипломатов, юристов, для ведущих различного рода передачи по телевидению и радио, для дикторов, журналистов, но и руководителей различного звена. Поэтому тема моего реферата актуальна и не вызывает сомнений.
Культурой речи важно владеть всем, кто по своей должности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ………………………………………..7
2. КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ ……….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..…….22
Для этого необходимы следующие качества:
- знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи;
- умение следить за
точностью, логичностью и
- владение профессиональной
терминологией, знание
- владение стилем
- умение определять цель и понимать ситуацию общения;
- умение учитывать социальные
и индивидуальные черты
- навыки прогнозирования
развития диалога, реакций
- умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
- высокая степень контроля
эмоционального состояния и
- умение направлять диалог
в соответствии с целями
- знание этикета и четкость выполнения его правил.
3 ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ НА КАРЬЕРНЫЙ РОСТ
Возможность карьерного роста, безусловно, основана на коммуникативных способностях и навыках личности. Коммуникация, как известно, выстраивается на двух уровнях: вербальном и невербальном. К невербальному уровню относится общение при помощи языка тела (позы, жесты, мимика) и голосовых сигналов доречевой коммуникации (смех, стон, визг, плач и пр.). Вербальный же уровень — это передача и восприятие информации через речь. Умение чётко ставить цели, обозначать задачи конкретного процесса взаимодействия, грамотно формулировать, излагать и аргументировать мысли, противостоять контраргументации («снимать» возражения оппонента) — всё это предопределяет получение положительного результата от общения.
При желании, ораторикой может овладеть любой дееспособный человек. Конечно, в каждом отдельном случае качественный результат будет различным. Речь человека — это следствие взаимодействия факторов, формирующих общий уровень культуры конкретного человека. К таким факторам относятся: генетическая предрасположенность, психологические особенности личности, социальная среда, образование. Генетическая национальная и родовая предрасположенность в значительной степени определяет коммуникативные возможности человека. Например, южные народы отличаются повышенной темпераментностью и общительностью, северные народы, напротив, менее темпераментны и достаточно сдержанны в общении.
К психологическим особенностям
относятся: темперамент и психологический
тип личности. Темперамент человека
влияет не только на его эмоционально-
Психологический тип обусловливает коммуникативные способности. Динамика экстравертов, направленная во вне, чаще облегчает процесс общения, а энергия экстравертов, сконцентрированная во внутрь себя, может затруднять коммуникацию.
Кроме того, независимо от темперамента и психологического типа, важно умение человека контролировать свои эмоции и управлять ими. Социальная среда начинается с семьи, уклада взаимоотношений в ней (патриархат, матриархат, демократия, архаика, анархия и пр.) и традиций семейного воспитания. Продолжением личного социума является круг повседневного общения человека: друзья, товарищи и коллеги, знакомые.
Немаловажное значение в успешности человека играет и образовательная база: образовательный фундамент, который закладывается с детского сада, и способность человека к самообразованию.
Существенной составляющей
ораторского мастерства является техника
речи. Техника речи — это способность
человека говорить технично и выразительно,
т.е. чётко, внятно, ясно и понятно
для окружающих. Техничности речи
могут препятствовать две причины:
вялый артикуляционный аппарат
и явно выраженные, так называемые,
дефекты. Артикуляционный аппарат
поддаётся развитию и совершенствованию
через систематические
Некоторые дефекты исправляются в процессе работы над ними; другие возможно лишь корректировать; существуют и такие, которые, к сожалению, не исправляются. Не исправляются дефекты, основанные на патологии голосового аппарата. Например, короткая уздечка языка. В данном случае требуется хирургическое вмешательство, и только после этого возможно получение положительного результата в исправлении дефекта.
Корректировкой речевых дефектов занимаются специалисты узкой направленности: логопеды или дефектологи, в зависимости от сложности и причины дефекта. До устранения основной причины не поддаются исправлению (в должной степени) дефекты, возникшие вследствие психоневрологических заболеваний — необходимо своевременно обращаться к невропатологу.
Следует учитывать, что не
исключается возможность
Совершенно проблемны зафиксированные дефекты, возникшие из-за несвоевременного развития речевых навыков у ребёнка. В этом случае ответственность лежит на родителях. К шести годам ребёнок должен произносить чисто все звуки, владеть определённым набором речевых умений. Общая практика показывает, что после 12-14 лет запущенные дефекты почти не поддаются исправлению, их можно лишь корректировать в определённой степени.
Часто задаётся вопрос о возможности или невозможности научиться говорить грамотно и красиво в домашних условиях. Конечно, учиться говорить, общаться следует в реальном общении — слушать, наблюдать, анализировать, запоминать, воспроизводить, находить необходимые доводы для доказательства истинности своих идей, искать выход из сложившейся ситуации, принимать решения. Самостоятельно возможно только репетировать предполагаемую ситуацию общения и развивать отдельные речевые навыки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых важнейших норм и правил: содержательность, логичность, доказательность, убедительность, ясность, понятность речи. Речь человека целиком раскрывает его личность, интеллект; это индикатор психологического состояния человека.
Деятельность юристов многогранна: она имеет прямое отношение и к составлению различных документов, и к участию в прениях сторон на судебном процессе, и к пропаганде правовых знаний и т.д. Следовательно, для юриста профессионально значимо: владение нормами русского литературного языка: нормами литературного произношения, нормами словообразования и образования форм слова, нормами построения словосочетаний и предложений, нормами употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.
Несомненно, без перечисленных знаний, умений и навыков невозможна качественная профессиональная деятельность юристов, поэтому необходимо постоянно тренировать свою врожденную языковую способность.
Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.
Сегодня важно не только
уметь построить свое устное высказывание,
убедительно отстаивая
Менеджер должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи - одним из важнейших профессиональных качеств.
Я считаю что значение культуры речи в профессиональной карьере в любой профессии несомненно важно так как современное общество, производство, рынки товаров, услуг и труда отличаются высокой степенью динамизма, неопределенности, быстрыми темпами перемен. Динамизм и неопределенность становятся характеристиками всех сторон нашей жизни, проявляются на всех уровнях – глобальном, региональном, социальном, индивидуальном. Эти принципиально новые условия выдвигают иные требования к подготовке специалистов на всех уровнях профессионального образования. Данная тенденция четко обозначена в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., в которой одна из ключевых идей – идея о необходимости формирования нового качества российского образования и в особенности среднего профессионального образования, которому "необходимо обеспечить опережающее развитие". Новое качество образования сегодня – это образование, отвечающее требованиям международных стандартов качества, удовлетворяющее запросы всех потребителей образовательных услуг – личности, общества, государства, производства.
Современный работодатель заинтересован в таком работнике, который:
· умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы;
· обладает критическим и творческим мышлением;
· владеет богатым словарным запасом
Особого внимания требуют
лексические нормы, т. е. правила
применения слов в речи. М. Горький
учил, что слово необходимо употреблять
с точностью самой строгой. Слово
должно использоваться в том значении
(в прямом или переносном), которое
оно имеет к которое
Языковая норма — это не догма, претендующая на неукоснительное выполнение. В зависимости от целей и задач общения, от особенностей функционирования языковых средств в том или ином стиле, в связи с определенным стилистическим заданием возможно сознательное и мотивированное отступление от нормы. Здесь уместно вспомнить слова нашего замечательного лингвиста академика Л.В. Щербы: «Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда-то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от нее».
По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах и делают выводы нужен ли им такой сотрудник.
Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих.
Но наиболее важным я считаю то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.
В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.
В устной речи мы делаем много таких пауз, повышений и понижений тона, замедлений и убыстрений темпа речи, изменений тембра голоса и т. п., которые никогда не отмечаются и не могут отмечаться в письменном тексте уже по одному тому, что дня этого потребовалось бы огромное количество разнообразных знаков.
Автор цитаты, называя тон, темп, тембр голоса, имеет в виду интонацию, которая играет значительную роль в устой речи. По интонации мы понимаем, в каком состоянии находятся наш собеседник и какие чувства охватывают его.
Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер. Я думаю все со мной согласятся что намного интересней слушать человека говорящего с интонацией чем скучную однотонную речь.
Однако этим не исчерпывается назначение интонации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.
В отечественной лексикографии
имеется несколько словарей, которые
называются словарями трудностей. Знакомство
с ними позволяет не только уяснить,
в чем сложность русского языка,
что вызывает затруднение при
словесном оформлении мысли, но и
понять, как не допустить ошибку,
не нарушить ту или иную норму литературного
языка. Такие словари должны быть
настольными книгами для
Информация о работе Значение культуры речи в профессиональной карьере