Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 09:42, контрольная работа
Описание работы
Уголовно-исполнительная система, являясь одним из важнейших социально-правовых институтов государства, в огромной степени зависит от процессов и изменений, происходящих в самом государстве. Она формируется, развивается и меняется под влиянием тех же социальных, экономических, политических течений, которые происходят в обществе. При этом складывающаяся ситуация в уголовно-исполнительной системе во многом является зеркальным отображением процессов, протекающих в обществе, криминальной среде, а равно обуславливающих изменения в экономике, социальной сфере и, прежде всего, определяющих общественное сознание. Именно поэтому, давая оценку эффективности и качеству работы уголовно-исполнительной системы, необходимо рассматривать результаты оперативно-служебной и финансово-хозяйственной деятельности через призму изменений, происходящих практически во всех сферах социально-политической и экономической жизни страны.
Содержание работы
Введение 3 1.Значение профессиональной этики для формирования нравственной культуры сотрудника УИС 6 2. Духовно-нравственные требования, предъявляемые к сотрудникам учреждений, исполняющих наказания и роль профессиональной этики 11 3. Духовно-нравственное воспитание сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии, формы и методы осуществления в процессе профессиональной подготовки 19 Список литературы: 28
В обобщенном виде
морально-нравственные требования
к сотруднику УИС можно представить
следующим образом:
- отношение к человеку
как к высшей ценности, уважение
и защита прав, свобод и человеческого
достоинства в соответствии с
международными и отечественными
правовыми нормами и общечеловеческими
принципами морали;
- глубокое понимание социальной
значимости своей роли работника
УИС, своей ответственности перед
обществом и государством, от
которой в решающей степени
зависят общественная безопасность,
охрана жизни, здоровья, правовой
защищенности людей;
- разумное и гуманное
использование предоставленных
законом работнику УИС прав
в строгом соответствии с принципами
социальной справедливости, гражданского,
служебного и нравственного долга;
- безупречность личного
поведения на службе и в
быту, честность, неподкупность, исполнительность
и инициатива, забота о профессиональной
чести, профессиональная солидарность,
взаимопомощь, поддержка, смелость
и морально-психологическая готовность
к действиям в экстремальных
условиях;
- постоянное совершенствование
профессионального мастерства, знаний
в области служебной этики, повышение
общей культуры, расширение интеллектуального
кругозора, творческое освоение
необходимого по службе отечественного
и зарубежного опыта.
Перечисленные требования
дают достаточно наглядное представление
о тех морально-нравственных качествах,
которыми должен обладать сотрудник
уголовно-исполнительной системы. Это
терпимость, справедливость, гуманность,
чувство долга, смелость, мужество,
выдержка, честность.
Нравственные
принципы
Основу профессиональной
деятельности сотрудника
пенитенциарной службы составляют нравственные
принципы.
Принцип гуманизма
- один из центральных и основополагающих
принципов пенитенциарной системы. Под
гуманизмом (от лат. «человечный») понимается
признание человека высшей ценностью.
В соответствии со статьей 2 главы I Конституции
Российской Федерации человек, его права
и свободы являются высшей ценностью,
а их соблюдение признается обязанностью
государства.
В чем же состоит гуманизация
системы исполнения уголовных наказаний?
Прежде всего, это строгое следование
законодательным актам, определяющим
отношение государства, общества и самого
сотрудника пенитенциарной службы к правонарушителям,
осужденным (заключенным под стражу); это
отказ от неоправданно грубого обращения
с лицами, лишенными свободы, недопустимость
причинения им ничем не оправданных лишений
и страданий, унижения их человеческого
достоинства, «обеспечение охраны их законных
прав и интересов от любых посягательств,
будь то со стороны администрации или
со стороны самих осужденных»; это вера
в возможность их исправления. В прямой
связи с принципом гуманизма находится
право осужденных на охрану здоровья,
на личную безопасность и обеспечение
свободы совести и свободы вероисповедания.6
В Европейских тюремных правилах
принцип гуманизма формулируется очень
точно: «Благодаря лишению свободы заключение
само по себе является наказанием. Поэтому
условия тюремного заключения и режим
в тюрьме не должны усиливать страдания,
неотъемлемо присущие и связанные с этим
заключением, за исключением случаев,
оправдывающих изоляцию или поддержание
дисциплины».
Идея гуманизации уголовно-исполнительной
политики нашла отражение в Концепции
воспитательной работы с осужденными
в условиях реформирования УИС, где в качестве
первостепенных выдвигаются следующие
задачи:
- обеспечение приоритета
общечеловеческих ценностей во
всех аспектах проводимой с
осужденными воспитательной работы;
- воспитание у сотрудников
УИС уважительного и доброжелательного
отношения к осужденным на
основе принципов справедливости,
гуманизма и партнерства.
Следовательно, гуманизация
процесса исполнения наказаний состоит
в уважении личного достоинства осужденного,
обеспечении его законных прав и интересов
от любых посягательств, будь то со стороны
администрации или со стороны самих осужденных.
Остановимся на основном содержании
другого основополагающего принципа в
деятельности органов, исполняющих наказания, - принципа законности.
Он заключается в требовании
неукоснительного соблюдения законов
и основанных на них подзаконных актов
всеми сотрудниками пенитенциарной
системы. В комментариях
к Уголовно-исполнительному кодексу
Российской Федерации подчеркивается:
«Содержанием принципа законности является
не порядок деятельности учреждений и
органов, исполняющих наказания, а соответствие
этой деятельности уголовно-исполнительному
закону».
Принцип законности в большей
степени, чем другие принципы, отражен
в нормативных документах, регламентирующих
деятельность сотрудника УИС. Тем не менее,
нравственные качества сотрудника именно
здесь проявляются наиболее зримо.7
Сотрудник никогда не должен
забывать, что осужденный (заключенный
под стражу) по-прежнему остается гражданином
общества, хотя и с ограниченным кругом
прав и меньшими возможностями в их защите
по сравнению со свободными гражданами.
Этическое содержание законности
в уголовно-исполнительной системе состоит
в следующем: не допускать в своей деятельности
случаев невнимательного отношения к
осужденным, проявления бездушия к их
личным проблемам, отступления от установленных
правил общения с ними, беспринципности
в оценке собственных поступков и действий
подопечных, попустительства при нарушениях
закона. Практика показывает, что в тех
исправительных учреждениях, где имеются
подобного рода факты, у сотрудников и
осужденных формируются чувства вседозволенности,
беспредела, отрицания общенравственных
ценностей. Данные тенденции
являются недопустимыми.
Работники уголовно-исполнительной
системы, решающие судьбы других, сами
должны являться образцом строгого соблюдения
законности и требований морали, укрепления
правопорядка. Как отмечалось ранее, профессиональная
этика сотрудника пенитенциарной системы
характеризуется преимущественно деонтологическим,
т.е. должным характером.
Поэтому несоблюдение сотрудником
нравственных норм, основывающихся на
принципах гуманизма и законности, подрывает
саму сущность деятельности пенитенциарного
работника.
Лица, отбывающие наказания
в виде лишения свободы, уже претерпевают
определенные ограничения
и поэтому особо чувствительны
к любым действиям, ущемляющим их права
и законные интересы.8
Именно поэтому произвол и беззаконие,
недопустимые нигде, и особенно в уголовно-исполнительных
структурах, не просто дискредитируют
сотрудников, а провоцируют возможность
ответной реакции, которая может привести
к злостному неповиновению требованиям
администрации, массовым беспорядкам,
захвату осужденными
заложников. Должностные
правонарушения и преступления,
совершаемые сотрудниками, подрывают
нравственные, правовые и социальные основы
государства в целом. Нарушая закон, нельзя
требовать уважения к закону от других.
Нарушения законности в повседневной
деятельности сотрудников исправительных
учреждений выражаются в
рукоприкладстве, установлении незаконных
связей, злоупотреблении служебным положением,
в использовании труда осужденных в личных
целях, превышении властных полномочий,
в ущемлении прав и интересов осужденных,
незаконном применении наручников,
хищении собственности ИУ при содействии
осужденных, в нарушении порядка трудового
использования осужденных, отдыха, оплаты
труда и т.д.
Снижение авторитета уголовно-исполнительной
системы в первую очередь связано с нарушением
законности сотрудниками УИС. Подчеркнем,
что по отдельным негативным фактам население
начинает судить о работе пенитенциарной
службы в целом.
Одним из важнейших принципов
не только профессиональной, но и общечеловеческой
морали является принцип коллективизма.
Что касается правоохранительной служебной
среды, то здесь принцип коллективизма
однозначно является строго обязательным
для успешной организации служебной деятельности,
единственно возможным для результативного
противостояния криминальному миру. И
хотя интересы членов служебного коллектива
всегда разнородны, эффективность работы
коллектива прямо зависит от целеустремленности
и единства его действий, следовательно,
прежде всего, от того, насколько интересы
коллектива осознаются его членами
как приоритетные по сравнению с личными
интересами людей, его образующих.
Принцип коллективизма включает
в себя несколько частных принципов:
1) Единство цели и
воли. Единая цель сплачивает людей,
организует и направляет их волю. Цели
деятельности служебного коллектива определяются
как задачами, которые ставит перед коллективом
руководство, так и сознанием необходимости
требований повседневной службы. И если
первый фактор носит в основном внешний,
строго императивный характер, то второй
фактор в немалой степени определяется
нравственно-психологическим климатом
коллектива и нравственной воспитанностью
его членов.
2) Сотрудничество
и взаимопомощь. Это одно из главнейших
условий принципа коллективизма. В коллективах
уголовно-исполнительной системы эта
сторона коллективизма проявляется особенно
действенно. «Сам погибай, а товарища выручай»
- не простой лозунг, но коренной принцип
служебного взаимодействия, получивший
неоднократное подтверждение на практике.
Однако это сочетается с принципиальностью
и не имеет ничего общего с круговой порукой,
покрывательством недобросовестных работников,
лодырей, прогульщиков. В противном случае
появляются основания говорить о нравственной
деформации коллектива, о его «заболевании»
и о необходимости его срочного «лечения».9
3) Дисциплина.
В нравственно зрелом коллективе дисциплина
не является тяжелым бременем, но осознанной
необходимостью. Именно сознательное
исполнение дисциплинарных требований
обеспечивает требуемую результативность
служебной деятельности, и именно в таком
коллективе всякое нарушение дисциплины
воспринимается его членами как помеха,
как препятствие на пути реализации общих
служебных целей и интересов, и именно
в таком коллективе воздействие его членов
на «воспитание» нарушителя оказывается
эффективнее самых жестких дисциплинарных
санкций руководства.
Высокое нравственное сознание
подразумевает единство личности и Отечества.
Это выражается в принципе патриотизма.
Патриотизм – это уважение исторического
прошлого Родины, гордость своим народом
и достижениями родной страны, бережное
отношение к народной памяти, национальным
и культурным традициям и готовность отстаивать
свободу и независимость Родины от посягательств
извне.
В деятельности сотрудников
УИС этот принцип играет особую роль. Являясь
представителем государственной власти,
сотрудник должен понимать важность поставленных
перед пенитенциарной службой задач и
собственную ответственность за их исполнение.
Оценка деятельности сотрудника – это
оценка уровня правосознания и правовой
культуры его родной страны. Для стражей
правопорядка понятия «патриотизм» и
«служебный долг» всегда были синонимами.
Нравственное значение патриотизма
определяется тем, что он является одной
из форм соподчинения личных и общественных
интересов, единения человека и Отечества.
Но патриотические чувства и идеи только
тогда нравственно возвышают человека
и народ, когда они сопряжены с уважением
к народам других стран и не вырождаются
в психологию национальной исключительности
и недоверия к «чужакам». Этот аспект в
патриотическом сознании в современных
условиях приобрел особую актуальность.
Как утверждается в Концепции
воспитательной работы с курсантами и
слушателями образовательных учреждений
УИС Министерства юстиции Российской
Федерации, среди основных задач воспитательной
работы немаловажная роль отводится государственно-патриотическому
воспитанию. Оно проводится с целью формирования
и развития личности, обладающей важнейшими
качествами гражданина – патриота России
и способной успешно выполнять служебные
обязанности, в том числе и в чрезвычайных
условиях.
Знание основных нравственных
принципов составляет основу морального
сознания сотрудника учреждений, исполняющих
наказания. Но 10перевод этих знаний в убеждения
и безукоризненное следование принципам
морали в служебной деятельности зависит
от общего уровня культуры сотрудника,
его способности к самосовершенствованию,
противостоянию негативным влияниям профессиональной
среды.
3. Духовно-нравственное воспитание
сотрудников УИС: понятие, задачи, критерии,
формы и методы осуществления
в процессе профессиональной
подготовки
Рассматривая проблемы духовно-нравственного
воспитания сотрудников УИС, необходимо
отметить, что испокон веков основными
задачами педагогики были передача накопленных
обществом знаний и опыта последующим
поколениям и воспитание целостной, гармоничной,
всесторонне развитой личности.
Понятие
духовно-нравственного воспитания
Исходя из этого, можно сделать
вывод, что духовно-нравственное развитие
личности сотрудника УИС — это процесс духовного
роста и самоопределения личности на основе
формирования высших гуманистических
идеалов и ценностей и способности осознанного
нравственного целеполагания. Духовно-нравственное
воспитание сотрудника УИС - это целенаправленный
педагогический процесс, организуемый
в рамках системы начального, высшего
и послевузовского профессионального
образования и профессиональной подготовки,
а также в процессе воспитательной работы
с сотрудниками, в результате которого
происходит включение объекта воспитания
в систему высших гуманистических идеалов
и ценностей, приобщение к достижениям
науки и культуры, творческое раскрытие
деятельностных способностей и сущностных
сил сотрудника, его свободное самоопределение
и саморазвитие в соответствии со сформированным
духовно-нравственным идеалом.11
Система профессионального
образования ответственна за уровень
и качество образованности, профессионального
мастерства, профессионального развития
и воспитания, то есть за формирование
высокой профессиональной культуры личного
состава УИС. Духовно-нравственное воспитание
и развитие личности сотрудника естественным
образом вписывается в этот процесс. Одна
из особенностей профессиональной культуры
состоит в том, что широкий смысл этого
понятия предполагает его восприятие
в единстве материального и духовного,
в сложном взаимодействии и взаимовлиянии
всех явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых
элементов. Более узкий смысл охватывает
только духовную часть культуры: правила
поведения, этические нормы, традиции,
профессиональные мифы и легенды, являющиеся
регулятором поведения сотрудников. Важно,
что в гармонично сформированной профессиональной
культуре и материальные, и духовные аспекты
должны быть одинаково высоки. Поэтому
профессиональная культура сотрудников
УИС должна формироваться на основе духовно-наукоемкой
культуры, подразумевающей интеграцию
высших достижений науки и культуры, духовности
и рациональности, что позволит преодолеть
неизменно возникающие противоречия между
духовными и материальными идеалами и
ценностями, создать гармоничное равновесие
этих нераздельных жизненных сфер.