Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:58, реферат
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без
государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы
разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
Введение………………………………………….……………………………….3
Сущность государственного регулирования экономики………………………5
Административные методы государственного регулирования экономики .....8
Государственные заказы и контракты в системе государственного регулирования экономики....................................................................................13
Заключение…………………………………………………………………........17
Список использованных источников……………………………………….….19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
« Административные методы государственного регулирования экономики».
Выполнил: Исакадиев А.И.
Махачкала - 2011
Содержание
Введение
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Государство отвечает за:
Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:
Методы регулирования разделяются на:
Формы регулирования
Регулирование государства распространяется и на технические аспекты деятельности. Это так называемое «техническое регулирование». Это регулирование имеет общие «централизованные механизмы», которые характерны и для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции.
Причины регулирования: 1) Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.) 2) Наличие частного и общественного характера производства 3) Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность, экологические проблемы) 4) Научно-технический прогресс 5) Тенденция к монополизации 6) Наличие международной конкуренции.
Сущность государственного регулирования экономики
Любая рыночная экономика не может существовать и функционировать без
государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы
разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании.
В этом свете термин «регулируемая рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть нерегулируемой. Прибавление эпитета «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.
Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.
Как правило, в государственном регулировании рыночной экономики проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.
Государственное
регулирование рынка
законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
С другой стороны, государственное воздействие на рынок проявляется посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,
необходимые для общегосударственных нужд и определённым образом распределяя их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние на рынок и рыночные отношения.
Во всех общественных системах государство играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся
условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах;
отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики
Теория экономической политики как составная часть макроэкономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.
1. Несостоятельность
конкуренции, выражающаяся в
отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии, которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием наносят ущерб благосостоянию общества.
2. Наличие многочисленных товаров, жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.
3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых – загрязнение
окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.
4. Неполные рынки, одним из типичных примеров которых является рынок
страховых услуг,
прежде всего медицинских и
5. Несовершенство информации, во многих отношениях представляющей собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия государства.
6. Безработица, инфляция, экономическое неравновесие, особенно резко
проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.
7. Излишне неравномерное
распределение доходов,
8. Наличие обязательных товаров (например, начальное образование),
потреблять которые общество может заставить только государство, но никак не рынок. Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.
Государственное
регулирование экономики —
Административные
методы государственного
Административное регулирование рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства и предусматривает использование системы государственных заказов и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.
Суть административных методов зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирования вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах деятельности, которые не может регулировать рынок.
Административное регулирование - это действия администрации государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов хозяйствования с помощью нормативных актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванна воплощать в жизнь законы, постановления и распоряжение, которое сыграют организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать решение, прогнозировать будущее. Опоздание госадминистрации с принятием соответствующих решений делает их ненужными.
Во многих странах мира государственное управление основывается на принципах централизации и децентрализации. Например, в США функция управления кадрами распределенная между Департаментом и Советом защиты системы услуг. Совет обеспечивает правовой надзор и процесс обжалования для государственных служащих.
В странах Восточной Европы главные усилия административных органов в переходных к рыночной экономике период направленные на государственное регулирование приватизации - выбор объектов для продажи, проведение торгов и.т.п.
Эволюция рыночных отношений - это переход от стихийного рынка через его развитие и усовершенствование к внедрению государственного регулирования, которое дает возможность балансировать составные элементы системы и поставить конкретные цели, разработать масштабные проекты и государственные программы. В период войны, экономических кризисов административное регулирование усиливается. После стабилизации экономической системы его влияние ослабляется. Тем не менее свободного, полностью саморегулируемого рынка нет. Итак, государственное административное регулирование есть объективная потребность.
В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленно на создание соответствующих условий для саморегулирования.
Административные средства
довольно эффективные, а порой имеют
больший перевес сравнительно с
другими способами
Информация о работе Административные методы государственного регулирования экономики