Аграрные кризисы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

Кризисное состояние АПК проявляется в первую очередь в уменьшении объемов производства продукции и снижении ресурсного потенциала отраслей. Объем валовой продукции сельского хозяйства в 1997 г . сократился по сравнению с 1990 г . на 39%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях на 60%. Выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился почти на 70%. Особенно значителен спад в животноводстве. За 1991—1997 гг. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилась на 45%, свиней — на 55, овец и коз — на 67, птицы — на 45%. Происходит деградация сельскохозяйственных земель.

Файлы: 1 файл

агрррарные кризисы.docx

— 26.42 Кб (Скачать файл)

Переход от одной системы  хозяйствования к другой требует, а  в сельском хозяйстве особенно, относительно продолжительного времени. Такой переход  включает, во-первых, подготовительный период, во-вторых, — непосредственные преобразования. В течение подготовительного  периода закладываются правовые, экономические и организационные  условия будущего реформирования. В  течение второго периода происходит постепенное изменение форм собственности, преобразование хозяйственной деятельности, управления, развиваются и укрепляются  институты рыночной экономики, складывается новая система общественных отношений.

 

Современные аграрные преобразования были начаты спонтанно, без правовой, организационной и экономической  подготовки, при игнорировании необходимости  постепенного, поэтапного перехода к  рыночной экономике. Отсутствие четкой концепции развития реформы, ее чрезмерная политизация и борьба по поводу аграрных преобразований различных политических сил и ветвей власти привели к  противоречивости правовой базы, к  тому, что до сих пор не принят ряд основополагающих законодательных  актов (земельный кодекс, законы об аренде земли и ее залоге и другие).

 

Недооценка готовности селян  к коренным преобразованиям в  аграрных отношениях усилила стремление провести и ускорить эти изменения  административным путем. Относительно малые масштабы выхода крестьян, из колхозов и совхозов нередко объяснялись  противодействием руководства этих предприятий и местной администрации, а также недостаточностью материальной поддержки. Всё это в той или  иной степени имело место, но главное  всё же в игнорировании желания подавляющего большинства крестьян изменить ставший привычным уклад жизни, врожденного, исторически оправданного консерватизма крестьян в боязни потерять социальные льготы, которые им предоставляли колхозы и совхозы. Попытки «подтолкнуть» реформирование сверху вызвали ухудшение экономической и социальной обстановки в деревне.

 

Другими причинами сложившегося положения стали:

 

общая кризисная ситуация в стране, которая проявилась в  значительном падении производства, поспешном и непоследовательном переходе к рыночным отношениям, развитии инфляции и разрыве хозяйственных  связей;

 

уменьшение государственной  поддержки аграрного сектора;

 

устранение государства  от экономически обоснованного использования  своих функций в области регулирования  производства и рынка;

 

отсутствие экономически обоснованной ценовой, финансово-кредитной  и налоговой политики;

 

усилившийся монополизм коммерческих банков и смежных с сельским хозяйством отраслей;

 

односторонность аграрных преобразований, увлечение реорганизацией крупнотоварного производства, перераспределением земли и приватизацией;

 

слабая защита отечественного товаропроизводителя, необоснованное стимулирование импорта многих видов  продовольствия, в том числе производимых в достатке в нашей стране, ослабление экономических и научно-технических  связей со странами СНГ.

 

  Кризисное состояние  АПК проявляется в первую очередь  в уменьшении объемов производства  продукции и снижении ресурсного  потенциала отраслей. Объем валовой  продукции сельского хозяйства  в 1997 г . сократился по сравнению с 1990 г . на 39%, в том числе на сельскохозяйственных предприятиях на 60%. Выпуск продукции пищевой и перерабатывающей промышленности уменьшился почти на 70%. Особенно значителен спад в животноводстве. За 1991—1997 гг. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий сократилась на 45%, свиней — на 55, овец и коз — на 67, птицы — на 45%. Происходит деградация сельскохозяйственных земель. Для обеспечения бездефицитного баланса гумуса в почве необходимо вносить ежегодно 1 млрд т органических удобрений, фактически вносится лишь 150 млн т, то есть в 6,7 раза меньше. Минеральных удобрений требуется вносить 16 млн т в действующем веществе, а вносят 1,5 млн т. Приостановлены работы по осушению и орошению земель, известкованию и гипсованию почв.

 

Снижение покупательной  способности населения вынуждает  переходить к самообеспечению продовольствием. Картофелем за счет личных хозяйств обеспечивают себя около 100 млн чел., овощами — 70 млн, молоком и мясом — 50 млн. В общем объеме валовой продукции сельского хозяйства доля личных и фермерских хозяйств составляет около 50%.

 

  Длительного периода  и значительных капитальных затрат  потребуют восстановление материально-технической  базы села, развитие предприятий  фондопроизводящих отраслей. Выбытие основных производственных фондов в сельском хозяйстве в 1997 г . превысило их ввод в 5 раз. Из-за недостатка техники, удобрений, горючего и смазочных материалов хозяйства вынуждены сокращать посевные площади, проводить полевые работы по упрощенным технологиям, что ведет к снижению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции.

 

Кризисное состояние агропромышленного  комплекса обусловлено прежде всего макроэкономическими факторами. С 1992 г . из-за падения платежеспособного спроса населения возникли трудности с реализацией сельскохозяйственной продукции, что обусловило сокращение производства продовольствия и снижение по сравнению с другими отраслями доходности сельского хозяйства. При снижении спроса, который ограничивает возможности повышения цен на продукцию, сельское хозяйство несет огромный ущерб от невиданного ценового давления монополистов-поставщиков средств производства, переработчиков и продавцов сельскохозяйственной продукции. В 1992—1996 гг. на каждый рубль удорожания продукции сельского хозяйства приходилось 3 руб. роста цен на продукцию промышленности. В 1997 г . рост цен на средства производства был в 1,5 раза выше, чем на сельскохозяйственную продукцию. Приватизированные перерабатывающие и оптовые торговые предприятия превратились в локальных монополистов. Из-за их диктата на рынке доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в розничной цене, например, на молочную продукцию за последние годы снизилась с 83 до 33%, на хлеб —с 32 до II, на мясо —с 89 до 49%. По данным научных учреждений, вследствие диспаритета цен за 1992—1996 гг. из сельского хозяйства было изъято и перераспределено в другие сферы 240 трлн руб., а государственная поддержка сельского хозяйства за этот период уменьшилась в 9 раз.

 

В результате в 1997 г . общий убыток по отрасли составил 30 трлн неденоминированных рублей, а доля убыточных сельскохозяйственных предприятий достигла 81%. Кредиторская задолженность составила 116,9 трлн руб., что превышает годовую выручку от реализации продукции. Оплата труда в хозяйствах в основном натуральная, а ее уровень в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране, и в 9 раз ниже, чем в топливно-энергетическом комплексе.

 

Финансовое положение  предприятий в сельском хозяйстве  значительно хуже, чем в других отраслях. На начало 2000 года их кредиторская задолженность превысила дебиторскую в 7,6 раза, а по всем отраслям народного хозяйства в 1,7 раза. В большинстве отраслей промышленности задолженность поставщикам ниже, чем долги покупателей, то есть долги могут быть взысканы с покупателей. Сельское хозяйство не располагает внутренними источниками для погашения долгов, так как задолженность его поставщикам превышает долги покупателей. Из-за этого отрасль стала основным источником цепи неплатежей. Без стабилизации расчетов в сельском хозяйстве невозможно решить проблему неплатежей в экономике в целом.

 

Изменение геополитического положения России вследствие распада  СССР и СЭВ при либерализации  внешнеэкономической деятельности увеличило угрозу продовольственной  независимости страны. Быстрое насыщение  внутреннего российского рынка  импортными продовольственными товарами сделало продовольствие физически  доступным и, вместе с тем, послужило  фактором подрыва отечественного агропромышленного  производства.

 

Страны-экспортеры осуществляют поставки продовольствия по заниженным по сравнению с реальной стоимостью ценам путем экспортных субсидий, скидок для крупных оптовиков, а  также дешевых распродаж продовольственных  запасов, накопленных в результате государственной скупки излишков сельскохозяйственной продукции. Многие импортеры получили доступ к внешним кредитам, в то время как внутренние по причине их дороговизны вообще недоступны отечественным товаропроизводителям. Крупные города выделяли беспроцентные субсидии для закупки продовольствия за рубежом.

 

Из развитых стран при  широком ассортименте продовольствия реализуются относительно низкокачественные  или традиционно воспринимаемые как побочный продукт производства дешевые товары (куриные окорочка из США, жирное мясо и др.). Они хлынули на рынок России и продаются по низким ценам. За период с 1990 по 1997 гг. импорт мяса птицы (в основном куриных окорочков) увеличился с 270 до 1144 тыс. т, или в 4 раза, а производство этого вида продукции сократилось с 1801 до 636 тыс. т, или почти в 3 раза.

 

При осуществлении импортной  продовольственной интервенции  используется известный в мировой  практике способ вытеснения отечественного производителя с рынка путем  конъюнктурного маневра. Суть его в  том, что с помощью поставки дешевого импортного продовольствия завоевывают  господствующую позицию на рынке  страны-импортера и подавляют  конкурирующее отечественное производство. После этого цены на оказавшиеся  вне конкуренции импортные товары повышаются до размеров их реальной стоимости.

 

В России импортные продовольственные  товары в розничной торговле составляют 40% оборота. В крупных городах  и отдельных промышленных центрах  их доля достигает 70—80%. Доля импорта  в общем потреблении мяса и  мясопродуктов составляет 34%, молокопродуктов  — 18, сахара (включая сахар-сырец) — 72, масла растительного — 41%.

 

Резко изменилась структура  импорта. Вместо зерна Россия стала  импортировать готовую животноводческую продукцию. Это объясняется тем, что зерновое производство по сравнению  с животноводством оказалось  более конкурентоспособным. Относительно низкая себестоимость зерна и  другой растениеводческой продукции  в нашей стране объясняется отсутствием  земельной ренты, которая достигает  значительных размеров в других странах. Мировой зерновой рынок монополизирован  США и Канадой, что обусловило рост цен на эту продукцию. Импорт зерна в Россию сдерживается и  тем, что закупочные цены здесь ниже мировых.

 

Тяжелые последствия для  сельского хозяйства страны связаны  с переориентацией отечественной  промышленности минеральных удобрений  на экспорт. Россия превратилась в крупнейшего  мирового поставщика минеральных удобрений, производство которых связано со значительными затратами энергоресурсов и экологическим ущербом. За пределы  страны вывозится около 85% производимых минеральных удобрений, что обрекает наше сельское хозяйство на низкую эффективность. Недобор продукции  растениеводства вследствие уменьшения внесения минеральных удобрений  составляет в пересчете на зерно  около 30 млн т.

 

В последние годы резко  возрос экспорт из России семян подсолнечника  при значительном одновременном  увеличении импорта подсолнечного  масла. Следствие таких “встречных перевозок” масличного сырья и продукции  масложировой промышленности — снижение бюджетных поступлений, недогрузка производственных мощностей перерабатывающих предприятий, сокращение производства высокобелкового шрота. Кроме того, чрезмерное в ряде регионов и хозяйств расширение посевов подсолнечника  в расчете на экспорт семян  приводит к повышенному выносу из почвы питательных веществ и  заражению ее вредными микроорганизмами.

 

Обеспечение продовольственной  безопасности страны требует изменения  структуры внешней торговли в  АПК. По нормативам, принятым международными организациями, для обеспечения  продовольственной безопасности страны необходимо, чтобы ввоз продовольствия в общем объеме его потребления  занимал не более 20%. В России эта  доля составляет около 25%.

 

Главная причина роста  продовольственного импорта, как уже  отмечалось, низкая конкурентоспособность  отечественного сельского хозяйства. Она обусловлена прежде всего тем, что биоклиматический потенциал сельскохозяйственных угодий в России в среднем в 2,5 раза ниже, чем в Западной Европе и США. Сельское хозяйство, пищевая и перерабатывающая промышленность по уровню технического оснащения и технологического развития производства существенно отстают от западных стран. Для преодоления отставания требуются продолжительное время и значительные средства. А возможности привлечения в АПК иностранных инвесторов ограничены тем, что при наличии излишков продовольствия западным фирмам более выгодно поставлять его в Россию, а не вкладывать средства в развитие российского АПК.

 

При вступлении России во Всемирную  торговую организацию необходимо исходить из того, что стране предстоит восстанавливать  объем агропромышленного производства, форсировать его развитие для  преодоления многолетнего отставания материально-технической базы. В  связи с этим уровень государственной  поддержки АПК должен быть не ниже, чем в странах, находящихся с  Россией в идентичных природных  условиях. Подробнее речь о необходимых  государственных мерах по поддержке  отечественного сельского хозяйства  пойдет в п. 2.4.

Основные направления  выхода России из кризиса.

Антикризисные меры

 

 

 

Переходный период в аграрной экономике требует оптимального сочетания государственного регулирования  и рыночных рычагов. Государственное  регулирование в АПК предполагает преимущественно экономические  методы.

 

Регулирующая роль государства  особенно важна на нынешнем этапе  перехода к рыночной экономике, когда  еще не сформировался эффективный  механизм экономического регулирования. При этом должны быть приняты во внимание специфические особенности  аграрного сектора: сезонность производства, медленный оборот капитала, повышенный производственный риск, связанный с  подверженностью стихийным силам  природы, с тем, что значительная часть сельскохозяйственных угодий России находится в зоне рискованного земледелия.

 

Активное воздействие  на развитие АПК экономическими методами государство может осуществлять через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, регулирование условий и уровня оплаты труда, социальное развитие, через государственные программы, госзаказы, эффективную таможенную политику и т.д.

 

Ограниченность ресурсов при кризисе сбыта сельскохозяйственной продукции предполагает строгое  подчинение протекционистской политики в аграрной сфере задаче повышения  эффективности производства. В этой связи экономический механизм и  комплекс мер поддержки сельских товаропроизводителей должны быть направлены на то, чтобы система экономических  рычагов (цены, кредит, налоги и бюджетные  субсидии) прежде всего использовалась для стимулирования более рентабельных групп предприятий и более эффективных вложений по регионам.

 

В системе регулирования  агропромышленного производства важно  полнее использовать интервенционные  товарные закупки и залог сельскохозяйственной продукции. В области ценовой  политики должен сочетаться принцип  свободного ценообразования с государственным  регулированием цен в интересах  ограничения тенденции к их монополизации, установление гарантированного уровня на закупки по госзаказу. В области  кредитно-финансовой политики необходимо строго целевое использование кредитов с пониженной процентной ставкой  для сельского хозяйства. В налоговой  политике следует исключить многоканальность и дублирование налоговых изъятий. Стратегическим направлением этой политики должен стать переход к единому  земельному налогу, дифференцированному  в зависимости от качества и местоположения земельных участков. При этом земельный налог должен иметь уровень, стимулирующий эффективное использование земли.

Информация о работе Аграрные кризисы России