Акционерные общества на рынке ценных бумаг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг, как часть рынка капитала – важнейший экономический институт или механизм, сводящий вместе экономических субъектов, желающих предоставить кредит с целью получения прибыли на вложенные деньги; и экономических субъектов, желающих получить кредит с целью приобретения капитальных благ, расширения производства или для покупки каких-либо потребительских благ. Поэтому тема исследования акционерных обществ и рынка ценных бумаг является особенно актуальной.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА РЫНКЕ КАПИТАЛОВ 7
3. РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ФОНДОВЫЙ РЫНОК 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
ЛИТЕРАТУРА 27

Файлы: 1 файл

Акционерные общества на рынке ценных бумаг_курс.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Рынок ценных бумаг, как часть рынка  капитала – важнейший экономический институт или механизм, сводящий вместе экономических субъектов, желающих предоставить кредит с целью получения прибыли на вложенные деньги; и экономических субъектов, желающих получить кредит с целью приобретения капитальных благ, расширения производства или для покупки каких-либо потребительских благ. Поэтому тема исследования акционерных обществ и рынка ценных бумаг является особенно актуальной.

     При написании работы были поставлены следующие  задачи:

  • изучить структуру рынка ценных бумаг, основные понятия, его основных участников;
  • проанализировать сущность акционерных обществ как наиболее важных участников рынка ценных бумаг;
  • подробно описать основные российские и мировые фондовые рынки.

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО КАК ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ 

       Акционерное общество (АО) представляет собой форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции, т.е. вкладом в капитал акционерного общества. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество.

       Руководство всей текущей деятельностью АО и  выступление от его имени при  заключении сделок поручается, как  правило, одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление фирмы. Акционерные общества обязаны публиковать годовые отчеты о своей деятельности (отчет правления, балансы и счета прибылей и убытков) по истечении каждого финансового года. Акционерное общество является юридическим лицом.

       Предприятия акционерного типа имеют следующие  преимущества:

  • способность привлекать дополнительные инвестиции путем выпуска акций;
  • ограничение ответственности акционеров при общем экономическом интересе и эффективной деятельности предприятия;
  • снижение предпринимательского риска;
  • облегчение перелива капитальных средств из отрасли в отрасль;
  • уменьшение зависимости АО от состава акционеров;
  • наличие апробированного механизма деятельности АО, основанного на акционерном законодательстве.

       Преимущества  АО значительны, но у этой формы предприятий  существуют и недостатки:

  • достаточно сложна процедура регистрации АО как юридического лица;
  • в этой организационно-правовой форме заложены наибольшие возможности для злоупотреблений. Ограниченная ответственность иногда позволяет избежать личной ответственности за сомнительные операции;
  • двойное налогообложение прибыли. Это относится к той части прибыли, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций;
  • в АО возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления. Собственники-акционеры нанимают управляющих. Большинство акционеров, держателей мелких пакетов акций, практически не могут влиять на действия управляющих. Менеджеры компаний могут действовать не в интересах собственников, могут лично обогащаться за счет компании.

       Форма акционерного общества является в настоящее  время наиболее распространенной формой организации предприятий.

       Акционерное общество образуется на основе устава, разрабатываемого и утверждаемого учредителями общества. Уставом определяется максимальная сумма, на которую могут быть выпущены акции, именуемая уставным капиталом, и их номинальная стоимость.

       Уставный  капитал АО представляет собой определенную сумму денег, состоящую из взносов акционеров за членство в акционерном обществе. Размер уставного капитала определяется учредителями АО, исходя из потребностей в денежных средствах для начала деятельности общества. Акционерное общество несет ответственность перед кредиторами не только на указанную величину уставного фонда, но и всем имуществом общества.

       Имущество АО может быть как большим, так  и меньшим по сравнению с уставным капиталом. Законодательные нормы часто предусматривают необходимость превышения стоимости имущества над уставным капиталом (в противном случае может быть ограничено распределение прибыли между акционерами). Если АО в данном году понесло финансовые убытки, что привело к уменьшению имущества по сравнению с уставным капиталом, то в следующем году общество должно использовать часть полученной прибыли для достижения указанного в уставе соотношения.

       Уставный  капитал АО образуется двумя способами:

    • через публичную подписку на акции;
    • через распределение акций среди учредителей.

       В первом случае образуется открытое акционерное  общество, во втором – закрытое.

       Органы  управления АО могут иметь двух- и трехзвенную структуру. Двухзвенная  структура включает правление и  общее собрание акционеров, при трехзвенной структуре к ним прибавляется наблюдательный совет.

       Общее собрание акционеров позволяет реализовать право управления членов АО. Количество принадлежащих акционеру акций определяет и количество его голосов на общем собрании. Собрание правомочно решать такие вопросы, как: определение генеральной линии развития общества, изменение устава, создание филиалов и дочерних предприятий, утверждение результатов деятельности АО, избрание правления и др.

       Правление (совет директоров, административный совет) осуществляет руководство текущей  деятельностью АО и представительство АО. Правление решает все вопросы, не входящие в компетенцию общего собрания. Кроме того, ему может быть передана часть прав общего собрания. По сути дела, в компетенции правления находятся важнейшие управленческие вопросы: заключение сделок, бухгалтерский учет, управление предприятиями, финансирование и кредитование и т.д.

       Наблюдательный  совет является органом, контролирующим деятельность правления. Член наблюдательного совета не может быть одновременно членом правления. Устав АО может предусматривать определенные виды сделок, для совершения которых необходимо получить согласие наблюдательного совета. На наблюдательный совет может быть возложено даже назначение членов правления. 
 
 

2. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ  ЦЕННЫХ БУМАГ НА  РЫНКЕ КАПИТАЛОВ 

       Рынок капитала – рынок, на котором даются и берутся напрокат деньги.  Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.

       Отдача  денег в долг называется предоставлением  ссуды или кредита (от лат. creditum – «ссуда»). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.

       На  рынке капитала существует цена, которая  показывает, сколько нужно заплатить  за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах – деньгах, для измерения цены используют относительные величины – проценты.

       Ставкой процента называется цена, которую  нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах.

       На  рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.

       Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке, как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот «ресурс» в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот «ресурс» не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).

       Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты.

       Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом, чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы.

       Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях.

       Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода – например, в случае неурожая у земледельцев.

       Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени. 

       Фирмы выступают в качестве кредиторов, если у них образуются временно «лишние» деньги, которые они не могут использовать с прибылью сами.

       Одной из причин появления у отдельной  фирмы временно свободных денежных средств может быть необходимость  сберегать часть получаемой прибыли в виде амортизационных отчислений, предназначенных для покрытия затрат на капитальное благо.

       Другим  источником тоже может быть собственный капитал фирмы – в том случае, если фирма не может прибыльно его использовать сама. Например, в результате падения спроса на ее продукцию фирма решает несколько сократить производство и часть освободившихся денег отдает временно в долг на рынке капитала. Чем выше ставка процента, тем большая часть операций фирмы окажется неприбыльной и большее количество денег фирма согласится отдать в долг.

       Потребители имеют мотивы для сбережения части своего дохода, аналогичные тем, которые побуждали их брать взаймы.

       Во-первых, они могут откладывать деньги, чтобы компенсировать низкий доход  в будущем – делать сбережения на старость. Потом они смогут увеличить свой уровень потребления за счет расходования этих сбережений.

       Во-вторых, потребители могут откладывать деньги на покупку капитального блага. Чем выше будет процент, тем большее количество потребителей откажутся брать кредит для покупки дорогой вещи и будут сберегать деньги – то есть выступят на рынке капитала не в качестве покупателей, а в качестве продавцов.

       Итак, на рынке капитала существуют некоторые  кривые спроса и предложения. Пересечение  этих кривых определяет равновесную  ставку процента. Эта ставка определяет, какая часть потребителей и фирм, которые могут быть либо кредиторами, либо заемщиками, выступит в качестве первых, а какая – в качестве вторых.

       Любой рынок предполагает место и время встречи продавцов и покупателей. Рынок капитала тоже должен обладать подобными институтами, которые облегчали бы встречу кредиторов и заемщиков и уменьшали трансакционные затраты.

       Но  рынок капитала имеет свою особенность, которая влияет на его институциональное  устройство. Эта особенность заключается  в том, что все фирмы и потребители, желающие дать или взять деньги в долг, готовы сделать это с различными суммами и на различный срок. Одни потребители хотят дать в долг на полгода, а другие – на два года. Одни фирмы хотят взять кредит на два месяца, а другие – на десять лет. У всех участников рынка в такой ситуации были бы огромные трансакционные затраты, связанные с поиском партнера, у которого будет желание взять (дать) в долг нужную сумму на нужный срок.

Информация о работе Акционерные общества на рынке ценных бумаг