Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 00:41, реферат
Мы установили, что ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, и факторов производства, которые применяются людьми, чтобы создавать экономические блага, ставит общество в целом, каждого отдельного человека или коллектив людей перед проблемой выбора. Объективно людям всегда приходится решать проблему, как распорядиться теми ограниченными факторами производства, которыми они располагают, чтобы полнее удовлетворить свои потребности. Для того чтобы понять, как решается проблема выбора, нужно исходить из следующей предпосылки:
Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей.
Рациональное поведение людей;
Цена выбора и альтернативная стоимость;
Альтернативная стоимость может иметь и денежное выражение.
Кривая производственных возможностей
График производственных возможностей;
Описание графика производственных возможностей.
Вывод.
Реферат по экономике
на тему:
«Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей»
Ученицы 11-Б класса
ООШ № 15
Мозговой Марии
План:
1.1. Альтернативная стоимость и кривая
производственных возможностей
Мы установили,
что ограниченность ресурсов, которыми
располагает общество, и факторов производства,
которые применяются людьми, чтобы создавать
экономические блага, ставит общество
в целом, каждого отдельного человека
или коллектив людей перед проблемой выбора.
Объективно людям всегда приходится решать
проблему, как распорядиться теми ограниченными
факторами производства, которыми они
располагают, чтобы полнее удовлетворить
свои потребности. Для того чтобы понять,
как решается проблема выбора, нужно исходить
из следующей предпосылки:
Совершая
свой выбор в условиях ограниченности |
Что же предполагает рациональность поведения человека в экономике?
1. Прежде всего, человек (будь то домашняя хозяйка, менеджер, глава государства и т.д.) так организует свою деятельность, деятельность руководимой им фирмы или государства, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся в его распоряжении ресурсах. В частности, использование факторов производства предполагает затраты труда, расходование сырья, снашивание оборудования и т. д. Рациональность поведения предполагает, следовательно, что при данных затратах факторов производства необходимо произвести как можно больше экономических благ, т. е. максимизировать результат при данных затратах. Человек поступит рационально и в том случае, если он достигнет желательного результата при наименьших затратах, т. е. минимизирует затраты для достижения данного результата.
2. Рациональное поведение, с точки зрения экономиста, не обязательно является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали. Предположим, экономист помогает собственнику табачной фабрики добиться высокой прибыльности путем наиболее эффективного использования ресурсов. Экономист при этом не должен считаться с тем, что курение вредно для здоровья. Моралист осудит собственника табачной фабрики, полагая, что производство сигарет нерационально с точки зрения интересов общества и норм морали. Экономист с ним согласится, но скажет: «Если уж сигареты производятся, то их нужно производить, рационально используя факторы производства».
3. Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели. Например, государство, решая проблему повышения уровня жизни людей в ближайшее время, должно выделять средства на оказание социальной помощи неимущим и стимулировать рост капиталовложений для производства потребительских товаров. Но тогда возникает опасность «проедания» большей части произведенного сегодня продукта, что может привести к невозможности роста производства в будущем, так как ресурсов на совершенствование и обновление материальной базы производства будет не хватать. Если же целью является обеспечение стабильного роста благосостояния в последующие годы, то придется большую часть ресурсов вкладывать в развитие производства, его модернизацию, совершенствование, но в этом случае придется; смириться с ограничением потребления в ближайшее время. Если правители какой-либо страны полагают, что главная цель — наращивание военной мощи, то большинству населения этой страны придется оставить мечты о росте благосостояния и в ближайшем будущем, и в отдаленной перспективе.
4. Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора. Скажем, решая истратить имеющуюся сумму денег на обновление своего гардероба, разные люди будут руководствоваться различными критериями достижения поставленной цели. Для одних важна дешевизна приобретаемых вещей — это позволит приобрести их в большем количестве для других — добротность и прочность, что позволит носить их дольше; для третьих — соответствие современной моде, престижность.
В любом случае выбор какого-то экономического блага предполагает отказ от другого экономического блага. Если школьнику, имеющему немного денег, хотелось бы пойти в кино и купить мороженое, но на то и другое денег не хватает, то ему приходится чем-то жертвовать. Предположим, что школьник принял решение идти в кино. Он отказал себе в удовольствии съесть мороженое ради того, чтобы посмотреть кинофильм. Мороженое в этом случае явилось ценой его выбора, т. е. альтернативной стоимостью билета в кино. Если руководство фирмы принимает решение приобрести пять «Роллс-Ройсов», чтобы укрепить престиж своего президента и вице-президентов, и отказывается от покупки новейшего оборудования, то новое оборудование является альтернативной стоимостью приобретенных автомобилей. В обоих случаях альтернативная стоимость выражается в товаре, который был отвергнут покупателем, сделавшим выбор в пользу другого товара или услуги. Альтернативная стоимость может быть выражена и в услуге. Например, если школьник выбрал мороженое и не пошел в кино, то отвергнутая услуга (показ фильма) будет альтернативной стоимостью мороженого.
Предположим, что выпускник средней школы решил поступить в платную «Школу бизнеса», готовящую специалистов в области менеджмента. Что будет представлять собой альтернативная стоимость его обучения? Чтобы определить ее, необходимо учесть только те денежные расходы, которые связаны с обучением в «Школе бизнеса» и которые могли бы иметь альтернативное применение. К этим расходам должны быть отнесены: плата за обучение, затраты на покупку учебников, расходы на дорогу до учебного заведения и домой. Если бы этот юноша не учился в «Школе бизнеса», он мог использовать эти деньги иначе, например, совершить турне по городам Западной Европы. При этом некоторые расходы (на питание, услуги парикмахера и т.д.) недолжны включаться в альтернативную стоимость, так как они не зависят от того, учится или путешествует наш герой.
Принцип альтернативной стоимости может быть распространен и на экономику в целом. Например, правительство может стоять перед выбором: закупить у предприятий военно-промышленного комплекса новые танки, чтобы перевооружить несколько армейских соединений, или приобрести очистное оборудование и установить его на государственных заводах, сбрасывающих отравленную воду в реки страны. Если правительство примет решение закупить танки, то их альтернативной стоимостью будет очистное оборудование. Это означает, что развитие военно-промышленного комплекса будет происходить за счет ухудшения экологической обстановки в данной стране.
На практике любой субъект экономики имеет возможность выбирать между несколькими и даже многими товарами и услугами.
Вернемся к примеру с нашим школьником, который пошел в кино, отказав себе в мороженом. В действительности школьник имел более широкий выбор: он мог купить интересную книгу, коллекционную марку, «сникерс» и т. д. Однако «сникерсы» ему надоели, коллекционированием марок он не увлекается, такую же книгу он может попросить почитать у приятеля. Следовательно, с точки зрения школьника, наилучшим из отвергнутых вариантов является мороженое. Перед аналогичным многовариантным выбором может стоять руководство фирмы, правительство и т. д. Итак,
альтернативная стоимость товара или услуги — это количество товаров или услуг, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которым отдано предпочтение. При этом альтернативная стоимость определяется НАИЛУЧШИМ ИЗ ОТВЕРГНУТЫХ ВАРИАНТОВ. |
1.2.Кривая производственных возможностей
Проблема выбора и альтернативной стоимости имеет значение для определения границы производственных возможностей любой экономики. Это можно показать с помощью кривой производственных возможностей, которая является примером моделирования экономики, часто используемого в экономических исследованиях.
Для построения кривой производственных возможностей необходимо принять два допущения: 1) экономика функционирует в условиях полного использования всех имеющихся ресурсов; 2) имеющиеся факторы производства постоянны как по количеству, так и по качеству, а следовательно, предполагается применение неизменной технологии в исследуемом кратковременном периоде.
В то же время
мы примем более реальные условия экономики
и предположим, что в ней производятся
потребительские товары, т. е. в этой стране
ресурсы используются для производства
предметов потребления, удовлетворяющих
потребности людей непосредственно (продуктов,
предметов одежды, жилищ, предметов домашнего
обихода и т. п.), и средств производства,
которые удовлетворяют потребности людей
опосредованно, т. е. с их помощью создаются
необходимые предметы потребления (сырье,
станки, машины, передаточные устройства,
производственные здания и т.п.).
Построим график производственных возможностей данной страны.
По оси абсцисс будем откладывать количество средств производства, по оси ординат — количество предметов потребления (см. рис. 1-2).
График показывает, что, используя все имеющиеся в стране ресурсы, можно произвести либо только 3 единицы средств производства (точка В) и ни одной единицы предметов потребления (точка О), либо 9 единиц предметов потребления (точка А) и ни одной единицы средств производства (точка О). Наиболее реальный вариант, который показывает наш график, предполагает, что имеются различные комбинации производства средств производства и потребительских товаров. Например, точка С показывает, что если в стране производится 1 единица средств производства, то выпуск потребительских товаров не может быть более 8 единиц. Точка D показывает, что если выпуск средств производства составит 2 единицы, то в их производство будет вовлечено больше ресурсов экономики и, следовательно, в изготовлении потребительских товаров будет занято меньше ресурсов. Тогда выпуск потребительских товаров сократится до 5 единиц, и т.д.
Проведя линию через точки А, С, D и В, мы получим кривую производственных возможностей данной страны. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном; использовании имеющихся в ней ресурсов.
Любая точка
вне кривой производственных возможностей
показывает, что ресурсы страны или используются
не полностью, или недостаточны для выпуска
желаемого количества товаров и услуг.
Например, точка К показывает, что ресурсы
страны используются не полностью, т.е.
имеются резервы для увеличения выпуска
как средств производства, так и предметов
потребления. В частности, выпуск предметов
потребления может быть увеличен с 3 до
7 единиц (точка K1). Возможен и другой вариант:
выпуск предметов потребления остается
неизменным (3 единицы), а выпуск средств
производства увеличивается до 2,5 единиц.
Наконец, соотношение выпуска средств
производства и предметов потребления.
Рис. 1-2.
Кривая производственных возможностей.
Кривая, которая проходит через точки
А, С, D и В, показывает, что если в экономике
производится 9 единиц предметов потребления,
то ресурсов на производство средств производства
не останется и их выпуск будет равен нулю.
Если выпуск средств производства составит
1 единицу, то производство потребительских
товаров и услуг сократится с 9 единиц
до 8. Дальнейшее увеличение выпуска средств
производства до 2 единиц приведет к сокращению
выпуска предметов потребления до 5 единиц.
Если же в экономике производство средств
производства будет доведено до 3 единиц,
то ресурсов для производства потребительских
товаров и услуг не останется. Точка Е
показывает, что экономика не располагает
ресурсами достаточными, чтобы производить
7 единиц предметов потребления и 2,5 единицы
средств производства, а точка К показывает,
что ресурсы экономики используются не
полностью.
Уровень производства, который показывает точка Е, недостижим, нереален для экономики данной страны, так как она не располагает ресурсами, достаточными для выпуска 7 единиц потребительских товаров и 2,5 единиц средств производства. Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Это отражает закон экономики, согласно которому
С увеличением выпуска данного вида продукции в краткосрочном периоде альтернативная стоимость единицы прироста этой продукции возрастает. |
Предположим, что производство средств производства увеличится с 0 до 1 единицы. Тогда, согласно условиям кривой производственных возможностей, выпуск предметов потребления сократится с 9 до 8 единиц. Это означает, что альтернативная стоимость единицы приращения средств производства равна единице выпуска потребительских товаров, от производства которых пришлось отказаться. Если же производство средств производства увеличить еще на 1 единицу, т.е. выпускать не 1, а 2 единицы, то производство предметов потребления придется сократить с 8 до 5 единиц. Следовательно, альтернативная стоимость второй единицы приращения выпуска средств производства равна 3 единицам предметов потребления. Если довести выпуск средств производства до 3 единиц, то производство предметов потребления в стране прекратится, упадет с 5 единиц до нуля. Следовательно, альтернативная стоимость, третьей единицы приращения выпуска средств производства равна уже 5 единицам предметов потребления. Если мы проследим увеличение выпуска предметов потребления от 0 до 9 единиц за счет сокращения выпуска средств производства от 3 единиц до 0, то установим наличие процесса возрастания альтернативной стоимости потребительских товаров и услуг.
Информация о работе Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей