Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 16:47, курсовая работа
Переход из ХХ столетия в ХХI связано с возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них – проблема безработицы, которая неразрывно связана с людьми, с их производственной деятельностью. Многие в этом видят катастрофическую угрозу человечеству.
- Скрытая безработица
– возникает вследствие
Наряду с вышеуказанными
выше выделяется и классическая безработица
- возникает при высвобождении
части рабочих в целях
Изучая проблемы безработицы,
можно придти к выводу: фрикционная
и структурная безработицы –
явления нормальные и не представляют
угрозы для развития страны. Более
того, без них развитие просто невозможно.
Ведь если все работники заняты,
то как создавать новые фирмы
или расширять производство товаров,
которые пользуются на рынке повышенным
спросом, кроме того, наличие безработицы
заставляет людей опасаться потери
своего рабочего места и побуждает
их трудиться более
Уровню безработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций. Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы, при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И, наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.
1.2 Измерение уровня безработицы
Разрыв между показателями
общей и регистрируемой безработицы
может иметь чисто
Таблица 1
Численность незанятых трудовой деятельностью граждан, состоящих на учете в службах занятости, тысяча человек,Российская Федерация | ||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||||
январь |
1937.6 |
1838.6 |
1742 |
1551.6 |
1707.6 | |||
февраль |
2018.7 |
1905.8 |
1744.4 |
1574 |
2012.2 | |||
март |
1996.6 |
1905.1 |
1711.1 |
1534.1 |
2176.6 | |||
апрель |
1972.3 |
1875.1 |
1642.7 |
1478.1 |
2268.8 | |||
май |
1882.5 |
1792.5 |
1575.1 |
1396.7 |
2210.6 | |||
июнь |
1816.3 |
1732.5 |
1491.6 |
1331.5 |
2142.3 | |||
июль |
1799.1 |
1720.8 |
1472.6 |
1316.9 |
2146.4 | |||
август |
1766.1 |
1707.2 |
1454.2 |
1293.5 |
2107.9 | |||
сентябрь |
1714.6 |
1655.8 |
1413.6 |
1247.3 |
||||
октябрь |
1690.4 |
1633.8 |
1420.4 |
1245.3 |
||||
ноябрь |
1739.7 |
1677.7 |
1497.5 |
1304.5 |
||||
декабрь |
1830.1 |
1741.9 |
1553 |
1521.8 |
||||
Общая численность безработных, тысяча человек, Российская Федерация | ||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | ||||
январь |
2183.1 |
2070.2 |
1972.8 |
1779.1 |
2039.9 | |||
февраль |
2250.6 |
2127.6 |
1970 |
1773.1 |
2333.5 | |||
март |
2237.5 |
2122.7 |
1929.8 |
1740.8 |
2523.8 | |||
апрель |
2208 |
2090.3 |
1862.2 |
1678.9 |
2581.9 | |||
май |
2106.5 |
2008.3 |
1783.2 |
1599 |
2514.6 | |||
июнь |
2032.5 |
1935.3 |
1690.5 |
1530.4 |
2439.4 | |||
июль |
2015.4 |
1929 |
1681.2 |
1526 |
2440.6 | |||
август |
1984.4 |
1910.8 |
1661.6 |
1499.5 |
2394.8 |
Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативных подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран:
1 по результатам переписей
населения или регулярных
2 на основе официальных
оценок, которые рассчитываются
органами государственной
3 по регистрациям в службах занятости;
4 по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице.
Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга. Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы - первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда, и второй, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости.
При сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В России они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.
В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В основу измерения регистрируемой безработицы составляет административная информация о клиентах государственных служб занятости (ГСЗ). Показатели регистрируемой безработицы обладают тем преимуществом, что опираются на сплошное непрерывное статистическое наблюдение и отличаются высокой степенью оперативности (рассчитываются ежемесячно). Они выполняют важную инструментальную функцию, обеспечивая информационную базу для формирования государственной политики на рынке труда и открывая возможности для оценки ее масштабов и степени эффективности.
Вместе с тем регистрируемая безработица охватывает лишь часть лиц, нуждающихся в трудоустройстве, а именно тех, кто в поисках работы обращаются за помощью к государству. Их круг может меняться в зависимости от самых различных "привходящих" факторов, таких как психологическая готовность или неготовность к контактам с официальными инстанциями, установленный порядок регистрации, уровень материальной поддержки безработных, спектр оказываемых услуг и т.п. Иными словами, величина, структура и продолжительность регистрируемой безработицы во многом отражают институциональный потенциал государственных служб занятости. В российской практике сегмент, попадающий в поле зрения Государственной Службы Занятости, нередко обозначают специальным термином - "регулируемый рынок труда".
Основные принципы регистрации
безработных установлены “
На данный момент существует
устойчивый разрыв в уровнях общей
и регистрируемой безработицы, который
может вызываться целым комплексом
факторов - от социально-психологических
до институциональных и
1. Слабая информированность
безработных о режиме
2. Фактор "стигматизации".
Общественное мнение может
3. Бюрократические сложности
оформления регистрации.
В то же время, по мнению некоторых исследователей, в России бюрократические издержки должны были возрастать из-за требования дважды в месяц проходить перерегистрацию, то есть посещать службы занятости даже тогда, когда они не могли предложить никакого варианта трудоустройства. Не исключено также, что объем документооборота в российских службах занятости был больше, а степень компьютеризации - меньше, чем в службах занятости более развитых стран. Следствием более высокой нагрузки могли становиться очереди, ошибки при оформлении документов, снижение качества обслуживания и т.д.
Однако для российских
граждан очереди и
4. Территориальная удаленность
органов службы занятости.
Каковы же наиболее общие выводы, которые можно сделать из проделанного анализа?
Одна из устойчивых характеристик российского рынка труда - поразительно низкий уровень регистрируемой безработицы, который остается меньше по сравнению с уровнем общей безработицы.
В значительной мере этот разрыв связан с особенностями российской системы поддержки безработных, которая, во-первых, не дает достаточно стимулов для регистрации и, во-вторых, ориентирована на "отсечение" длительно безработных. Однако не меньшую, если не большую, роль играет то обстоятельство, что российский рынок труда постоянно генерирует значительное число вакансий, так что многие безработные могут успешно вести поиск, не обращаясь за помощью к государственным службам занятости.