Анализ безубыточности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ безубыточности предприятия.
Для достижения данной цели перед курсовой работой поставлены следующие задачи:
1) дать определение понятию точки безубыточности, раскрыть ее экономическую сущность;
2) раскрыть методы определения точки безубыточности;
3) оценить возможности анализа точки безубыточности

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Характеристика Троицкое ОАО «Концкорма»…………………………..….5
2. Анализ безубыточности предприятия……………………………………….10
2.1. Понятие и экономическая сущность точки безубыточности………….…10
2.2. Методы определения точки безубыточности………………………………11
2.3. Возможности анализа точки безубыточности………………………….….15
2.4.Влияние точки безубыточности на ценовую политику………………….…16
2.5. Понятие запаса финансовой прочности……………………………………...19
3. Анализ безубыточности Троицкое ОАО «Концкорма»……………………….22
Заключение……………………………………………………………………..…..27
Список использованной литературы……………………………………..………29
Приложения…………………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

анализ безубыточности предприяти - копия.docx

— 195.62 Кб (Скачать файл)

1. Определения целевой прибыли.

2. Установления уровня загрузки производственных мощностей.

3. Выбора продуктовых групп, которые приносят предприятию наибольшую прибыль.

4. Принятия решений об объеме выпуска отдельных видов продукции.

5. Принятия инвестиционных решений.

6. Определения критической выручки.

7. Определения запаса финансовой прочности.

8. Определения коэффициента финансовой прочности.

    1. Влияние точки безубыточности на ценовую политику

Проблема определения  точки безубыточности приобретает  в современных условиях особое значение. Это важно для предприятий  при формировании обоснованных цен  на продукцию. Владея рассмотренными выше методами, бухгалтер-аналитик имеет  возможность моделировать различные  комбинации объема реализации (товарооборота), издержек и прибыли (наценки), выбирая  из них наиболее приемлемый, позволяющий  предприятию не только покрыть свои издержки, учесть темпы инфляции, но и создать условия для расширенного воспроизводства.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что рассмотренные  выше методики анализа могут быть применены лишь при принятии краткосрочных  решений. Во-первых, выработка рекомендаций, рассчитанных на длительную перспективу, с их помощью осуществлена быть не может.

Во-вторых, анализ безубыточности производства даст надежные результаты при соблюдении следующих условий  и соотношений:

- переменные расходы и  выручка от продаж имеют линейную  зависимость от уровня производства;

-производительность труда  не меняется внутри масштабной  базы;

-удельные переменные  затраты и цены остаются неизменны  в течение всего планового  периода;

-структура продукции  не изменяется в течение планируемого  периода;

-поведение постоянных  и переменных расходов может  быть измерено точно;

- на конец анализируемого  периода у предприятия не остается  запасов готовой продукции (или  они несущественны), т.е. объем  продаж соответствует объему  производства.

Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к  ошибочным результатам.

Определение цен реализации произведенной продукции одна из аспектов проблемы безубыточности. Если на себестоимость продукции предприятие  может влиять лишь в очень небольших  пределах, то цену реализации на свою продукцию  предприятие может устанавливать  в практически неограниченных пределах. Однако, возможность установления неограниченной цены не влечет за собой обязательств потребителя приобретать продукцию фирмы за названную ею цену. Таким образом, ценовая политика фирмы - суть решение дилеммы между высокой ценой реализации и большими объемами продаж. Необходимо рассмотреть различные варианты действия фирмы по установлению цен на реализуемую продукцию.

Первый, и самый простой  случай, заключается в том, что  предприятие действует на рынке, близком к современно конкурентному. В такой ситуации размер его доходов с достаточно большой точностью определен рыночными условиями. То есть мы имеем дело с ценой, определенной внешними факторами, иначе говоря, предприятие выступает как Price Taken. Как следствие, для повышения финансовой устойчивости и более надежных гарантий от убыточной деятельности необходим высокий уровень маржи безопасности. Единственное средство достичь этого - строгий контроль за уровнем затрат.

Несколько другая ситуация складывается в том случае, когда  предприятие имеет возможность  само определять цену (в пределах более  широких, чем на рынках с почти  совершенной конкуренцией). Если издержки предприятия лежат в пределах среднеотраслевых издержек, то наиболее предпочтительным является ценообразование  по методу «издержки плюс». Суть этого  метода заключается в том, что  цена на продукцию устанавливается  равной издержкам на ее реализацию плюс некоторый процент надбавки. Вопрос заключается в величине надбавки. С точки зрения безубыточности деятельности предприятия, этот процент есть ничто  иное как маржа безопасности в чистом виде. Естественно, что чем выше маржа безопасности, тем более устойчиво финансовое положение предприятия (по крайней мере, в текущий момент). Этот процент должен быть снизу ограничен среднерыночным процентом на капитал фирмы плюс вознаграждение предпринимателю, и в долгосрочном периоде он должен был бы быть им равен. В краткосрочной же перспективе - надбавке на уровне, гарантирующем максимальную доходность от продаж.

В некоторых ситуациях  бывает выгоднее временно снизить цены для стимулирования роста продаж или для продвижения товара на рынок. Таким образом, установление цены реализации продукции напрямую связано не только с получением необходимой сумы прибыли и реализации необходимого объема, но и внешняя среда, то есть рынок, на котором работает данное предприятие.

2.5. Понятие запаса финансовой прочности

Запас финансовой прочности – это показатель финансовой устойчивости предприятия, который определяет до какого уровня предприятие может уменьшить свое производство, не неся при этом убытков.

Существует еще одно определение  данного термина. 

Запас финансовой прочности предприятия - это отношение разности между  нынешним объемом продажи товара и объемом его продажи в  точке безубыточности в процентном выражении. Таким образом, чем выше данный показатель, тем более устойчивым является предприятие, и тем менее  вероятен для него риск потерь. 

Другими словами запас финансовой прочности показывает, до какого уровня можно уменьшить размер выручки  от реализации, до того как будет достигнут размер критической выручки. При дальнейшем понижении размера выручки предприятие начнет приносить убытки, определяется это путем вычитания из суммарной выручки ее критического значения. Так же он может быть легко рассчитан с помощью показателей анализа величин в точке безубыточности. Чем больше данный запас, тем более стабильная ситуация на предприятии. 

Формула расчета запаса финансовой прочности

Запас финансовой прочности = Выручка от продаж –  Точка безубыточности

Снижение затрат, в особенности  постоянных, способствует росту запаса финансовой прочности. Существуют 3 варианта ситуаций, которые оказывают на это  влияние:

  • Первый вариант  - предприятие находится в точке безубыточности, когда объем производства и объем реализации совпадают. 
  • Второй вариант – объемы производства больше объемов реализации. 
  • Третий вариант  - объемы реализации больше объемов производства. 

При наличии избытка продукции  предприятие недополучает прибыль  и, соответственно, рассматриваемый  показатель уменьшается. В данной ситуации следует более тщательно планировать  объемы производства. Но в обратной ситуации, когда объемы реализации превышают объемы производства, финансовая стабильность и прибыль предприятия  больше, но увеличивается зависимость  предприятия от контрагентов, по этой причине часть запаса финансовой прочности будет мнимой. 

Коэффициент финансовой прочности – это отношение объема запаса финансовой прочности предприятия к его суммарной выручке в процентном выражении, то есть на сколько может быть уменьшена выручка (в процентном выражении) до того, как предприятие окажется в зоне убытков. 

Данный коэффициент показывает ту часть актива, которая финансируется  из устойчивых источников, или другими  словами долю тех финансовых источников, которые организация может использовать на протяжении длительного времени в своей деятельности. 

Формула расчета коэффициента финансовой прочности: 

Коэфициент финансовой прочности =

 

Для того чтобы поднять  значение коэффициента прочности предприятия  необходимо провести следующие мероприятия: 

1. Повысить суммарную выручку от продаж:

- увеличить количество продаж;

- повысить цены продаж;

- повысить одновременно количество и цены продаж. 

2. Понизить величины в точке безубыточности:

- повысить цены продаж;

- улучшить структуру оборота за счет интенсивного продвижения продукции, которая имеет большую удельную сумму покрытия в процентах от цены. 

3. Уменьшить затраты:

- уменьшить переменные затраты;

- уменьшить постоянные  затраты;

- уменьшить и постоянные и переменные затраты одновременно. 

4. Заменить постоянные затраты на переменные, например, при переходе к закупкам со стороны от своего собственного производства.

 

3. Анализ безубыточности Троицкое ОАО «Концкорма»

Точка безубыточности –  это минимально допустимый объем  продаж, который покрывает все  затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни прибыли  ни убытков.

При проведении анализа безубыточности решаются следующие задачи:

  1. определение точки безубыточности:

               

Тбез.1=(513314/525899)*868109=847334,8 тыс. руб.

Рисунок 2. График точки безубыточности за 2011 г.

Тбез.2=(521066/528055)*880092=868443,7 тыс. руб.

Рисунок 3. График точки безубыточности за 2012 г.

Точка безубыточности за год  увеличилась на 21108,9 руб., что показывает ухудшение финансового состояния.

Причины изменения точки  безубыточности могут заключаться, как в изменениях внешней среды, так и в действиях самой  компании.

Внешняя среда: рост цен на используемое сырье, комплектующие, энергию и другие услуги.

Факторы субъективного характера, зависящие от предприятия: рост заработной платы, ввод в эксплуатацию основных средств, и как следствие увеличение расходов по их содержанию и ремонту. В 2012 году  была произведена разработка  технологической схемы по использованию существующих емкостей, весового оборудования и смесителя под дополнительное складирование белкового концентрата и для приготовления смесей различного процентного состава зерновых и бобовых культур, для обработки на экструдерах с последующим складированием экструданта и с возможностью ввода его в комбикорма  с использованием действующего технологического оборудования и технологических линий ЗАО «ТЕХНЭКС».

Разработана технологическая  схема и смонтирована линия возврата комбикорма на повторную переработку, что сократило использование  физического труда и время  на выполнение этой операции. Разработки этих систем могли повлиять на изменение точки безубыточности, так как возросли затраты на содержание и ремонт уже существующих систем.

2.Определение запаса прочности организации с точки зрения прибыльности.

Запас прочности показывает, на сколько процентов может быть уменьшен объем продаж при сохранении безубыточного уровня работ:

   

Чем выше запас прочности, тем устойчивее положение компании с точки зрения прибыльности, тем  меньше стоит опасаться негативных изменений рынка – падение  объема продаж.

Запас прочности1=((868109-847334,8)/868109)*100%=2,4%

Запас прочности2=((880092-868443,7)/880092)*100%=1,3%

3.Выявление и оценка причин повлиявших на изменение запаса прочности. На величину запаса прочности оказывают влияние следующие факторы:

    1. выручка от продаж;
    2. величина постоянных затрат;
    3. значение ценового коэффициента.

Запас прочности на данном предприятии незначительный, а значит предприятие имеет неустойчивое положение и при малейшем повышении цен на продукцию может произойти спад объема продаж.

Анализ безубыточности в  совокупности с прочими параметрами  деятельности представлен в таблице 2.

Таблица 2

Анализ безубыточности

Показатели

2011

2012

Изменения, +/-

1. Выручка от продаж

868109

880092

+11983

2. Переменные затраты

342210

352037

+9827

3. Маржинальная прибыль

525899

528055

+2156

4. Постоянные затраты

513314

521066

+7752

5. Всего затрат на реализацию  продукции

855524

873103

+17579

6. Средняя сумма валюты  баланса

505519

514473

+8954

7. Точка безубыточности, тыс. руб.

847334,8

868443,7

+21108,9

8. Запас прочности, %

2,4

1,3

-1,1

Информация о работе Анализ безубыточности предприятия