Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение доходов населения и качества жизни людей в РФ с помощью разработки и анализа статистических показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния социальных условий жизни населения, выявить тенденции и закономерности, создать полную картину общественного уклада в настоящее и будущее время.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УРОВНЯ ЖИЗНИ И ДОХОДОВ ГРАЖДАН
Доходы населения: понятие, структура и динамика………………………5
Дифференциация доходов населения, методы их измерения… …………9
Уровень жизни и бедности, их показатели………………………………..12
2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Анализ средней заработной платы, реальных доходов, прожиточного минимума…………………………………………………………….…...…….17
2.2. Анализ структуры расходов и доходов населения…………………….20
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………….…32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……… ……………………………………….….33
Приложения…………………………………………….………………….…...34
Это потребует решения следующих ключевых проблем.
Повышение уровня оплаты труда. Необходимо предусмотреть не просто повышение ее размеров, а рост покупательной способности оплаты труда. На обозримую перспективу можно было бы выдвинуть задачу восстановления покупательной способности оплаты труда до уровня, который был достигнут на рубеже 90 – х годов. Для этого покупательную способность оплаты труда необходимо повысить в 2,5 раза. Это потребует и соответствующего восстановления объема внутреннего валового продукта, то есть связано с экономическим ростом.
В силу масштабности подобного сдвига на пути к нему целесообразно выделить этап восстановления экономически обоснованного уровня покупательной способности оплаты труда. Здесь имеется в виду тот уровень, который был бы возможен при фактических темпах изменения ВВП, сложившегося за эти годы.
Меры по повышению
покупательной способности
Систематический рост покупательной способности оплаты труда может быть обеспечен комплексом мер по повышению номинальной начисленной оплаты труда, внесению изменений в налогообложение физических лиц, регулированию цен на важнейшие потребительские товары и услуги, развитию потребительского рынка и др.
Для обеспечения роста
покупательной способности опла
В числе первоочередных мер по повышению уровня оплаты труда следует выделить, во – первых – повышение уровня минимальных денежных доходов населения и, прежде всего, повышение до прожиточного минимума уровня государственных минимальных гарантий по оплате труда, что приведет к сокращению размеров теневой экономики и увеличению доходов государственного бюджета.
Во – вторых – повышение уровня реальных располагаемых денежных доходов населения на основе пересмотра базы налогообложения и ставки подоходного налога с физических лиц в направлении снижения налоговой нагрузки на низкооплачиваемых и соответствующего повышения их покупательной способности.
В – третьих – повышение
покупательной способности
Необходимо осуществить обязательную индексацию выплаченной заработной платы при повышении потребительских цен и тарифов на товары и услуги, определяющих размер прожиточного минимума трудоспособного работника, а также при увеличении расходов населения на платные услуги здравоохранения и образования в случаях превышения ими установленного порога индексации (в дополнение к регулированию цен на потребительскую корзину прожиточного минимума).
В – четвертых –
оптимизация соотношения
Государственное регулирование занятости. Государственное регулирование рынка труда необходимо рассматривать не в узком смысле как соотношение числа вакансий и лиц, ищущих работу, а как комплексную проблему включения индивидуального труда в процесс общественного воспроизводства. Демографические факторы оказывают прямое воздействие на рынок труда и цену рабочей силы, определяют специфику рынка труда в условиях снижения рождаемости и старения населения, а также притока рабочей силы из стран Ближнего зарубежья.
Занятость необходимо увязывать с балансами трудовых ресурсов и рабочих мест. Необходимо определить параметры обеспечения полной занятости, охарактеризовать требования к повышению ее эффективности; масштабы и формы неполной занятости, которая является важным условием эффективности занятости. Потребуется проанализировать тенденции поведения населения на рынке труда и изменения в структуре занятости в зависимости от динамики различных форм собственности, источников и уровня доходов населения, особенно от политики в области оплаты труда, доходов от капитала и предпринимательской деятельности. Закон о занятости населения нужно ориентировать не на социальную поддержку безработных, а на расширение современных сфер приложения труда, повышение его производительности, опережающее профессиональное обучение и переподготовку работников.
Важное место должна занять система мер по регулированию безработицы, чтобы учитывать определение ее естественного уровня, масштабов, обусловленных спадом производства, в том числе скрытой части. Пути преодоления безработицы, вызванной падением производства, зависят от особенностей отдельных категорий населения, особенно женщин и молодежи. Уменьшению женской безработицы может способствовать введение гибких форм занятости. Для молодежи решение этой проблемы может быть достигнуто на основе расширения сферы образовательных услуг. Социальная защита безработных должна опираться на профессиональную переподготовку и участие в общественных работах на период временной незанятости.
Активная государственная политика обеспечения полной занятости предполагает поддержку служб занятости, расширение их роли в трудоустройстве и переобучении безработных.
Важное место следует отнести в практической социальной политике особенностям формирования общероссийского и региональных рынков труда, регулированию занятости в территориях с недостатком и избытком трудовых ресурсов.
Адресная социальная поддержка населения. Право на получение государственной социальной помощи необходимо увязать с требованиями федеральных Законов Российской Федерации «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи», последний из которых должен быть значительно конкретизирован, и выбрать все виды выплат и натурального обеспечения товарами и услугами с учетом нуждаемости. В процессе реализации этих Законов необходимо постепенно перейти к определению прожиточного минимума для семей различных типов и размеров (полная, неполная, семьи пенсионеров и др.), что позволит более точно учитывать условия их жизни.
Различающиеся условия
жизни в территориях
Льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда (повышенные тарифные ставки и оклады, сокращенный рабочий день, бесплатное получение пищевых продуктов) можно было бы перевести в рамки обязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Получение льгот по медицинскому обслуживанию лицами трудоспособного и старше трудоспособного возраста (кроме инвалидов), а также гражданами, подвергшимся радиации, можно было бы перевести в программу обязательного медицинского страхования.
Дальнейшее развитие сети государственных учреждений социального обслуживания надо направить на преимущественное удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения – инвалидов, пожилых и детей.
Развитие сферы
Заключение
Прогнозирование и повышение уровня жизни и социальная защита населения являются важной функцией государства. Рынок сам по себе не может регулировать эту сферу, поэтому обязанность регулирования в этой сфере возлагается на государство. Непродуманная политика государства в этой области может привести к росту социальной напряженности.
Финансирование данной сферы явно недостаточно. Для решения этой проблемы необходим перевод теневой экономики в легальное положение, в том числе и за счет снижения налогового бремени. Необходимо оздоровление экономики, повышение уровня реальной заработной платы, которая должна явиться стимулом роста производительности труда, экономической активности населения. Это с одной стороны приведет к росту налоговых отчислений и, следовательно, увеличению доходной части бюджета. А с другой стороны к снижению доли граждан, реально нуждающихся в помощи государства.
Исходя из анализа уровня жизни населения, можно сказать, что в целом наметилась тенденция к повышению уровня жизни населения. Государство все больше внимания уделяет этому вопросу, принимает конкретные меры по повышению уровня жизни, и в этом направлении достигнуты определенные положительные результаты. Социальная политика в целом становится более эффективной, но не всегда с ее помощью достигаются поставленные цели, поэтому нужно стремиться к повышению результативности социальной поддержки государства и более тщательной разработки социальных программ.
Экономический рост российской экономики позволяет повысить реальные доходы населения, то же позволяет и профицитный бюджет, однако правительство РФ остерегается мер по повышению заработных плат и пособий ввиду предполагаемого роста инфляции. Не решены некоторые демографические проблемы.
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Динамика денежных доходов |
||||||
Среднедушевые денежные доходы |
Реальные располагаемые |
|||||
денежные доходы в % к: | ||||||
рублей |
в % к: |
предыдущему |
соответствующему | |||
периоду |
периоду | |||||
предыдущему |
соответствующему |
предыдущего года | ||||
периоду |
периоду |
|||||
предыдущего года |
||||||
2012 год |
||||||
Январь |
10715,1 |
46,5 |
126,3 |
46,9 |
124,8 | |
Февраль |
13932 |
130 |
108,5 |
126,9 |
105,6 | |
Март |
14364,3 |
103,1 |
111 |
101,6 |
107,2 | |
Январь-март |
13003,8 |
- |
113,8 |
- |
110,8 | |
Апрель |
15190,5 |
105,8 |
105,1 |
109,9 |
103,8 | |
Май |
15855,6 |
104,4 |
94,1 |
105,2 |
92,6 | |
Июнь |
16273 |
102,6 |
98,2 |
102,2 |
97,7 | |
Январь-июнь |
14388,4 |
- |
105,1 |
- |
102,9 | |
Июль |
15890,8 |
97,7 |
105 |
94 |
102,5 | |
Август |
15977,8 |
100,5 |
112,6 |
101,6 |
109,5 | |
Сентябрь |
15237,4 |
95,4 |
103,6 |
93,7 |
98,8 | |
Январь-сентябрь |
14826,3 |
- |
105,8 |
- |
103,2 | |
Октябрь |
15977,8 |
104,9 |
98,1 |
104,3 |
92,3 | |
Ноябрь |
16055,9 |
100,5 |
103 |
99,7 |
97,4 | |
Декабрь |
24498,6 |
152,6 |
106,3 |
150,5 |
100 | |
Январь-декабрь |
15806,9 |
- |
105 |
- |
101,4 | |
2013 год |
||||||
Январь |
12672 |
52 |
118,3 |
52,4 |
111,1 | |
Февраль |
15485,3 |
122,2 |
111,1 |
119,2 |
104,5 | |
Январь-февраль |
14078,7 |
114,2 |
- |
107,4 | ||
1) Предварительные данные |