Анализ и оценка торгового баланса России 2001-2011 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ и оценка торгового баланса России 2001-2011 гг.
Таким образом, к основным задачам можно отнести следующие:
- выявление места и роли России в системе международных отношений;
- анализ внешней торговли России, в частности анализ экспорта и импорта по данным торгового баланса за 2001-2011 гг.;
- статистика экспорта и импорта в России за 2001-2011 гг.;
- определение особенностей модернизационной политики и ее роли в стимулировании экспортно-импортных отношений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАССМОТРЕНИЯ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И ОСНОВЫ ТОРГОВОГО БАЛАНСА 5
1.1 Экспортно-импортные операции: сущность и виды в структуре торгового баланса 5
1.2 Нормативно-правовое регулирование экспортно-импортных операций 7
2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ЭКСПОРТА И ИМПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ НА ОСНОВЕ ДАННЫ ТОРГОВОГО БАЛАНСА ЗА 2001-2011 ГГ 10
3 ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка торгового баланса России 2001-2011 гг.doc

— 419.00 Кб (Скачать файл)

 

В соответствии с Таблицей 2 можно сделать вывод, что экспорт в динамике за 2000-2011 гг.  характеризовался тенденцией  к росту (в 2007 г. составил 352,5 млрд. долл. США против 301,2 млрд. долл. США в 2006 г.).

По аналитическим  данным можно отметить, что наибольшую долю составлял экспорт со странами дальнего  зарубежья (299,9 млрд. долл. США в 2007 г.).

Таблица 3

Значения базисных и цепных индексов для товаров в структуре  экспорта РФ за 2007-2011 гг.

Значения базисных индексов

Экспорт

2008/2007 гг.

2009/2007 гг.

2010/2007 гг.

2011/2007 гг.

1,00

0,91

1,02

1,09

 

Значения цепных индексов

Экспорт

2008/2007 гг.

2009/2008 гг.

2010/2009 гг.

2011/2010 гг.

1,00

0,91

1,12

1,07


 

В соответствии с Таблицей 2 можем сделать вывод, что динамика экспорта имеет положительную тенденцию. Так, в 2010 г. экспорт увеличился в 2,8 раз по сравнению с 2007 г., в 2009 г.  – в 1,6 раз по сравнению с 2007 г.  (принят за базу сравнения), в 2008 – в 2,4 раза.

Рис.1. Динамика экспорта по данным торгового баланса в 2000-2011 гг., в млрд. руб.

 

В соответствии с Рисунком 1 можем наблюдать преобладающую долю топливно - энергетической продукции в объеме экспорта в 2011 году.  Немаловажные позиции занимает статья «Металлы, драгоценные камни» (13,7% в 2011 г.).

Таблица 4

Импорт Российской Федерации по данным торгового баланса за 2000-2011 гг.7

 

2000 

2004 

2005 

2006

2007 

2008 

2009 

2010 

2011

 

Миллиардов долларов США

импорт 

46,7

75,6 

98,7 

137,8 

199,7

202,3

200,6

212,8

224,7

Со странами дальнего  зарубежья

импорт 

33,1

57,9 

79,7 

115,4 

169,9

171,3

169,8

176,5

181,8

Со странами СНГ

импорт 

13,6

13,1

17,7

19,0

22,4

31

30,8

36,3

42,9

из них со странами

  ЕврАзЭС

импорт 

5,1

7,5 

10,1 

9,2 

12,3 

10,3

10,9

11,2

11,4


 

Итак, в соответствии с Таблицей 3 можно сделать вывод, что импорт в период 2000-2011 гг. имеет положительную тенденцию. Объем импорта в 2011 году составил 224,7 млрд. руб. против 46,7 млрд. руб. в 2000 году.

 

Рис.2. Динамика импорта по данным торгового баланса в 2000-2011 гг.

 

Рисунок 2 свидетельствует о динамичном росте импорта в 2000-2011 гг. В Россию ввозятся в основном производственные машины и оборудование (солидная часть предназначена для добычи сырья) - более сотни млрд. долл., легковые и грузовые автомобили - десятки млрд. долл., лицензии на программное обеспечение, медикаменты, одежда и обувь, прочая потребительская продукция; ввоз сырья пренебрежимо мал.

Рис.3. Товарная структура экспорта в 2001 г., в %8

В соответствии с Рисунком 3 можем судить о преобладающей доли топливно - энергетических продуктов в общем объеме экспорта РФ. Наименьшая доля при этом приходится на продукции химической промышленности, каучук, продовольственные товары.

 

Рис.4. Товарная структура экспорта в 2010 г., в %9

 

Рис.5. Товарная структура экспорта в 2011 г., в %10

В соответствии с Рисунками, также, как и в 2001 г., можем наблюдать преобладающую долю топливно - энергетической продукции в объеме экспорта в 2010 – 2011 гг.  Немаловажные позиции занимает статья «Металлы, драгоценные камни» (13,7% в 2011 г.).

Рис.6. Товарная структура импорта в 2011 г., в %

 

В соответствии с Рисунком 6 можем наблюдать преобладающую долю машин, оборудования и транспортных средств в общем объеме импорта РФ в 2011 г.  Немаловажные позиции занимает статья «Химическая продукция и каучук» (13,7% в 2011 г.), продовольственные и с/х товары (10,1% в 2011 г.).

Важно отметить, что в современных условия  внешнеторговая деятельность России получила активное развитие. Далее определим  ее перспективы.

 

3 ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ

 

Определим теперь проблемы экспортно-импортных операций.

Существенной в настоящее время  остается проблема вступления в ВТО (по состоянию на нояюрь 2012 года Россия формально является участником ВТО).

Представляется интересным изучить, как вступление в ВТО скажется на определенных отраслях экономики России. В данном случае, отрасли можно разделить на три категории11:

  • отрасли, которые выиграют от вступления в ВТО;
  • отрасли, вступление в ВТО для которых окажется отрицательным;
  • отрасли, которые займут нейтральное положение от вступления в ВТО.

Рассмотрим эту проблему подробно:

1. Противниками членства  России в ВТО являются производящие  отрасли, определяющие реальный  сектор экономики. К таким отраслям, прежде всего, относятся: 

  • машиностроительный комплекс;
  • авиастроительный комплекс;
  • судостроительный комплекс;
  • сельхозмашиностроение;
  • черная металлургия;
  • химическая промышленность;
  • банковская и страховая деятельность;
  • автомобилестроительный комплекс;
  • агропромышленный комплекс и ряд других секторов.

Например, черная металлургия  в результате вступления России в ВТО рискует потерять внутренних потребителей конструкционных материалов в лице автомобилестроения и сельского машиностроения.

Можно предположить, что эти отрасли ослабли в ходе проводимых в стране реформ и не в состоянии конкурировать с зарубежными комплексами и корпорациями. Также снижение конкурентоспособности определяется недостаточным финансированием, снижением инновационной активности, стратегического потенциала.

Значимой проблемой  важно определить то, что именно состояние этих отраслей, по мнению большинства экономистов-современников (Маринин Р.О., Адуков Р.Х.) определяет уровень развития национальной экономики. И, если в ходе конкурентной борьбы данные отрасли будут развалены, Россия окончательно превратится в сырьевую базу, потеряв шанс занять в мировой экономике место, соответствующее её научному, кадровому, природному и иному материальному потенциалу. Определим теперь отрасли, вступление в ВТО для которых окажется положительным: прежде всего, это нефтяная и газовая отрасли. Так, вступление в ВТО для нефтяной отрасли позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции в освоение шельфа.

Рис.7. Доля инвестиций в нефтяную промышленность в общем объеме иностранного капитала России12

В современных условиях в освоении континентального шлейфа активно сотрудничают РФ и Норвегия13. Вступление в ВТО позволит расширить эти границы.

Можно также заметить, что вступление в ВТО позволит стимулировать экспортно-импортные  отношения.

Предполагается, что при  вступлении в ВТО возможно будет  почти вдвое увеличить внешнеторговый оборот.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного  регулирования, которые связаны, в том числе, со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа.

Итак, сегодня существенна проблема введения единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединения России к ВТО.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства  в области таможенно-тарифного регулирования, связанные, в том числе, со снижением средней ставки импортного таможенного тарифа. Средний уровень ставок тарифной защиты импорта промышленных изделий стран-участников ВТО составляет порядка 4-6%. Доля беспошлинно ввозимых промышленных товаров достигает 40%. Однако за усредненными показателями сравнительно низкого уровня пошлин в ЕС, США и Японии скрываются высокие ставки на отдельные товары, часто превышающие 100%14.

Если обязательства по переговорам  механически отнести к моменту вступления России в ВТО, то через несколько лет средняя ставка российского таможенного тарифа должна снизиться до 6-8%. При низкой конкурентоспособности отечественной промышленности, вероятных значительных бюджетных потерях страны и высокой чувствительности отдельных секторов внутреннего рынка к конкурирующему импорту, таможенную защиту на указанном уровне в 6-8% следует расценивать как достаточно жесткую по отношению к России.

При принятии Россией обязательств, связанных с присоединением к  ВТО, необходимо учитывать потребности страны в ряде ограничений с целью поддержания ключевых макроэкономических параметров, таких как динамика цен, доходы государственного бюджета, платежный и торговый баланс, занятость и некоторых других, на безопасном для нее уровне.

Для России очень важной остается фискальная потребность таможенно-тарифного  регулирования. Сокращение относительных  поступлений в бюджет от импортных  пошлин является в настоящее время  неоправданным, хотя в развитых странах  доля поступлений в бюджет от таможенных платежей не превышает 8-10%.

Для России очень важной является потребность в поддержании положительного сальдо торгового и платежного балансов в интересах устойчивости функционирования национального хозяйства и своевременного выполнения Россией обязательств перед мировым сообществом15.

Важно отметить, что в  настоящее  время  все  развитые  страны используют  унифицированную  гармонизированную  систему.  Российская  Федерация  для  учета  своих  интересов  может  использовать  детализацию  на  уровне  национального  10-го  знака Товарной  номенклатуры.

В качестве вывода по главе отметим, что ввиду повышения внешнеторгового  оборота в России и объемов  внешнеторговых сделок, необходима активизация  процессов государственного регулирования  международной торговли. Для России по состоянию на 2012 год наиболее существенной остается проблема вступления в ВТО.

Для современной внешнеэкономической  политики России целесообразна ориентация на политику протекционизма, которая  позволит повысить конкурентные преимущества экономики страны.

Протекционизм - это политика защиты внутреннего  рынка от иностранной конкуренции  через систему определённых ограничений. С одной стороны, такая политика способствует развитию национальных секторов, с другой - может привести к усилению монополий, застою и снижению конкурентоспособности экономики16.

Основные  меры национальной экспортной политики, направленной на поддержку экспортного  потенциала производителей и стимулирование спроса на продукцию экспортеров  должны заключаться в следующем17:

  • дальнейшее расширение практики применения лизинговых технологий, обеспечивающей переоснащение основных фондов экспортеров современным оборудованием (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, энергомашиностроение);
  • поощрение процессов слияния и поглощения в среде основных экспортеров для повышения их экономической концентрации и конкурентоспособности на мировом рынке;
  • стимулирование роста услуг экспортеров по послепродажному обслуживанию и технической поддержке экспортируемой продукции (авиастроение, энергомашиностроение);
  • формирование механизма страхования экспортных операций на федеральном уровне (авиастроение, железнодорожные и морские перевозки, сельскохозяйственная продукция, энергомашиностроение);
  • совершенствование инструментов таможенно-тарифного регулирования, обеспечивающих конкурентные преимущества отечественным экспортерам на внешнем рынке (производство минеральных удобрений, сельскохозяйственная продукция, авиастроение, машиностроение).

Также необходима активизация  участия с международными организациями. По состоянию на середину 2012 года вопрос о вступлении РФ в ВТО находится на завершающей стадии.

В период 2012-2014 гг. таможенно-тарифная политика будет осуществляться в принципиально новых организационно-институциональных и экономических условиях. Произойдет восстановление докризисных объемов внешнеторгового оборота, в более совершенной форме будет функционировать наднациональный механизм принятия решений во внешнеэкономической сфере18.

В качестве вывода по главе  отметим, что стимулирование внешнеторговой деятельности является одной из важнейших задач, которая стоит перед правительством Российской Федерации. В данной курсовой работе, таким образом, рассмотрели особенности внешнеторговых сделок и их оформления.

Информация о работе Анализ и оценка торгового баланса России 2001-2011 гг.