Анализ инвестиционного климата Узбекистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:51, реферат

Описание работы

Узбекистан расположен в центральной и северо-западной части Центральной Азии, между реками Амударьи и Сырдарьи. Это единственная страна, которая граничит с каждой из четырех республик Центральной Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном.
Территория современного Узбекистана является одним из очагов мировой цивилизации. Это регион, где сошлись Запад и Восток, их культуры и религии, где жили и творили великие ученые и мыслители, обогатившие своим трудом сокровищницу мировой цивилизации.

Файлы: 1 файл

фин пр.docx

— 171.96 Кб (Скачать файл)

Инвестиционный климат Республики Узбекистан

 

Узбекистан расположен в центральной  и северо-западной части Центральной  Азии, между реками Амударьи и Сырдарьи. Это единственная страна, которая  граничит с каждой из четырех республик  Центральной Азии – Казахстаном, Киргизстаном, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном.

Территория современного Узбекистана  является одним из очагов мировой  цивилизации. Это регион, где сошлись  Запад и Восток, их культуры и  религии, где жили и творили великие  ученые и мыслители, обогатившие  своим трудом сокровищницу мировой  цивилизации.

Через территорию Узбекистана пролегал древний Великий Шелковый Путь, который  связал Европу с Азией. Прокладывание  дорог, по которым могли идти торговые караваны из одной части материка в другую, в истории человечества играло не менее важную роль, чем  открытие новых земель. Ведь каждая такая дорога была нитью, связывающей  страны и народы, объединяющей их без  войн, завоеваний, гибели людей и  разрушений.

С получением независимости в 1991 году, Узбекистан осуществляет свою собственную  независимую внутреннюю и внешнюю  политику, исходя из традиций и исторического  прошлого узбекского народа, географического  расположения и накопленного экономического потенциала.

Предметом особого и постоянного  внимания Правительства Республики Узбекистан является совершенствование  инвестиционного климата и создание благоприятных условий для привлечения  иностранных инвестиций в экономику  республики, активного участия иностранных  инвесторов в процессе приватизации и денационализации, в производстве конкурентоспособной на международных  рынках продукции.

В последние годы усиливается присутствие  зарубежного капитала в экономике  Узбекистана - если в 1993 году иностранные  инвестиции составили всего 0,8% от общего объема капитальных вложений, то в 2004 году  этот показатель составил более 25%.

Экономический рост в 2004 году достиг 7,7%, производство промышленной продукции  возросло на 9,8%, сельскохозяйственной - 110,2%, инвестиций - 6,5%. Инфляция составила 3,8%, а дефицит государственного бюджета  не превысил 0,25% ВВП.

Немаловажную роль в обеспечении  экономического роста страны играют прямые иностранные инвестиции (ПИИ), приток которых обеспечивается созданным  благоприятным инвестиционным климатом, основанные на ряде принятых законодательных  актов. 

 

Закон  Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов»,

Настоящий закон устанавливает  гарантии и меры защиты прав иностранных  инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего закона являются:

·   формирование комплекса мер по гарантиям и защите прав иностранных инвесторов;

·   определение условий предоставления дополнительных гарантий и мер защиты для отдельных категорий иностранных инвесторов и иностранных инвестиций.

Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Республики Узбекистан.

Все договоры по иностранным инвестициям, прежде всего частным, в части  обеспечения безусловных гарантий их выполнения находятся под контролем соответствующих органов, уполномоченных правительством Республики Узбекистан.

Доходы иностранного инвестора, полученные в Республике Узбекистан, могут быть реинвестированы на территории Республики Узбекистан или использованы любым  иным способом по усмотрению иностранного инвестора.

Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством  имеют право:

·   открывать, использовать и распоряжаться счетами в любой валюте, в любом банке на территории Республики Узбекистан, а также за ее пределами;

·   получать и возвращать ссуды в иностранной валюте.

 

Закон «Об иностранных  инвестициях» определяет правовые основы и порядок осуществления иностранных  инвестиций на территории Республики Узбекистан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

·   содействие развитию экономики Республики Узбекистан и ее интеграции в мировую экономическую систему путем стимулирования притока иностранных инвестиций;

·   привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современных зарубежных технологий и управленческого опыта.

Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в  которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов  акций или уставного фонда. Они  действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан. Предприятия  с иностранными инвестициями приобретают  права юридического лица с момента  государственной регистрации. Иностранные  инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан путем:

·   долевого участия в компаниях, банках, трастах, картелях, ассоциациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами – резидентами Узбекистана. На практике это положение применимо только к совместным предприятиям с участием юридических лиц Узбекистана;

·   создания предприятия со 100% иностранным участием;

·   портфельных инвестиций – путем приобретения акций, облигаций, сертификатов и других ценных бумаг, выпускаемых компаниями или правительством Узбекистана;

·   полного или частичного приобретения прав на землю и на недвижимое имущество, включая права землепользования и концессии, затрагивающие пользование подземными ископаемыми и т.п.

Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

В целях активизации процессов  привлечения иностранных инвестиций, разработки предложений по улучшению  инвестиционного климата, а также совершенствования механизма привлечения и обслуживания кредитов и инвестиций, привлеченных Правительством или под его гарантию, принято Постановление Кабинета Министров № 526 от 21.11.2003г., «О создании Межведомственного совета по вопросам иностранных инвестиций и кредитов при Кабинете Министров Республики Узбекистан».

Указ Президента «О дополнительных стимулах и льготах предоставляемых  предприятиям с иностранными инвестициями», «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта продукции производимой предприятиями  с иностранными инвестициями».

 

Действующим законодательством существуют ряд налоговых льгот для ПИИ, в частности:

· освобождение на 7-летний срок от уплаты налога на доход, если иностранные инвестиции осуществляются по проектам в рамках Государственной инвестиционной программы;

· вместе с тем, проекты включенные в программу Локализации освобождаются  на 5-летний срок от уплаты налога на доход  юридических лиц, единого налога, налога на имущество в части основных производственных фондов, а также  освобождаются от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) на завозимое  технологическое оборудование, запасные части и компоненты, не производимые в республике и используемые в  технологическом процессе при производстве локализуемой продукции;

· снижение до 10% налога на доход (прибыль) если более 60% производимой продукции  являются товарами для детей;

· 30% снижение налога на доход (прибыль) и налога на имущество – если компания экспортирует от 15% до 30% общего объема продаж своей продукции (работ, услуг);

· снижение на 50% налога на доход и  налога на имущество – если компания экспортирует более 30% общего объема продаж;

· освобождение от уплаты налога на доход  сроком на 3 года с момента начала производства, и 50% снижение налога на прибыль в течение последующих 2 лет - если компания создается в  сельской местности;

· также для вновь созданных  предприятий существуют льготы по уплате налога на имущество в течение 2 лет  с момента регистрации;

· кроме того, предприятия с иностранными инвестициями занимающиеся производственной деятельностью, освобождаются от уплаты земельного налога на 2 года.

Необходимо отметить, что к 2005 году общая ставка налога на доход (прибыль) снижена до 15%, а ставка рефинансирования до 16% для создания более благоприятных  условий, как иностранным инвесторам, так и местным.

Также, в целях углубления структурных  преобразований в экономике республики, активизации инвестиционной деятельности предприятий и расширения привлечения  иностранных инвестиций, Кабинетом  Министров Республики Узбекистан ежегодно утверждается Инвестиционная программа, где отражаются приоритетные отрасли  привлечения иностранных инвестиции.

По прогнозам экспертов, Узбекистан вступает в стадию повышенной экономической  активности, и в течение ближайших  лет предвидится бум инвестиционной активности именно в секторе производства разнообразной продукции с высокой  добавленной стоимостью.

Созданию многоукладной экономики  в Республике Узбекистан во многом способствовала последовательно проведенная  приватизация государственного имущества. Принятые в последние годы решения  Правительства Республики Узбекистан в области приватизации государственной  собственности, предоставляют иностранным  инвесторам больший выбор инструментов, в т.ч. покупку акций, долей предприятий, объектов целиком, включая и по нулевой  стоимости с инвестиционными  обязательствами. Переход к политике приватизации крупных объектов, внедрение  новых гибких механизмов реализации государственной собственности, активизация  работы с иностранными инвесторами  в ходе реализации  программы приватизации позволили увеличить поступления от приватизации в 1,4 раза, в том числе от иностранных инвесторов – в 1,5 раза.

Таким образом, одной из целей является проведение полномасштабной приватизации, повышение значения частного сектора, при этом большее внимание уделяется  вопросам будущего инвестиционного  развития производства на приватизируемых  объектах.

Также в 2004 году наблюдалось ускорение  темпов инвестиционной активности, где  рост объемов инвестиций составил 5,2%, в том числе прямых иностранных  – более чем в 2 раза. За счет собственных  и привлеченных средств были построены  и введены в эксплуатацию около 130 крупных промышленных, коммуникационных и инфраструктурных объектов.

Несмотря на объем, ежегодно привлекаемых инвестиций инвестиционная емкость  рынка в десятки раз больше, что определяет высокий потенциал  участия иностранных инвесторов в реализации инвестиционных проектов и приватизации крупных промышленных предприятий, банков и инфраструктуры.

Привлечение иностранных  инвестиций

в развитие регионов Узбекистана  

 C целью дальнейшего стимулирования привлечения иностранных инвестиций в создание совместных производств в регионах Республики Узбекистан, разработаны региональные программы привлечения иностранных инвестиций на период 2005-2007 годы (РППИИ) на основе имеющегося в регионах экономического, природного, демографического и сырьевого потенциалов.

В данных программах, разработанных  по каждому региону республики, предусматривается  обеспечение параметров реального  роста ВВП (6-8%), экспорта (10 - 12%), роста  занятости трудоспособного населения, а также объемов привлекаемых иностранных инвестиций, включая  прямые иностранные инвестиции и  кредитные средства, выделяемые международными финансовыми институтами, а также  реализация пакетов акций предприятий  с государственной долей собственности  иностранным инвесторам.

В рамках утверждённых Кабинетом Министров  Республики Узбекистан, РППИИ предусмотрена  реализация 860 инвестиционных проектов на сумму 4,873 млрд. долларов США, из которых собственные средства составляют 1, 292 млрд. долл. США, размер привлекаемых кредитов составляет 3,095 млрд. долл. США, а также предусматривается выделение бюджетных средств на сумму 485 млн. долл. США.

По предварительным расчетам, реализация РППИИ позволит обеспечить в 2007 году рост ВВП в целом по республике на 142,1% по отношению к показателю 2003 года, рост объемов экспорта составит в 2007 году 195,4% по отношению к аналогичному показателю 2003 года. В среднем по республике показатель объема иностранных  инвестиций на душу населения (с учетом использования кумулятивного способа расчета) к 2007 году составит порядка 314,6 долл. США.

Наибольшее количество проектов реализуемых  в рамках РППИИ приходится на легкую промышленность – 222 проекта (25% от общего количества проектов) и на пищевую 209 проектов (24,2%). Вместе с тем, в сельском хозяйстве предусматривается реализовать 77 проектов (9%), в промышленности строительных материалов 76 проектов (9%) и в сферу  услуг 57 проектов (6%).         

 Приоритетными направлениями  привлечения иностранных инвестиций  являются следующие сектора.

Добыча, переработка  и транспортировка нефти и  газа, улучшение качественных характеристик  добычи и производства основных видов  топлива, развитие научно-технического прогресса и внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение конкурентоспособности  топливно-энергетических продукций  на внешних рынках, расширение проведения геологоразведочных и поисковых  работ по определению новых залежей  нефти и газа.

На базе разведанных запасов  минерального сырья действуют свыше 530 нефтегазопромыслов, рудников, созданы  мощные промышленные комплексы. На долю республики приходится 74% запасов газового конденсата Центральной Азии, 30% - нефти, 40% - природного газа, 55% - угля. При разведанных  запасах природного газа более 2 триллионов куб.м, его добыча в настоящее  время составляет 58 млрд. куб. м ежегодно. Также производство нефти составляет около 8 млн. тонн в год. Разведанные  запасы угля составляют свыше 2 млрд. тонн. Степень выработанности разведанных  запасов нефти и газа составляет 30-32%.

Информация о работе Анализ инвестиционного климата Узбекистана