Анализ конкурентоспособности продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение основных путей и предпосылок повышения конкурентоспособности продукции предприятия.
Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи:
• Проанализованы факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара;
• Изучены основные критерии конкурентоспособности товара;
• Определены основные методы оценки конкурентоспособности предприятия;
• Рассмотрены пути и предпосылки повышения конкурентоспособности товаров предприятия.

Файлы: 1 файл

экономика 71 вопрос .doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

71.Анализ конкурентоспособности продукций

В рыночной экономике основным фактором коммерческого  успеха предприятия является его  конкурентоспособность, которая, в  свою очередь, зависит от качества менеджмента  и конкурентоспособности выпускаемой  продукции, т.е. от того, насколько она лучше аналогов — продукции, выпускаемой конкурирующими предприятиями. 
В течение многих десятков лет в СНГ, в условиях высокой монополизации производителей регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - с точностью наоборот - производство и административно-командный механизм распределения регулировали потребление, формировали потребности и вкусы покупателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности товара у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение потребовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого производителя становится повышение конкурентоспособности производимого им товара для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли. 
Понятие конкурентоспособности может быть сформулировано следующим образом: конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, включая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической деятельности. Конкурентоспособность присуща всем элементам экономической системы, однако, проявляется в ситуациях конфликта, результатом которого должно стать перераспределение рынка. 
Важное значение в современных экономических условиях приобретает оценка и анализ конкурентоспособности. Существует большое множество методик, различных по параметрам, включенным в оценку, так и по подходу к оценке. Однако оценка конкурентоспособности выступает лишь первым шагом на пути управления конкурентоспособностью для обеспечения эффективной работы и повышению конкурентных позиций предприятия. 
В связи с этим целью данной работы и является рассмотрение основных путей и предпосылок повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Для достижения данной цели в работе были решены следующие задачи: 

• Проанализованы факторы, за счет которых формируется конкурентоспособность товара; 
•  Изучены основные критерии конкурентоспособности товара;  
•   Определены основные методы оценки конкурентоспособности предприятия; 
•   Рассмотрены пути и предпосылки повышения конкурентоспособности товаров предприятия.

 
  
Конкурентоспособность продукции предприятия

 
Конкуренция и конкурентоспособность  являются экономическими категориями, относящимися к экономике с рыночными  отношениями. С их помощью выражаются взаимосвязи и взаимодействия между  производителями товаров и услуг, между производителями и потребителями. Без конкуренции или при нечестной, недобросовестной конкуренции не существует даже теоретическая возможность защиты интересов потребителей. 
Конкуренция (лат. сoncurrentia; concurrere – сталкиваться) – это соперничество или борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

 
Конкурентоспособность как экономическая категория

В условиях рынка  конкурентоспособность существует постоянно, обеспечивает наилучшие  возможности удовлетворить разнообразные потребности покупателей товаров (услуг), стимулирует товаропроизводителей к поискам новых способов совершенствования их производства, повышения качества товаров (услуг), снижения затрат и цен на продукцию, на создание и укрепление прочной предпринимательской репутации у потребителей. 
Конкуренция является сложным понятием, и в экономической литературе выделяют три подхода к ее определению. 
Первый подход основывается на понимании конкуренции как особой формы честной экономической борьбы, в которой при наличии равных условий у конкурентов, побеждает более умелая, более способная и предприимчивая сторона. Цель у конкурентов единая – получить наиболее высокий результат для себя и оттеснить соперников. Такой подход характерен для нашей отечественной литературы. 
Второй подход присущ классической экономической теории, в которой конкуренция рассматривается как естественный неотъемлемый элемент рыночного механизма, координирующий деятельность его участников во взаимоотношениях. Этот механизм является силой, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения и уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая, так называемая равновесная цена на одноименные (однотипные) товары, и в теории выражается точкой пересечения конкретных кривых спроса и предложения, зависящих от количества предложенного товара. 
Третий подход к определению конкуренции возник в связи с развитием теории рынка, и под конкуренцией здесь понимается не столько соперничество, сколько степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. Конкуренция является критерием, по которому определяется тип рынка.

Понятие конкурентоспособности продукта

Любой товар, вынесенный на рынок, фактически проходит там проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель приобретает тот товар, который наиболее полно удовлетворяет его личные потребности, а масса покупателей – тот, который более полно соответствует общественным потребностям, нежели товары-конкуренты. Поэтому конкурентоспособность (т.е. возможность сбыта на данном рынке) товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Конкурентоспособность – понятие относительное, четко привязанное к рынку и времени продажи. Это связано с тем, что у каждого покупателя имеется свой критерий оценки удовлетворения своих потребностей, конкуренция приобретает еще и индивидуальный оттенок. 
Чтобы удовлетворить свою потребность, покупатель должен приобрести товар, а затем, если это достаточно сложное изделие, нести расходы на эксплуатацию – покупать топливо, смазочные масла, запасные части, платить за профилактические осмотры и восстановительные ремонты, оплачивать (если это товар производственного назначения) труд обслуживающего персонала, тратить деньги на его обучение, страхование и т.д. Да и сам товар после покупки во многих случаях нет возможности начать немедленно эксплуатировать. Как правило, его нужно доставить покупателю, установить, проверить и т.д. Таким образом, затраты покупателя складываются из двух частей – расходов на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, что вместе называется «ценой потребления».

Роль товара в обеспечении общей конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. 
Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: 
•    конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; 
•    вид производимого товара; 
•    ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); 
•    лёгкость доступа на рынок;  
•    однородность рынка; 
•    конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;  
•    конкурентоспособность отрасли; 
•    возможность технических новшеств в отрасли; 
•    конкурентоспособность региона и страны. 
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Повышение конкурентоспособности продукции

Методы оценки конкурентоспособности продукции

В рыночной экономике решающим фактором коммерческого  успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации. 
В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научно-технической литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.  
Словари дают следующие толкования этого слова: 
1) «...конкурентоспособность товара — совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребности покупателя и затратам на его приобретение и эксплуатацию»; 
2) «...конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам». 
Конкурентоспособность — более высокое по сравнению с товарами-заменителями соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Иначе: конкурентоспособным считается товар, у которого совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Основные направления конкурентной политики предприятия

Совокупность  качественных и стоимостных характеристик  товара, способствующих созданию превосходства  данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности  покупателя, определяет конкурентоспособность товара.  
В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание прежде всего его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкции и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства собственного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке. 
Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. Он, например, может: 
•    Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов; 
•    Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке; 
•    Отыскать новое применение выпускаемым товарам; 
•    Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия; 
•    Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами; 
•    Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей; 
•    Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом. 
Широкое распространение конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта. 
Рассмотрев ряд вопросов связанных с конкурентоспособностью товара, можно сделать вывод, что конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. 
Таким образом, конкурентоспособность продукта определяется наличием у него потребительских характеристик (одной или нескольких) — лучших, чем у конкурирующих продуктов на данном сегменте. Отсюда следует важный вывод: конкурентоспособность продукта может меняться на одном рынке от сегмента к сегменту. А поскольку предпочтения потребителей могут меняться по времени, то конкурентоспособность продукта на одном сегменте также меняется по времени. Единственно верный показатель конкурентоспособности продукта — предпочтения потребителей. 
Экономическая практика показывает, что потребители на рынке не выступают единым целым - они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.



Информация о работе Анализ конкурентоспособности продукции