Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 14:53, лабораторная работа
Рейтинг Всемирного банка (ВБ) «Doing business» предназначен для сравнительной оценки деловой среды в странах мира. Первый рейтинг условий ведения бизнеса был составлен в 2003 году и включал 133 страны, ранжируемые по 5 базовым наборам показателей. Отчет-2011 охватывает 9 наборов показателей (От-чет-2010 - 10 наборов), и с 2008 года 183 страны включены в рейтинг. Позиция Республики Беларусь в Отче-те-2011 характеризуется 68-м местом, что является значительным шагом вперед, учитывая, что в Отчете-2007 мы были на 129-м месте (табл. 1). По прогрессу продвижения за 5 лет мы - третьи в мире после Грузии и Руанды, а партнер по Таможенному союзу - Казахстан - замыкает десятку стран-реформаторов.
КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?
со
16
Михаил КОВАЛЕВ, Екатерина ВАУЧИК, Рейтинговое агентство БГУ
Анализ методик расчета рейтинга
условий ведения бизнеса
и рекомендации по улучшению
позиций Беларуси
введение
Рейтинг Всемирного банка (ВБ) «Doing business» предназначен для сравнительной оценки деловой среды в странах мира. Первый рейтинг условий ведения бизнеса был составлен в 2003 году и включал 133 страны, ранжируемые по 5 базовым наборам показателей. Отчет-2011 охватывает 9 наборов показателей (От-чет-2010 - 10 наборов), и с 2008 года 183 страны включены в рейтинг. Позиция Республики Беларусь в Отче-те-2011 характеризуется 68-м местом, что является значительным шагом вперед, учитывая, что в Отчете-2007 мы были на 129-м месте (табл. 1). По прогрессу продвижения за 5 лет мы - третьи в мире после Грузии и Руанды, а партнер по Таможенному союзу - Казахстан - замыкает десятку стран-реформаторов.
Таблица 7
Динамика рейтинга Беларуси
Страна | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010* | 2011 |
Беларусь | 129 | 110 | 82 | 58 | 64 | 68 |
РФ | 96 | 106 | 118 | 120 | 116 | 123 |
Украина | 128 | 139 | 146 | 142 | 147 | 145 |
Польша | 75 | 74 | 72 | 72 | 73 | 70 |
Литва | 16 | 26 | 25 | 26 | 26 | 23 |
Казахстан | 63 | 71 | 64 | 63 | 74 | 59 |
Кол-во ранжируемых стран | 175 | 178 | 183 | 183 | 183 | 183 |
* Столбец отражает место страны в Отчете-2010, рассчитанное по методологии, используемой для Отчета-2011. Существенное отличие одно - исключен набор показателей - наем рабочей силы, по которому мы занимали высокое 32-е место, что снизило наш общий рейтинг.
Президентом страны еще в 2008 г. была поставлена цель войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. За два последних года сделано многое для улучшения условий ведения бизнеса, часть из них уже учтена в Отчетах-2010,2011. Однако в полном объеме они еще не дошли до составителей рейтинга - дело в том, что отчет, датируемый годом х (Отчет-х), опирается в основном на условия бизнеса года х-2. Так в Отчете-2011 анализируется правовая ситуация, имевшая место с мая 2009 г. по июнь 2010 г. Как будет видно из анализа, отдельные принятые решения еще не заработали в полную силу, их еще не почувствовал бизнес и они не были оценены экспертами ВБ.
Данный материал мы подготовили с целью не столько помочь чиновникам понять нюансы рейтинга, увидеть и исправить наши слабые места в регулировании бизнеса, сколько на примере рейтинга пояснить, что такое эффективные государственные институты. Отметим, что практика подтверждает важность качественных условий ведения бизнеса по мониторингу данного рейтинга (аутсайдеры в ЕС в Отчете-2010 (2011) занимали низкие места: Испания - 62-е (49-е), Греция - 109-е (109-е), Италия - 78-е (80-е). Многоаспектность методики покажет также, что эффективные рыночные институты выстроить непросто, так как в последнее время появились псевдосоветы, как найти «лазейки» в методике и оказаться сразу же на 20-м месте.
КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?
Основная идея рейтинга условий ведения бизнеса состоит в том, что эффективная экономическая деятельность невозможна без адекватных норм и правил, эффективных институтов. Рейтинг условий ведения бизнеса базируется на двух типах данных: один тип - показатели, прописанные в законах и нормативных документах, второй тип - показатели времени и движения, измеряющие эффективность достижения нормативных целей, например таких, как предоставление правового статуса предприятию.
Подобно тому, как важно знать и понимать, что учитывает рейтинг условий ведения бизнеса, также важно знать, откуда эксперты ВБ получают данные и как они их обрабатывают и интерпретируют. Сбор данных для Отчета-2011, который опубликован 4 ноября 2010 г., происходил в период с мая по июнь 2010 г., за исключением данных для индекса «налогообложение», которые оценивались с января по декабрь 2009 г.
Стоить отметить субъективность, присущую рейтингу, так как одним из применяемых методов сбора информации является анкетирование специалистов: юристов, бизнес-консультантов, экспедиторов, чиновников и др. Составители рейтинга отдают преимущество представителям именно этих профессий, так как считают, что собственники или менеджеры предприятий лишь нечасто могут столкнуться с подобными процедурами, в то время как специалисты изо дня в день работают над данными вопросами. Специалистов в каждой стране опрашивается около восьми тысяч, и взаимная работа составителей и респондентов разделена на несколько этапов, что включает в себя конференц-звонки, переписку и личные встречи с командой ВБ. Следовательно, возможно расхождение отдельных показателей с официальными данными, а это является следствием того, что на практике нормы и правила ведения бизнеса реализуются не столь успешно.
Существует ряд общих ограничений и предположений о модельном предприятии, на примере которого рассчитывается рейтинг, большинство из них специфичны для каждого набора показателей. К общим предположениям о предприятии можно отнести: расположение в одном из крупнейших городов страны либо в деловом центре; организационную форму - общество с ограниченной ответственностью (если в стране существует несколько типов обществ с ограниченной ответственностью, выбирается наиболее распространенный); отсутствие доли иностранного капитала; количество совладельцев - не менее пяти.
На примере модельного предприятия методика рейтинга оценивает ряд основополагающих правовых моментов, исходя из чего можно достаточно адекватно судить о развитии экономической ситуации в целом, что подтверждается коэффициентом корреляции (0,79) между индексом конкурентоспособности страны Всемирного экономического форума (Global Competitiveness Index of the World Economic Forum) и ее местом в данном рейтинге.
Место в рейтинге строится на основе среднеарифметической суммы значений баллов по каждому индексу, т.е. влияние всех девяти индексов на итоговую позицию страны одинаково. В том случае, если индекс является результатом оценки набора показателей, которые не могут быть сравнены между собой (к примеру, набор показателей состоит из оценки времени, затрачиваемого на определенную операцию, количества процедур и денежных затрат проведения данной операции), составители прибегают к следующему методу шкалирования: каждый из показателей ранжируется изолированно среди всех стран, представленных в рейтинге. По каждому показателю страна получает балл от 0 до 1, так называемый процентный ранг, который равен доле стран с лучшими или такими же значениями показателя в сравнении с данной страной. Очевидно, что чем выше место страны по показателю, тем меньшие баллы она получает: страна с наилучшим значением показателя получает 0, страна с наихудшим - 1. Далее в зависимости от того, какому показателю какой вес придан, взвешенные значения баллов по каждому показателю суммируются, и в итоге мы получаем усредненный балл по индексу. Место по индексу определяется в соответствии с баллом: чем меньше балл, тем выше место.
Отметим, что для обоснования методик и индексов рейтинга приводится список литературы из 676 наименований. Основы методики были предложены в течение 2002-2008 гг. сотрудником Всемирного банка С.Дьянковым и его соавторами из Гарвардского университета.
Таблица 2 Сравнение позиций Республики Беларусь по индексам с другими странами [Отчет-2011)
17
| Беларусь | РФ | Украина | Польша | Литва | Казахстан |
Итоговая позиция | 68 | 123 | 145 | 70 | 23 | 59 |
Регистрация предприятий | 7 | 108 | 118 | 113 | 87 | 47 |
Получение разрешений на строительство | 44 | 182 | 179 | 164 | 59 | 147 |
Регистрация собственности | 6 | 51 | 164 | 86 | 7 | 28 |
Кредитование | 89 | 89 | 32 | 15 | 46 | 72 |
Защита инвесторов | 109 | 93 | 109 | 44 | 93 | 44 |
КАК ПОВЫСИТЬ ПОЗИЦИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЙТИНГАХ?
Окончание табл. 2
со
Налогообложение | 183 | 105 | 181 | 121 | 44 | 39 |
Международная торговля | 128 | 162 | 139 | 49 | 31 | 181 |
Обеспечение исполнения контрактов | 12 | 18 | 43 | 77 | 17 | 36 |
Ликвидация предприятий | 93 | 103 | 150 | 81 | 39 | 48 |
1. Регистрация предприятия
Индекс «регистрация предприятия» оценивает процедуры, временные и финансовые затраты, которые связаны с началом легальной деятельности предприятия. Каждый из четырех указанных показателей - процедуры, временные затраты, финансовые затраты, минимальный оплаченный капитал = имеет одинаковый вес - 0,25.
18
Модельное предприятие:
■ стартовый капитал в 10 раз превышает размер странового дохода на душу населения (страновой доход
на душу населения оценен Всемирным банком в 5,540.00 USD);
■ осуществляет производство или продажу товаров или услуг населению. Предприятие не занимается
внешнеторговой деятельностью и не работает с товарами, на которые распространяется действие специаль
ного налогового режима, например, алкоголь и табак. Оно не использует производственные процессы, кото
рые загрязняют окружающую среду;
■ снимает производственные мощности и офис и не владеет недвижимостью;
■ не пользуется какими-либо льготами;
■ имеет от 10 до 50 сотрудников;
■ имеет оборот, как минимум в 100 раз превышающий доход на душу населения.
Модельные процедуры. Под процедурой понимается любое взаимодействие между учредителями предприятия и сторонними лицами (например, государственными органами, юристами, аудиторами и нотариусами). Взаимодействие между учредителями, менеджерами предприятия и его сотрудниками не рассматривается как процедуры. Процедуры, которые должны быть пройдены в одном здании, но в разных помещениях, рассматриваются как различные процедуры. Если учредители предприятия вынуждены несколько раз посещать одно и то же учреждение для прохождения разных процедур, каждая из процедур учитывается отдельно. Предполагается, что учредители сами проходят все процедуры и не прибегают к услугам посредников, бухгалтеров или юристов, если это не предусмотрено законодательством.
Мера по уменьшению количества процедур принимается во внимание, если она является законной, общедоступной, применяется большинством предприятий и позволяет избежать значительных задержек.
Временные затраты. Данный показатель отражает средний показатель временных затрат, которые, по мнению юристов, специализирующихся на вопросах регистрации, необходимы на прохождение той или иной процедуры. Предполагается, что минимальное время прохождения одной процедуры равняется одному дню. Хотя процедуры могут проходить одновременно, начинаться они должны в разные дни. Процедура считается пройденной, когда предприятие получает итоговый документ, например, свидетельство о регистрации или номер налогоплательщика. Если процедура может быть ускорена путем внесения дополнительной платы, рассматривается именно ускоренный вариант процедуры.