• производствесредствпроизводстваитоваровнародногопотребления;
•системегосударственногоценообразования;
• доходахирасходахгосударственногобюджета(дефицит);
• кредитныхифинансовыхресурсах.
Зарождавшиесяинфляционныепроцессывнашейстранебылиобусловленыдиспропорциямивсложившейсяструктуренародногохозяйства,вкоторойпредпочтениеотдавалосьпроизводствусредствпроизводстваивооруженийприкрайненедостаточномуровнепромышленногопроизводствапотребительскихтоваровиуслуг,слабомразвитиисельскогохозяйстваприогромныхинеэффективныхинвестицияхвнего.
Планово-распределительнаясистемасоздавалазатратныймеханизмхозяйствованияиразбалансированиятоварно-денежныхотношений.
Использованиеотдельныхрыночныхэлементоввуправленииэкономическимипроцессамивнашейстранебылопредусмотреноещехозяйственнойреформой1964г.Однаковрезультатесохраненияжесткойцентрализациипланированияуправления,детальнойрегламентациидеятельностивсеххозяйственныхзвеньевреформа,разладивстарыймеханизмхозяйствования,несоздалановыйипривелакобострениюпротиворечийвэкономике,способствовалауглублениютоварно-денежнойнесбалансированностивнародномхозяйстве.
Процессразбалансированностинародногохозяйстваусугублялсяширокимвовлечениемкредитавпокрытиефинансовыхпрорывовнавсехуровняхнародногохозяйства,чтоприводилокувеличениюденежноймассывобращении.
Важнымфактороминфляционныхтенденцийвстраневыступалагосударственнаясистемаценообразования.
Особоеместовразвитииинфляциизанимаетдефицитгосударственногобюджета.Радикальнаяэкономическаяреформа,начатаяв1985г.,предусматривалаускоренноеразвитиепроизводстванабаземасштабныхувеличенийкапитальныхвложенийвмашиностроение,засчеткоторогопредполагалосьобновитьосновныефондыиповыситьэффективностьхозяйствования.Дляэтихцелейактивноиспользовалсябюджет,дефициткоторогоизгодавгоднарастал:с47,8млрдруб.в1986г.до150,0млрдруб.в1991г.
ОтрицательнуюрольвстабилизационныхмероприятияхсоюзногоправительствасыгралЦБРФ,проводившийполитикуденежно-кредитнойэкспансии,увеличившийпочтив2разавыдачуналичныхденег,бюджетныхкредитовроссийскомуправительству.Врезультатев2разаувеличиваютсяденежнаямассаиколичествоналичныхденег.Сэтогомоментагосударствофактическипотерялоконтрользаденежнымоборотомиэмиссиейденег.[8]
2.2Инфляциявусловияхпереходакрыночнымотношениям
Сконца1991г.странавзялакурснаизменениебазовыхосновроссийскойэкономики-переводгосударственно-монополизированнойсистемынарыночныеотношения.Этиотношениястроилисьнаотношенияхразгосударствлениясобственностиилиберализациивсехсферхозяйствования.Былапоставленазадачавмаксимальнокороткийсрокпоупрощеннойсхемепровестиразгосударствлениеиприватизациюпредприятий,финансовойибанковскойсистем.Врамкахрыночныхпреобразованийсначала1992г.осуществляетсялиберализацияцен,входекоторойпредполагалосьихувеличениедляликвидацииразрывамеждуспросомипредложениемиустранениянеравновесиямеждутоварнойиденежноймассами,накопившегосязапоследниедесятилетия.Отказотгосударственногоценовогорегулированиявянваре1992г.,каксчиталинекоторыеэкономисты,былединственновозможныминаиболееэффективнымсредствомликвидации«подавленной»инфляции,преодолениятоварныхдефицитов,предотвращенияокончательногоразвалапотребительскогорынкаираспадафинансовойсистемывцелом.Одновременнопредполагалосьпроведениежесткойденежно-кредитнойибюджетнойполитикидлядостижениярыночногоравновесия.
В1993г.,используямонетарныеантиинфляционныеинструменты,правительствостремилосьсокращатьденежнуюмассуидовелоеекконцугодадочрезвычайнонизкогоуровня-14%посравнениюсдекабрем1991г.Этопроизошлопривысокомуровнебюджетногодефицитаиегопокрытияна60%засчетэмиссииЦентральногобанкаРФ.
В1994г.характерденежнойполитикигосударстванеменяется.Онолюбойценойдобиваетсяснижениятемповростаденежноймассыинаэтойосновеснижениятемповинфляции.
Для«связывания»избыточнойденежноймассыиослаблениядавлениясеесторонынавалютныйрынокбылизадействованывозможностирынкагосударственныхценныхбумагпутемустановлениячрезвычайнопривлекательногодляинвесторовуровнядоходности.Быстроенаращиваниеноминальныхобъемовэмиссииобеспечилозначительныйпритоксредствнаэтотрынок.Врезультатеперераспределенияресурсовспроснавалютномрынкестабилизировался,чтопредотвратилокатастрофическоепадениерубля.
С1995г.существенныммоментомденежно-кредитнойполитикиЦБРФявляетсятребованиежесткойцентрализацииконтролязапредложениемденегэкономике.ПравительствоотказалосьотиспользованиякредитовБанкаРоссиидляпокрытиядефицитафедеральногобюджетакакосновногофактораинфляциии.Предусмотрено57%дефицитапокрыватьдоходамиотоперацийсгосударственнымиценнымибумагаминавнутреннемрынке,47%-засчетвнешнихзаимствований.
ВместестемчрезвычайножесткаяполитикаПравительстваиЦентральногобанкаРФпоограничениюресурсоввбанковскойсференафоневзаимныхнеплатежейвхозяйствевавгусте1995г.вызваласерьезныйбанковскийкризис,выразившийсявостромдефицитеплатежныхсредствубанков,которыйпарализовалработумежбанковскогорынка.
Основнымфакторомростаденежноймассыв1996г.былкредитбанковскойсистемынапокрытиедефицитафедеральногобюджета.Увеличениекредитаправительствузаянварь-сентябрьболеечемв2разапревысилоприросткредитов,предоставленныхбанкамиэкономике.
ПосколькуинфляциявРоссииимеетнемонетарнуюприроду,тоэкономика,инвестиции,финансыоченьслабоотреагировалинаснижениецен.Совторогополугодия1996г.наметилисьпризнакистабилизациипроизводства,которыенебылиподдержаныгосударственнойполитикойнив1997г.,нив1998г.[8]
Таблица1.ИнфляциявРоссии1991-1997гг,%
Годы |
1991 |
92 |
93 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
|
Темпприростаценпотребительскихтоваров |
160.4 |
2508.8 |
839.9 |
215.1 |
131.3 |
21.8 |
11.0 |
|
Годы |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005* |
Темпприростаценпотребительскихтоваров |
84.4 |
36.5 |
20.2 |
18.6 |
15.1 |
12 |
11,7 |
~11-12 |
Темпприростаценинвестиционныхтоваров |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
н.д. |
28,8 |
|
Источник:ГоскомстатРФ*-прогнозвдекабре2005г.
Сразупослеотпускаценв1992-95гг.вРоссииимеламестогиперинфляцияОсновныммеханизмомгиперинфляциибылизбытокденежноймассы(эмиссиянеобеспеченныхденег).
В1997годуинфляциядостигласвоегоминимальногозначения-11%.Однакодлярешенияэтойзадачибылииспользованынекорректныеинструментыиметоды:государственныекраткосрочныеоблигации(ГКО),облигациифедеральногозайма(ОФЗ)ивнешниезаймыуМВФиМировогобанка.[10]
Витоге-кавгусту1998г.долгипоГКОдостигли436млрдруб.,втовремякаквседоходыбюджетанагодбылизапланированыв367млрдруб.Погашениеивыплатыпроцентовпогосударственномудолгусиюлявдвоепревышалиобъемсобираемыхналогов,чтозаставилогосударствоотказатьсяотдальнейшегообслуживаниядолга.Этовызвалообвальнуюдевальвациюрубляиростинфляциидо80-90%годовыхпосравнениюс11%в1997г.
Кризисхарактеризуетсябанкротствомреальногосектораэкономики,банковскойсистемы,разрушениемэкономическойбазыдляподавленияинфляции.[8]
2.3ИнфляциявРоссиив2000-2008годах
Большинстворазвивающихсястранмираистранспереходнымиэкономикамирешилисвоипроблемысинфляциейиснизилиеенижеуровняв4%(домировогофинансовогоипродовольственногокризиса2007-08гг.,которыевызвалиростинфляциивовсехстранахмира).ВРоссиижев2004-07гг.инфляцияоставаласьстабильновысокойисоставляла9-12%вгод(табл.2).
Таблица2.ИнфляциявРоссии,%
Годы |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
Темпприростаинфляции |
20.2 |
18.6 |
15.1 |
12 |
11,7 |
10,9 |
9 |
11.9 |
- |
Источник:ФСГС.
ПопрогнозамбюджетногопланаПравительстваРФна2007-2009гг.,инфляцияпланироваласьв2007годувразмере8%,в2008г.-6%,в2009г.-5,5%.Вреальностиинфляциясоставилав2007г.11.9%.В2008годуинфляциябылазапланированавбюджетныхдокументахравной8.5%,затемпрогнозежеквартальноповышался(наIкв.-10%).ВцеломгодовыепрогнозыМинфинаиБанкаРоссиипоинфляциисистематическипревышаются.НевыдерживаютпроверкивременемипрогнозыдоходовФБМинфина.Например,в2007г.вФБпоступлениянезапланированныхдоходовпревысили1трлн.руб.,вIкв.2008г.-600млрд.руб.(почтитретьвсехдоходовэтогоквартала).Связаноэтостем,что,страхуясь,Минфинпостояннопрогнозируетсильноепадениемировыхценнанефть,аценынанефтьигазпродолжаютрасти.11]
Высокаяинфляцияявляетсядополнительнымналогомнанаселениеиэкономикуитормозитразвитиестраныпонесколькимосновнымпричинам,перечисленнымвыше.Однаизних-сдерживаниеиспользованиянакопленнойстранойвалютыотэкспортныхоперацийвинвестиционномпроцессевнутристраны.Накопленныевалютныерезервывпервойполовине2006г.превысили300млрд.долл.,авапреле2008г.превысили500млрд.долл.
ВысокаяинфляциявРоссиисталаоднимизглавныхпрепятствийдляобщегоразвитияРФ,атакжеразвитияинвестиционногоиинновационногопотенциалов.
Основнаяпричинавысокойинфляции-неспособностьстраныэффективнотрансформироватьвысокиедоходыотэкспортаприродныхресурсоввэффективныепроизводствасвысокойпроизводительностьютруда,вразвитуюинфраструктуру,вразвитиечеловеческогокапитала,ввысокоекачествожизнинаселения,винновационнуюэкономику.
Главнаяпричинаэтоговкриминально-бюрократическомукладеэкономике,коррумпированностигосударстваинизкомкачествероссийскогочеловеческогокапитала,особенно,вчастиегорыночныхсоставляющих.
Современнаяэкономическаятеорияиположительныйопытразвитыхстранприменимыкстранамсрыночнойэкономикой,кстранам,вкоторыхвыполняютсязаконы,адолятеневойэкономикинепревышает5-20%.
ВэтойситуациифинансовыеруководителивкачествеспособасохранениястоимостинациональныхвалютныхрезервовизбралиихразмещениезарубежомвиностранныхценныхбумагахибанковскихдепозитахвдолларахСША,иенахифунтахстерлингах.ИтакимобразомрезервыРоссииработаливкачествеинвестицийнаэкономикидругихстран,аненаРоссию.
ВцеломПравительствуРФиБанкуРоссиинеудалосьсоздатьмеханизматрансформациидоходовотпродажнефтиигазавэффективныеинвестициивнутристраны,втомчислевсозданиеэффективныхпроизводств.Втожевремябазовымспособомсниженияинфляцииявляетсянасыщениерынкатоварами.Ижелательнотоварамироссийскогопроизводства.ИпокаэкономикаРоссиинебудетрастизасчетростапроизводительноститруда,выпускаконкурентоспособныхтоваров,диверсификацииэкономики,созданияэффективных,анепоказушныхочаговинновационнойэкономикипроблемасвысокойинфляциейсохранится.[11]