Анализ производства и реализации продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 13:36, курсовая работа

Описание работы

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы 4
2. Анализ качества продукции 11
3. Анализ ритмичности выпуска продукции 12
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции 13
Литература 18

Файлы: 1 файл

Анализ производства и реализации продукции 2.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

Таблица 7

Анализ  структуры продукции

Изделие Опт. цена за единицу продукции, руб. Объем производства продукции в натуральных  измерителях Товарная  продукция в ценах плана, тыс. руб. Изменение

ТП за счет структуры, тыс. руб.

 
 
План. Факт. План. Факт пересчи-танный на план. структуру Факт.  
1 2 3 4 5 6 7 8= 7-6  
А 500 57600 50400 28800 28900 25200 - 3700  
В 600 56000 55470 33600 33717 33282 -435  
С 700 27430 35650 19201 19267 24955 5688  
Итого:    141030 141520 81601 81884 83437 1553  

Если коэффициент перевыполнения плана равен 1,003474 (141520 : 141030), то фактический выпуск по изделию А, пересчитанный на плановую структуру, составит 28900 тыс. руб. (28800 : 1, 003474).

Как показывают данные табл.7, отклонение за счет изменения  структуры составило 1553 руб. Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,3474% по всем видам продукции и не нарушалась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 81884 тыс. руб., при фактической структуре он выше на 1553 тыс. руб.

При использовании  средних цен расчет производится по формуле

,

где Ц1, Ц0 - средняя оптовая цена группы изделий – фактическая и плановая соответственно, 
VВП1 – фактическое количество изделий в отчетном периоде, натуральные измерители.

2. Анализ качества  продукции

Качество  продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят: 
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; 
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; 
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; 
- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д. 

В процессе анализа  изучают динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины  их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.

Качество продукции  является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение  цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета  будут иметь вид

;


.

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; 
С0, С1 – себестоимость изделия до и после изменения качества; 
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; 
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем  качества продукции является брак.

Он делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака  ведет к росту себестоимости продукции и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа  изучают динамику брака по абсолютной сумме и по удельному весу в  общем объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Пример.

1. Себестоимость  забракованной продукции - 500 тыс.  руб. 
2. Расходы по исправлению брака - 80 тыс. руб. 
3. Стоимость брака по цене возможного использования - 150 тыс. руб. 
4. Сумма удержания с виновных лиц - 10 тыс. руб. 
5. Потери от брака (стр1 + стр2 – стр3 – стр4) = 420

Для определения  потерь продукции нужно знать  фактический уровень рентабельности.

Путь для нашего примера стоимость товарной продукции  в действительных ценах составляет 104300 т. руб., а ее себестоимость 94168 тыс. руб.

Тогда фактический уровень рентабельности:

(104300 - 84168)/ 84168 . 100 = 23,9%.

Потери товарной продукции: 420 . 1,239 = 520, 38 тыс. руб.

После этого  изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции  по местам их возникновения, центрам  ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами  снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень  технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих  и технического уровня оборудования, аритмичность производства.

3. Анализ ритмичности  выпуска продукции

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность  производства продукции влияет на все  экономические показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым  относят: 
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП1,0 : VВП0 ;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску ( ):

,

где n – число  суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и  несвоевременную отгрузку продукции и др.

В процессе анализа  необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Для этого используют: 
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; 
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа  разрабатывают мероприятия по устранению причин неритмичной работы.

4. Анализ выполнения  договорных обязательств и реализации продукции

Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение  объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа  выполнения плана по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости  и по отпускным ценам. Балансовое управление имеет вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

где РП - объем  реализованной продукции; 
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; 
ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП0 - ВПн) / ВП0

где ВП0 - плановый объем продукции для заключения договоров; 
 ВПн - недопоставка продукции по договорам.

Рис.1. Модель факторной системы объема реализации продукции

Анализ выполнения договорных обязательств ведется работниками  отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных  договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

 

Литература 

1.     Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000. 
2.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности под ред. В.И. Стражева. – Мн.: Выш. шк.,1999. 
3.     Абрютина М.С. Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебно-практическое пособие. – М.: «Дело и сервис», 1998. 
4.     Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - Н.: Учебник  Финансы и статистика, 1997. 
5.     Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998. 
6.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит в условиях рынка. – М.: Перспектива, 1992. 
7.     Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., 1995. 
8.     Кравченко Л.М. Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания: Учебно-практическое пособие. – Мн.: «Финансы, учет, аудит», 1998. 
9.     Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. – М.: Финансы и статистика, 1998. 
10.  Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996. 
11.  Любушин М.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 
12.  Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ: Учебное пособие. – Ростов н/Д.: Издательство Рост., ун-та, 1994. 
13.  Методика экономического анализа промышленного предприятия (объединения).     / Под ред. Бужинекого А.И., Шеремета А.Д. – М.: Финансы и статистика, 1998. 
14.  Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. –М.: Выш. шк. , 1997. 
15.  Палий В.Ф., Суздальцева Л.П. Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий. – М.: Машиностроение, 1989. 
16.  Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ деятельности фирмы. – М.: «Ось-89», 1998. 
17.  Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый и управленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999. 
18.  Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997. 
19.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. –Мн.: ИП «Экоперспектива», 1998. 
20.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. 
21.  Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебное пособие для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 
22.  Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.: Экономика,1974. 
23.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализ предприятия. – М.: Инфра –М, 1996. 
24.  Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999. 
25.  Экономико-математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы и статистика, 1982.
 

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции