Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям.
Цель работы конкретизируется в следующих задачах:
провести анализ текущего положения дел в агропромышленном комплексе России; определить основные проблемы развития; - определить цели и задачи государственной программы развития сельского хозяйства; - раскрыть содержание основных направлений реализации приоритетной государственной программы

Содержание работы

Введение 3
1.Основы агропромышленного комплекса РФ 5
1.1.Современный АПК – понятие, структура 5
1.2.Современное состояние АПК РФ накануне преобразований 8
2.Развитие АПК в рамках национальной программы 11
2.1.Цели и задачи программы 11
2.2.Основные направления реализации программы, инструменты поддержки 14
Заключение 29
Источники 32

Файлы: 1 файл

рег эк.docx

— 69.72 Кб (Скачать файл)

На пятилетний период в рамках Госпрограммы определены три главные цели:

  • обеспечить устойчивое развитие сельских территорий повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;.
  • сохранить и обеспечить воспроизводство земель сельскохозяйственного назначения и, прежде всего, продуктивной пашни.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие основные задачи (приоритетные направления):

  • создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий за счет диверсификации занятости сельского населения, восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села;
  • улучшить общие условия функционирования сельского хозяйства путем совершенствования земельного и налогового законодательства, активизации антимонопольной политики, формирования ассоциаций и союзов сельхозпроизводителей, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли, комплекса мер по поддержанию почвенного плодородия;
  • обеспечить ускоренное развитие приоритетных отраслей, и прежде всего животноводства, на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала, совершенствования механизмов регулирования агропродовольственных рынков;
  • повысить финансовую устойчивость сельского хозяйства за счет мер по финансовому оздоровлению сельхозпроизводителей, расширению их доступа к кредитным ресурсам, развития страхования сельскохозяйственной деятельности;
  • усовершенствовать механизмы внешнеэкономического регулирования, включая оперативное регулирование внешнеторговых операций с сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, создание стимулов для роста иностранных инвестиций в АПК, формирование гармонизированной с международными требованиями системы контроля качества и фитосанитарного контроля.

В результате реализации Государственной программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Госпрограмма, по-прежнему придерживаясь программно-целевого подхода в реализации, составной частью оставила федеральные и ведомственные целевые программы, показывая, что аграрная политика скоординирована на уровне регионов и федерального центра. Согласно параметрам Госпрограммы, объем финансирования АПК из федерального бюджета на пять лет составит чуть более 551 млрд руб. Приблизительно в таком же объеме предусмотрено софинансирование со стороны регионов. Таким образом, консолидированная поддержка сельского хозяйства за пять лет составит около 1,1 трлн руб. Свыше 50% этой суммы будет израсходовано на достижение финансовой устойчивости отрасли, около 20% – на устойчивое развитие сельских территорий, 1% – на регулирование рынка сельхозпродукции и продовольствия.

Планировалось, что за пять лет производство сельхозпродукции увеличится на 24%, частные инвестиции вырастут в 1,6 раза, а доходы населения сельских территорий повысятся более чем в 2 раза. На страхование урожая в рамках Госпрограммы запланировано 3,5 млрд руб., что снизит имеющиеся в сельхозпроизводстве риски. Кроме того, в программе предусмотрено 5,5 млрд руб. для обеспечения рисков, связанных с опережающим ростом цен на газ и электроэнергию. Кроме того, в Госпрограмму заложен комплекс мер по обновлению и модернизации основных фондов, снижению рисков в сельском хозяйстве: субсидирование страхования, финансовое оздоровление сельхозтоваропроизводителей, поддержание ценового паритета.

Предполагается, что темпы роста в сельском хозяйстве должны возрасти до 4% в год, а в животноводстве - до 5%. Это особенно важно, т.к. соответствует увеличению спроса на мясном и молочном рынках и направлено на реализацию задачи улучшения качества питания наших граждан. Оживление инвестиционного процесса позволит, в частности, увеличить темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники. Намерение увеличить вдвое располагаемые ресурсы домашних хозяйств в сельской местности положительно скажется на росте занятости и доходов сельского населения, решении социальных проблем. Важным направлением в Госпрограмме является привлечение бизнеса и частных инвестиций в сельское хозяйство. Это позволит модернизировать сельское хозяйство не только технологически, но и организационно, и сделать его конкурентоспособным.

В программе заложен комплексный подход к развитию сельского хозяйства, то есть поддержка всех направлений, в том числе внедрение новых технологий и страхование урожая. В итоге, программа направлена на повышение темпов роста и конкурентоспособности отрасли, создание ряд базовых предпосылок для устойчивого развития сельских территорий.

    1. Основные направления реализации программы, инструменты поддержки

В Программе закреплены на пять лет конкретные параметры финансовой поддержки отрасли, механизмы и индикаторы реализации мероприятий, в том числе меры таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, налоговой политики. Таким образом, была выработана целая новая стратегия развития сельского хозяйства в 2008-2012гг. Всего в программу входит пять разделов: устойчивое развитие сельских территорий, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, развитие приоритетных подотраслей, достижение финансовой устойчивости АПК и регулирование рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Хотелось бы поподробнее остановиться на первом направлении.

Устойчивое развитие сельских территорий.

Данное направление ориентировано на стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель. Значимость данного направления современной агропродовольственной политики подтверждается тем, что на его реализацию предусмотрено 20% общего объема финансирования государственной программы из федерального бюджета. На устойчивое развитие сельских территорий направлены все меры по поддержке сельского хозяйства и регулированию агропродовольственных рынков, содержащиеся в Программе. Необходимо осуществить систему мер государственной поддержки, предусматривающих:

  • комплекс мер по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
  • комплекс мер по улучшению условий жизни сельского населения на основе предоставления грантов;
  • комплекс мер по повышению занятости и доходов сельского населения на основе развития традиционных сельскохозяйственных и несельскохозяйственных видов деятельности.

В целом, эти меры направлены на улучшение качества социальной среды и условий жизни сельского населения за счет повышения доступности и качества предоставляемых услуг в области образования, здравоохранения, культуры, повышения уровня инженерного обустройства и обеспеченности жилищным фондом, развития транспортной и энергетической инфраструктуры в сельской местности.

За пять лет реализации Госпрограммы предполагается увеличить ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 году, довести обеспеченность качественной питьевой водой до 66% и повысить уровень газификации в сельской местности до 60%. (22)

Мероприятия по улучшению жилищных условий основной категории сельского населения осуществляются на основе развития системы ипотечного жилищного кредитования, с привлечением средств федерального бюджета для возмещения части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам. Молодым специалистам предоставляется возможность использования механизма ипотечного кредитования, предусмотренного в действующих Правилах. Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

  • приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
  • создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
  • приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

Мероприятия по обеспечению жильем молодых специалистов осуществляются до 2012 г. Объемы финансирования мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села за счет средств федерального бюджета.

Преодолению сложной социальной на селе ситуации должна способствовать система мер государственной поддержки, формирующая второе направление комплексного подхода к развитию сельских территорий - это улучшение социальной среды обитания и повышение качества жизни сельского населения. Преобладавший на протяжении нескольких предыдущих десятилетий остаточный принцип финансирования сельской социальной сферы, проводимый куре на ликвидацию «неперспективных» деревень привели к масштабному сокращению объектов социально-бытовой сферы, снижению территориальной доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торгово-бытовых услуг. За 17 лет число школ уменьшилось на 12 тыс. (25%), детских садов - на 21,5 тыс. (53%), участковых больниц - на 4,3 тыс., клубов - на 44 тыс. (30%)5. Для улучшения уровня и качества жизни сельского населения принята система предоставления грантов, направленная на сохранение и развитие местной социальной инфраструктуры, развитие физической культуры и спорта, молодёжного досуга, развитие народного творчества, художественной самодеятельности, обеспечение несельскохозяйственных видов занятости сельского населения. Получателями грантов могут выступить общественные организации сельских поселений, некоммерческие организации, осуществляющие свою деятельность на сельской территории; государственные и муниципальные учреждения, культурные центры и научно-исследовательские организации, органы территориального самоуправления; администрации муниципальных образований.

От каждого сельского населенного пункта в течение года в рамках Программы может быть поддержан только один проект. Размер средств федерального бюджета на реализацию поддержанного в рамках конкурса проекта определяется в зависимости от категории сельского населенного пункта по численности проживающего в нем населения.

Субъекты Федерации по-разному вовлечены в процесс реализации данного направления программы в силу различий в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности, системах приоритетов расходования средств региональных бюджетов и места среди них вопросов социального развития села. Наиболее активными участниками программных мероприятий выступают субъекты Приволжского федерального округа (Республики Башкортостан, Татарстан, Мордовия, Чувашия, Оренбургская, Саратовская, Ульяновская области). Программные мероприятия успешно реализуются также в регионах Южного (Республика Дагестан, Ставропольский край, Ростовская область) и Сибирского (Алтайский край, Омская, Новосибирская, Томская области) федеральных округов.6 Теперь главная задача состоит в эффективной реализации принятых решений на основе мониторинга происходящих изменений, оперативного реагирования на возникающие трудности и принятия адекватных мер по их устранению.

Существенным условием комплексного устойчивого развития сельских территорий является повышение уровня знаний и информации, доступных для сельского сообщества. В этих целях необходимо всемерно поддерживать и развивать региональные сельские консультационные службы и центры, способные, как показывает зарубежный и отечественный опыт, обеспечить оптимальную организацию деятельности муниципальных образований с целью устойчивого развития всей охватываемой их деятельностью территории. Стратегические цели работы таких центров могут выражаться в содействии развитию малого и среднего сельского бизнеса, разработке и реализации стратегического плана развития муниципального образования, поддержке инициатив и оказанию информационно-консультационной помощи субъектам предпринимательства и гражданам. Реализация мероприятий по укреплению экономики аграрного сектора и устойчивому развитию сельских территорий способствовала улучшению материального положения сельских домохозяйств, повышению их обеспеченности жильем и уровня инженерного оборудования жилищного фонда, частичной компенсации сокращения сети социальных объектов, сохранению и созданию новых рабочих мест в сельской местности, привлечению и закреплению в сельском хозяйстве и социальной сфере села молодых специалистов. Однако, сложившиеся темпы социального развития села не достаточны для кардинальных изменений в условиях жизнедеятельности и перелома в демографической ситуации в сельской местности и обеспечении аграрного сектора квалифицированными кадрами. Показатели численности объектов социальной инфраструктуры села продолжают сокращаться, сельский жилищный фонд остается преимущественно неблагоустроенным, растет доля жилья с высоким процентом износа, ветхих и аварийных жилых зданий.

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему количеству рисков, чем промышленность или сфера услуг, что сказывается на уровне инвестиционной привлекательности - уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство накануне преобразований оставался крайне низким. Для изменения ситуации по снижению темпов роста сельскохозяйственного производства требовалось активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности в программе были продуманы меры по созданию необходимых условий эффективного функционирования сельского хозяйства:

    • Меры по поддержанию почвенного плодородия

Главная цель - создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Комплекс мер реализуется в рамках федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Средства федерального бюджета, направляемые в рамках Государственной программы на реконструкцию межрегиональных и межхозяйственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, используются на техническое перевооружение объектов федеральной собственности. Вместе с тем, внутрихозяйственные системы, находящиеся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, в связи с недостатком собственных финансовых средств реконструируются медленными темпами, поливная техника обновляется крайне медленно, технический износ сооружений и оборудования превышает 80%.

Информация о работе Анализ реализации государственной программы развития агропромышленного комплекса России по основным ее направлениям