Анализ рынка высоких технологий США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Развитие высокотехнологичного сектора экономики становится определяющим фактором экономического роста, ведь переход экономики на производство высокотехнологичной продукции сопровождается кардинальным снижением уровня материалоемкости и энергоемкости производства, ростом производительности труда и повышением конкурентоспособности экономики страны.
Мировой рынок высокотехнологичной продукции и услуг представлен совокупностью продукции и услуг, производство и предоставление которых неразрывно связано с большими объемами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

Файлы: 1 файл

Теория.docx

— 146.83 Кб (Скачать файл)

Государственная поддержка

 

Роль правительства США  отныне сконцентрирована на поддержке  перспективных гражданских технологий будущих поколений, несущих в  себе будущее научно-технического потенциала страны в XXI веке. Это приоритетное направление  государственной научно-технологической  политики наравне с крупными военно-техническими программами.

Соединенные Штаты Америки  вступили в третье тысячелетие на пике своего могущества. В основе этого лежат:

  • стабильность и устойчивость американской политической системы;
  • эффективный механизм экономического роста и научно-технического прогресса и широко развитая система социального обеспечения;
  • сбалансированная военная мощь;
  • господствующее положение в системе международных институтов.

В документах Белого дома, Конгресса, Совета по конкурентоспособности США  были намечены направления государственной  научно-технологической политики США  для повышения конкурентоспособности  американской экономики, науки и  технологий на мировом рынке на рубеже XXI века. Эта политика охватывает следующие  направления:

1. Федеральное правительство  должно осуществлять долгосрочную  политику стимулирования гражданских  НИОКР в передовых областях  науки и технологий.

Обязанность государства  не должна заключаться только в укреплении обороноспособности нации и защите общественного здоровья. Федеральные  инвестиции в НИОКР должны рассматриваться  не как простая передача средств  частному сектору или же оплата государственного заказа на товары и услуги, а как  инвестиции, имеющие серьезные экономические  и социальные последствия. В то же время другим основным назначением  государственной научно-технологической  политики США должно быть стимулирование исследований, требующихся для сохранения страной экономически конкурентоспособных позиций в областях исследований, связанных с критическими технологиями, которые частный сектор не в силах проводить своими силами. При этом государство, промышленность и академические организации должны совместно определять указанные критические технологии.

2. Федеральное правительство  должно создавать благоприятный  предпринимательский климат для  осуществления НИОКР.

США обладают одним из самых  высоких в мире уровней предпринимательской  активности. По оценкам американских экономистов более 70% экономического роста страны определяется предпринимательской  деятельностью. В 2000 г. в сфере малого бизнеса было создано 64% или 1,6 млн. из 2,5 млн. новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособные преимущества страны в области передовых технологий в условиях усиления глобальной конкуренции.

3. Федеральные исследования должны ориентироваться на удовлетворение потребностей экономики и соответствовать возможностям бюджета.

В качестве общих направлений  государственной политики по поддержке  предпринимательства в инновационной  сфере Национальная ассоциация губернаторов США выделяет следующие:

  • обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,
  • оказание технического содействия,
  • совершенствование регулирования в области ценных бумаг,
  • упрощение процедур регистрации и лицензирования,
  • реформирование схем регулирования предпринимательства,
  • создание интеллектуального капитала в университетах штатов,
  • формирование промышленных кластеров,
  • создание благоприятной налоговой среды,
  • совершенствование системы обучения предпринимателей,
  • информационное обеспечение предпринимателей,
  • обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

Данные направления в  целом отражают базовые условия  приобретения и удержания инновационных  и технологических преимуществ.

4. Федеральное правительство должно продолжать оказывать поддержку университетам Америки и совершенствованию школьного и вузовского образования.

5. Государство должно активизировать формирование и деятельность исследовательских партнерств для расширения промышленных инноваций.

Федеральное правительство  должно поощрять кооперацию в проведении НИОКР в различных формах —  государство-промышленность, государство-университеты или государство-промышленность-университеты. В частности, государство может увеличить свой вклад через: участие в партнерствах, например в передаче технологий федеральными лабораториями, межведомственном партнерстве по созданию нового поколения транспортных средств и в Программе передовых технологий Министерства торговли США. Государство должно использовать опыт участия в научно-технологических партнерствах для реализации новых форм организации инновационного процесса; улучшение доступа промышленности и университетов к результатам НИОКР, финансируемых из средств государственного бюджета.

 

Участие в международных  программах по развитию высокотехнологического производства

 

Наряду с государственной  поддержкой, США  активно принимает  участие в международных программах по развитию высокотехнологического производства, обменом знаниями, опытом, трансфера технологий. Одними из таких организаций являются: Международный банк реконструкции и развития, Международная ассоциация развития.

Международный банк реконструкции и развития. Идея создания МБРР (International Bank for Reconstruction and Development – IBRD) начала реализовываться в июле 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в г.Бреттон-Вудс (США). МБРР начал работу 25 июня 1946 г. Штаб-квартира – г. Вашингтон, округ Колумбия, США. Президент Всемирного банка и МБРР – Джеймс Вульфенсон (James D.Wolfensohn, США). МБРР имеет статус специализированного учреждения ООН.

Цели: оказание помощи в реконструкции  и развитии территорий членов Банка; стимулирование развития производственных предприятий и ресурсов в менее  развитых странах; оказание содействия частным иноинвестициям; содействие перспективному сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платежных балансов; организация займов или их гарантий, предоставляемых в связи с международными займами через другие каналы; осуществление операций с должным учетом воздействия международных инвестиций на условия деловой активности, существующие на территориях его членов.

Страны, подающие заявку на вступление в члены МБРР, должны сначала быть принятыми в родственную  организацию МБРР -Международный валютный фонд (МВФ).

Уставной капитал Банка  составляет около 191 млрд.долл. Он делится на 1,5 млн. акций, предоставляемых только по подписке. Минимальное число акций, на которое подписываются члены, определяется Банком. Он же определяет условия, на которых члены могут подписаться на акции акционерного капитала в добавление к своим минимальным подпискам.

Всемирный банк получает свой капитал от входящих в него стран-членов, каждая из которых вносит долю пропорционально  своей экономической значимости. Соединенные Штаты внесли приблизительно 35% первоначального капитала, составляющего 9 100 млн. дол. США. Члены Всемирного банка надеются на то, что получающие ссуды страны будут полностью погашать их, а также на то, что со временем они станут полноправными торговыми партнерами. 

На раннем этапе своей  деятельности Всемирный банк часто  ассоциировался с осуществлением больших  проектов, таких как, например, строительство  плотин. Однако в восьмидесятых и девяностых годах прошлого столетия он стал шире подходить к поощрению экономического развития, направляя все большую часть своих средств на осуществление проектов, связанных с образованием и профессиональной подготовкой и преследующих цель накопления «человеческого капитала», а также на претворение в жизнь усилий стран по созданию институтов, которые поддерживали бы рыночную экономику. 

Международная ассоциация развития. MAP создана в 1960 г. как юридически самостоятельная финансовая организация в составе ВБ для оказания многосторонней финансовой помощи наименее развитым странам мира. Штаб-квартира – г. Вашингтон. Президент – Джеймс Вулфенсон (как президент группы ВБ). В отличие от займов МБРР, предоставляемых на условиях, близких к рыночным, кредиты MAP имеют более льготный характер: они предоставляются на 35-40 лет, беспроцентно, с отсрочкой выплаты основного долга на 10 лет. Критерием получения кредита MAP является уровень ВВП в стране на душу населения ниже определенного, периодически уточняемого показателя. 78 стран, в том числе 4 бывшие союзные республики – Армения, Азербайджан, Грузия и Киргизия, – имеют право на получение льготных кредитов по линии MAP. 

MAP формирует уставный  капитал из первоначальных взносов  стран-членов, размер которых определяется  суммой подписного капитала страны  в МБРР, обязательных последующих  взносов стран-доноров (периодические  пополнения), а также добровольных  взносов. 

МАР ориентируется на финансирование конкретных программ в различных  отраслях экономики развивающихся  стран. Из общего объема кредитов в  размере 5,66 млрд.долл. 1494 млн.долл. были направлены в проекты в области сельского хозяйства, 816 млн.долл. – в образование, 711 млн.долл. – на цели, связанные с охраной здоровья. Кроме того, кредиты MAP направляются на строительство и реконструкцию предприятий энергетики, развитие транспортного парка и дорожное строительство, подготовку управленческих кадров. Средства MAP по регионам распределяются: Африка – 39%, Юж. Азия – 25%, Вост. Азия – 19,4%, Европа и Центр. Азия – 9,5%, Лат. Америка и Карибский бассейн – 6,2%, Бл. Восток и Сев. Африка – 0,9%.

 

Перспективы развития высокотехнологического производства

 

На протяжении XX в. развитие высоких  технологий прошло три основных этапа. На первом этапе (40-60-е годы) цель научно-технической революции состояла в создании систем вооружения, обеспечении военно-технического превосходства, что связано с периодом Второй Мировой войны и международными конфликтами.

На втором этапе (70-90-е годы) эта цель была дополнена качественно новой задачей - обеспечение стабильных темпов экономического роста, повышение глобальной конкурентоспособности ключевых отраслей. На этом этапе вклад научно-технического прогресса в экономический рост становится решающим, он превосходит вклад капитала, земли и трудовых затрат.

В настоящее время в индустриально  развитых странах развитие высоких  технологий перешло к третьему этапу, который характеризуется тем, что  развитые страны приступили к решению  комплекса новых, преимущественно  социально-экономических задач, которые  потребовали смещения приоритетов  научно-технической политики в сторону  информационных услуг, медицины, экологии и других аспектов устойчивого роста  и повышения качества жизни. Очевидно, что эти задачи останутся актуальными  на протяжении большей части XXI в. В прогнозируемом периоде продолжится тенденция к увеличению расходов на НИОКР, а также произойдет повышение показателя наукоемкости ВВП. В США и Японии его уровень составит 3%. 

Рис. 1. Доля расходов на НИОКР в ВВП, %

В ближайшей перспективе  США останутся лидером научно-технического развития. Ускоренное наращивание научного потенциала в Японии привело лишь к незначительному снижению доли США. Кроме того, Японии, несмотря на успехи в организации экономически эффективного производства и экспорта электроники, пока не удалось стать бесспорным лидером какого-либо принципиально важного нового направления. В последние годы лидерство США укрепилось в распространении и использовании интернет-технологий. Также американские производители сохранили лидерство по наукоемкости (затраты на НИОКР к стоимости отраслевых продаж) фармацевтических товаров, вычислительной техники и коммуникационного оборудования, но уже уступают Японии по наукоемкости приборостроения.

Комплексный прогноз научно-технического развития выделяет следующие основные инновационные контуры (инновационные  контуры - это наиболее крупные, объединенные функционально, области создания и экономического освоения новых технологий, имеющие высокую социально-экономическую значимость, обладающие высоким потенциалом саморазвития и способствующие интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. В силу невозможности точного количественного выделения и описания этих областей, динамичной изменчивости их границ они определяются именно как контуры, а не отрасли или комплексы) начала XXI в.:

  • информационные и телекоммуникационные технологии;
  • медицина и здравоохранение;
  • защита окружающей среды

Именно эти направления  разработки и реализации новейших технологий получили самые высокие рейтинги в оценках глубины воздействия  на все сферы человеческой деятельности, именно они опираются на высокий  уровень потребительского спроса и  государственной поддержки, а также  обеспечены в настоящее время  большим количеством прикладных и фундаментальных исследований.

В большинстве прогнозов  в центре внимания остается информатика  как технология, действительно сформировавшая глобальный инновационный контур.

Здравоохранение - это очень  наукоемкий сегмент современной  экономики, опирающийся на ряд специализированных отраслей материального производства, научную и образовательную инфраструктуру, финансово поддерживаемый государством, частным сектором и населением. В  США исследования в области здравоохранения, 30 лет назад не относившиеся к  приоритетам государственной научной  политики, сегодня опережают по размерам общего научного бюджета космос, а  по фундаментальным исследованиям - и космос и оборону. Тенденции  быстрого роста фундаментальных  и прикладных научных исследований, разработок, ориентированных на решение  самых разнообразных проблем  охраны здоровья, в прогнозном периоде  усилятся во всех развитых странах.

Информация о работе Анализ рынка высоких технологий США