Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 17:51, курсовая работа
Цель работы – комплексное исследование современного состояния банковской системы России на текущий момент и выявление тенденций её развития.
Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
– определить сущность и исследовать структуру банковской системы Российской Федерации;
– проанализировать цели, функции и операции Банка России;
– изучить историю развития банковской системы России;
– проанализировать тенденции развития банковского сектора в региона; [5,стр.22]
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………2
Основные формирования банковской системы России………...5
1.1 История развития банковской системы в России……….........5
Банк России: цели, функции и операции…………………...…..7
Анализ тенденций развития банковской системы России....….20
2.1 Сущность и структура банковской системы РФ ……………...20
2.2. Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах……………………………………………………………...26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...30
Список литературы………………………………………………….32
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Рис. 1.1. Структура банковской системы России
Следует различать общие и специальные источники банковского законодательства.
К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ. Так, Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк.
Согласно п. 1 ст. 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается.
Специальное банковское законодательство включает:
– Закон о Банке России;
– Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395–1 «О банках и банковской деятельности»;
– Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ «О несостоятельности кредитных организаций» ;
– Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законодательные акты, в которых имеются нормы банковского права.
К банковскому законодательству относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России в форме указаний, положений и инструкций. Акты Банка России не являются ведомственными. Они носят обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в Вестнике Банка России. Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.
2.2 Анализ тенденций развития банковского сектора в регионах
Региональное развитие банковской системы происходит довольно неравномерно. Борьба за ресурсы и клиентов идет в небольшом числе узловых городов и областей. Вся остальная страна обходится минимальным набором простейших, в основном расчетных, банковских услуг. Если не учитывать оплату услуг ЖКХ, то окажется, что большинство россиян вообще не пользуются банковскими услугами. Банковские вклады имеет только 25% россиян, кредитами пользовались немногим более трети населения. Отчасти это следствие физической недоступности банковских услуг, отчасти – недостатка информации об услугах или общего недоверия к финансовой системе.
По состоянию на 1 января 2011 года действовало 3 475 филиалов кредитных организаций, из них 808 филиалов Сбербанка. Если в экономически развитых регионах и крупнейших городах банковские услуги доступны, то во многих менее успешных регионах количество филиалов и головных офисов банков очень мало. В России по сравнению с США число банков меньше в 8 раз, а количество филиалов почти в 25 раз. Соотношение количества банков на 100 тыс. человек в России в 1,5 раза меньше, чем в странах ЕС. В России на 100 тыс. жителей приходится 2 банковских филиала, в то же время в ЕС данный уровень достигает 46 .
Банковская система всех регионов страны представлена тремя составляющими: самостоятельные банки региона, филиалы иногородних банков, преимущественно московских, и Сбербанк. Несмотря на проводившуюся в последние годы реструктуризацию филиальной сети, Сбербанк по-прежнему сохраняет отделения в отдаленных регионах, в том числе и там, где по тем или иным причинам нет других банков. Другие государственные банки также можно рассматривать как важных провайдеров банковских услуг. Россельхозбанк и ВТБ24 также вносят свой вклад в повышение доступности банковских услуг, реализуя программы кредитования сельхозпредприятий и малого бизнеса. В целом на банки с государственным участием приходится около половины рынка розничных банковских услуг.
Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами выравнивается, но разрыв между Москвой и остальными регионами остается очень большим. Даже без учета активов региональных филиалов московских банков, почти две трети банковских активов России приходится на Москву. На региональные филиалы столичных банков приходится еще 8% общероссийских банковских активов. 17% активов сконцентрировано в территориальных подразделениях Сбербанка. И лишь 13% совокупных активов приходится на местные банки в регионах, при этом доля малых и средних региональных банков в активах – лишь 4%. [2,с.39]
Концентрация финансовых потоков в столичном регионе существенно превышает общеэкономическую и демографическую: Москва и область располагают 12% населения страны и производят 27% ее ВВП. Отчасти столь высокая доля обусловлена спецификой обслуживания расчетных и кредитных операций юридических лиц: для обслуживания юридических лиц, тем более крупных, наличие обширной региональной сети необязательно. Многие крупные региональные компании обслуживаются в московских банках, в т. ч. с использованием технологий удаленного доступа. Это связано с тем, что, начиная с определенного масштаба спрос на банковские услуги со стороны крупных региональных компаний и региональных подразделений компаний федерального уровня предъявляется уже не местным, а федеральным и / или зарубежным финансовым институтам. В розничном секторе позиции московского региона существенно слабее: на рынке вкладов физических лиц доля столицы – 40%, а на рынке потребительских кредитов – 21%.
Таблица 1
Уровень обеспеченности регионов банковскими услугами
Сводный индекс обеспеченности банковскими услугами |
ВРП в 2009 г., млрд. руб. | ||
2009–01–01 |
2010–01–01 |
||
Центральный ФО без г. Москвы |
0.81 |
0.79 |
3318 |
г. Москва |
2.11 |
1.92 |
6315 |
Северо-Западный ФО |
0.99 |
1.02 |
2661 |
Южный ФО |
0.73 |
0.74 |
1997 |
Приволжский ФО |
0.75 |
0.77 |
4319 |
Уральский ФО |
0.59 |
0.6 |
4630 |
Сибирский ФО |
0.69 |
0.73 |
2394 |
Дальневосточный ФО |
0.71 |
0.71 |
1204 |
Десятки российских областей практически лишены полноценной региональной банковской системы с несколькими конкурирующими между собой самостоятельными местными банками, с растущим числом филиалов банков федерального либо межрегионального уровня, с заметным вкладом банковской системы в местную экономику и кругооборот доходов предприятий и граждан.
Исследование аналитического центра «Эксперт-Урал» позволило выделить 11 регионов с полнокровной, динамичной, конкурентной банковской средой, характеризующейся наличием большого числа независимых местных банковских брендов и сильного местного лидера либо группы лидеров: три на Урале, четыре в Поволжье, два на Юге и по одной в Сибири и на Дальнем Востоке. Это регионы, где активы региональной банковской системы превышают 100 млрд. рублей, активы крупнейшего самостоятельного регионального банка более 10 млрд. рублей, количество местных банков – свыше 10, а их доля в региональных активах – свыше 30%. Девять из этих регионов – из верхушки списка крупнейших региональных банковских систем по размеру совокупных активов, еще два – в конце второй и начале третьей десяток.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют положение в банковском секторе России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.
Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.
Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.
Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы надежды его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и клиентов.
Список литературы
Информация о работе Анализ тенденций развития банковской системы России