Анализ уровня монетизации экономики и скорости денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники, включающие в себя литературу по представленной теме;
В содержании первой главы рассмотреть общие сведения o понятии денег, денежного оборота и денежного обращения, выявить сущность регулирования денежного обращения;
Во второй главе, установить влияние скорости денежного обращения на экономический рост;
Проследить за динамикой уровня монетизации в развитых и постсоциалистических странах;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Деньги: понятие и моделирование оборота…………………….стр.5
1.1. Деньги и денежное обращение……………………………………..стр.5
1.2. Моделирование оборота………………………………….…………стр.7
1.3. Регулирование денежного обращения…………………………….стр.10
Глава 2. Скорость обращения денег и монетизация экономики………..стр.14
2.1. Влияние скорости обращения денег на экономический рост……...стр.14
2.2. Динамика уровня монетизации………………………………………стр.16
2.3. Государственное регулирование экономики………………………..стр.22
Заключение………………………………………………………………...стр.28
Список литературы………………………………………………………..
Приложение 1
Приложение 2

Файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика (2).doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

В странах Центральной  и Восточной  Европы и бывших прибалтийских  республиках  уровень монетизации  находится в пределах 40-60%, из общего контекста выбивается лишь Чехия, которая по данному показателю достигла стандартов стран с развитой рыночной экономикой. Наконец, в бывших союзных республиках, исключая Прибалтику, уровень монетизации не достигает и 30%, в большинстве этих стран он ниже 20%, исключением является Украина, которая примыкает к нижней границе предыдущей группы стран (Приложение 2). Список замыкает Таджикистан, где, по официальным данным национальной статистики, отношение агрегата М2 к ВВП в 2006г. не доходило до 4%, а по данным МВФ, в 2003г. составляло 7%, что тоже очень мало. Наконец, монетарная статистика по Туркменистану вовсе отсутствует.

Показатель  монетизации  российской экономики (М2/ВВП) за период с 1991 до 1996г. упал с 0,714 до 0,1318, после чего рос вплоть до 1998г. (когда его значение составило 0,1686). После кризиса 1998 года он возобновил падение, достигнув в 2000г. наименьшего значения 0,128. В 2001 – 2006гг. наблюдалось плавное повышение уровня монетизации, к 2006г. его значение выросло до 0,28, увеличившись за стабилизационный период в 2,2 раза. Сопоставление его с данными приложения 2 позволяет утверждать, что в нашей стране в настоящее время обеспеченность экономики деньгами выше, чем большинстве бывших союзных республик (исключая Прибалтику).

 

Уровень монетизации экономики России

 

    Другая  явная  закономерность – рост уровня  монетизации практически во всех  странах, где достигнута макроэкономическая  стабилизация. Он может быть объяснен  увеличением капитализации экономики,  ростом сделок с финансовыми активами, усложнением организационной структуры финансовых рынков, в конечном счете, повышением спроса на деньги для финансовых сделок.

Обе закономерности, так  или иначе, нашли  свое отражение  в динамики уровня монетизации экономики  в странах, осуществлявших трансформацию к рынку, в том числе в России.

Прежде  всего, нужно  рассмотреть связь  динамики уровня монетизации экономики  с темпами  инфляции и темпами  экономического роста в бывших социалистических странах. Проверке подвергается гипотеза о том, что подавление инфляции, снижение ее темпов, в конечном счете, приводит к увеличению уровня монетизации экономики, экономический рост также положительно взаимодействует с показателем монетизации.

Такой анализ уже приводился ранее, и он в целом приводил к позитивным результатам. Так, в начальный период рыночных трансформаций, 1990 – 1997гг., увеличение темпов экономического роста (в том числе снижение абсолютного значения отрицательного роста) для большинства стран Восточной Европы положительно взаимодействовало с увеличением показателя насыщенности экономики деньгами (М2/ВВП). Коэффициент корреляции монетизации  и экономического роста во многих странах находился в пределах 0,7 – 0,9. одновременное снижение темпов инфляции также сопровождалось увеличением монетизации экономики. Корреляция инфляции и монетизации в разных странах составляла от – 38% до – 83%. Исключениями в обоих случаях были Албания, Венгрия и Латвия. Наконец, абсолютно для всех стран Восточной Европы наблюдалась существенная отрицательная корреляция инфляции и экономического роста: в пределах от – 55% до – 93%15. Еще более впечатляющая обратная связь монетизации и инфляции была найдена для российской экономики в стабилизационный период: коэффициент корреляции этих показателей составлял – 0,983 в 2000 – 2005гг.16. Уточненный расчет показывает, что в России в 1999 – 2006гг. отрицательная связь двух макропараметров составляла 77,7%, что тоже существенно.

 

 

 

 

 

Вычисление  корреляции показателей

Страна

Коэффициент корреляции показателей

Уровень монетизации –  инфляция (Хj)

Уровень монетизации - экономический  рост (Yj)

Азербайджан

0,27

0,62

Беларусь

-0,70

0,32

Грузия

-0,53

-0,06

Казахстан

-0,56

0,05

Киргизия

0,61

0,39

Латвия

0,63

-0,50

Литва

0,58

0,28

Молдова

-0,49

0,35

Таджикистан

0,48

0,71

Узбекистан

0,26

-0,24

Украина

0,05

-0,37

Эстония

-0,69

0,05

Болгария

-0,31

0,36

Босния  и Герцеговина

-0,65

-0,63

Венгрия

-0,83

-0,85

Польша

-0,88

-0,73

Румыния

-0,28

0,39

Сербия  и Черногория

-0,31

0,09

Словакия

0,34

-0,54

Словения

-0,81

-0,66

Чехия

0,67

-0,72

Хорватия

-0,85

0,72

Количество  удовлетворительных показателей корреляции:

10

7


Таким образом, определение  макроэкономических эффектов роста  денежной массы, выявление инструментов, позволяющих управлять денежными  потоками, их эффективности, а также разработка научно обоснованной модели макроэкономического спроса на деньги являются важными задачами при нахождении целесообразного уровня монетизации экономики и, в конечном счете, способствуют проведению успешной монетарной политики государства.

 

            2.3 Государственное регулирование экономики

 

    В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству.  Государство на протяжении всей  истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких  пропорциях должно сочетаться государственное  и рыночное регулирование, каковы границы  и направления государственного вмешательства, существует широкий  спектр мнений и подходов – от полного  государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.

Вне зависимости от господствующих экономических  доктрин никто  не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

К функциям, выполняемым  государством относятся, прежде всего, следующие:

Создание  и регулирование  правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.

Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.

Макроэкономическая  стабилизация. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

Равновесие в экономической  системе, которое устанавливается  на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем  безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.

Размещение  ресурсов. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.

Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.

 

  Деятельность  государства, как  субъекта  имущественных  отношений.

Традиционным  объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.

Источником  формирования государственной собственности  выступают национализация и собственно государственное предпринимательство, т.е. строительство предприятий за счет казенных средств. Предприятия эти остаются субъектами рыночных отношений, т.е. работают в основном на коммерческих началах.

 

   2.4 Кредитно-денежная политика государства

 

    Большинство  современных экономистов рассматривают  монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.

Высшая  конечная цель монетарной политики заключается  в  обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального  объема ВНП.

 Эта цель достигается  с помощью мероприятий  в  рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.

Спрос на деньги формируется  из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и  как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).

В мировой экономической  практике используются следующие инструменты  регулирования денежной массы в  обращении:

 

    • операции на открытом рынке, т.е. на вторичном рынке казначейских ценных бумаг;
    • политика учетной ставки, т.е. регулирования процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
    • изменение норматива обязательных резервов.

В настоящее время  в мировой  экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции  на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных  банков и других финансово-кредитных  учреждений. Суть их заключается в  том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Информация о работе Анализ уровня монетизации экономики и скорости денежного обращения