Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 07:39, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи:
Проанализировать теоретические источники, включающие в себя литературу по представленной теме;
В содержании первой главы рассмотреть общие сведения o понятии денег, денежного оборота и денежного обращения, выявить сущность регулирования денежного обращения;
Во второй главе, установить влияние скорости денежного обращения на экономический рост;
Проследить за динамикой уровня монетизации в развитых и постсоциалистических странах;
Введение…………………………………………………………………….стр.3
Глава 1. Деньги: понятие и моделирование оборота…………………….стр.5
1.1. Деньги и денежное обращение……………………………………..стр.5
1.2. Моделирование оборота………………………………….…………стр.7
1.3. Регулирование денежного обращения…………………………….стр.10
Глава 2. Скорость обращения денег и монетизация экономики………..стр.14
2.1. Влияние скорости обращения денег на экономический рост……...стр.14
2.2. Динамика уровня монетизации………………………………………стр.16
2.3. Государственное регулирование экономики………………………..стр.22
Заключение………………………………………………………………...стр.28
Список литературы………………………………………………………..
Приложение 1
Приложение 2
В странах Центральной и Восточной Европы и бывших прибалтийских республиках уровень монетизации находится в пределах 40-60%, из общего контекста выбивается лишь Чехия, которая по данному показателю достигла стандартов стран с развитой рыночной экономикой. Наконец, в бывших союзных республиках, исключая Прибалтику, уровень монетизации не достигает и 30%, в большинстве этих стран он ниже 20%, исключением является Украина, которая примыкает к нижней границе предыдущей группы стран (Приложение 2). Список замыкает Таджикистан, где, по официальным данным национальной статистики, отношение агрегата М2 к ВВП в 2006г. не доходило до 4%, а по данным МВФ, в 2003г. составляло 7%, что тоже очень мало. Наконец, монетарная статистика по Туркменистану вовсе отсутствует.
Показатель монетизации российской экономики (М2/ВВП) за период с 1991 до 1996г. упал с 0,714 до 0,1318, после чего рос вплоть до 1998г. (когда его значение составило 0,1686). После кризиса 1998 года он возобновил падение, достигнув в 2000г. наименьшего значения 0,128. В 2001 – 2006гг. наблюдалось плавное повышение уровня монетизации, к 2006г. его значение выросло до 0,28, увеличившись за стабилизационный период в 2,2 раза. Сопоставление его с данными приложения 2 позволяет утверждать, что в нашей стране в настоящее время обеспеченность экономики деньгами выше, чем большинстве бывших союзных республик (исключая Прибалтику).
Уровень монетизации экономики России
Другая явная
закономерность – рост уровня
монетизации практически во
Обе закономерности, так или иначе, нашли свое отражение в динамики уровня монетизации экономики в странах, осуществлявших трансформацию к рынку, в том числе в России.
Прежде всего, нужно рассмотреть связь динамики уровня монетизации экономики с темпами инфляции и темпами экономического роста в бывших социалистических странах. Проверке подвергается гипотеза о том, что подавление инфляции, снижение ее темпов, в конечном счете, приводит к увеличению уровня монетизации экономики, экономический рост также положительно взаимодействует с показателем монетизации.
Такой анализ уже приводился ранее, и он в целом приводил к позитивным результатам. Так, в начальный период рыночных трансформаций, 1990 – 1997гг., увеличение темпов экономического роста (в том числе снижение абсолютного значения отрицательного роста) для большинства стран Восточной Европы положительно взаимодействовало с увеличением показателя насыщенности экономики деньгами (М2/ВВП). Коэффициент корреляции монетизации и экономического роста во многих странах находился в пределах 0,7 – 0,9. одновременное снижение темпов инфляции также сопровождалось увеличением монетизации экономики. Корреляция инфляции и монетизации в разных странах составляла от – 38% до – 83%. Исключениями в обоих случаях были Албания, Венгрия и Латвия. Наконец, абсолютно для всех стран Восточной Европы наблюдалась существенная отрицательная корреляция инфляции и экономического роста: в пределах от – 55% до – 93%15. Еще более впечатляющая обратная связь монетизации и инфляции была найдена для российской экономики в стабилизационный период: коэффициент корреляции этих показателей составлял – 0,983 в 2000 – 2005гг.16. Уточненный расчет показывает, что в России в 1999 – 2006гг. отрицательная связь двух макропараметров составляла 77,7%, что тоже существенно.
Вычисление корреляции показателей
Страна |
Коэффициент корреляции показателей | |
Уровень монетизации – инфляция (Хj) |
Уровень монетизации - экономический рост (Yj) | |
Азербайджан |
0,27 |
0,62 |
Беларусь |
-0,70 |
0,32 |
Грузия |
-0,53 |
-0,06 |
Казахстан |
-0,56 |
0,05 |
Киргизия |
0,61 |
0,39 |
Латвия |
0,63 |
-0,50 |
Литва |
0,58 |
0,28 |
Молдова |
-0,49 |
0,35 |
Таджикистан |
0,48 |
0,71 |
Узбекистан |
0,26 |
-0,24 |
Украина |
0,05 |
-0,37 |
Эстония |
-0,69 |
0,05 |
Болгария |
-0,31 |
0,36 |
Босния и Герцеговина |
-0,65 |
-0,63 |
Венгрия |
-0,83 |
-0,85 |
Польша |
-0,88 |
-0,73 |
Румыния |
-0,28 |
0,39 |
Сербия и Черногория |
-0,31 |
0,09 |
Словакия |
0,34 |
-0,54 |
Словения |
-0,81 |
-0,66 |
Чехия |
0,67 |
-0,72 |
Хорватия |
-0,85 |
0,72 |
Количество удовлетворительных показателей корреляции: |
10 |
7 |
Таким образом, определение
макроэкономических эффектов роста
денежной массы, выявление инструментов,
позволяющих управлять
2.3 Государственное регулирование экономики
В обеспечении
нормального функционирования
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов – от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет важное значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
К функциям, выполняемым государством относятся, прежде всего, следующие:
Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики. Прежде всего, на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением. Создание законодательной базы – это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты – производители, потребители и само государство. В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Антимонопольное регулирование. Для предотвращения последствий, связанных с несовершенством конкуренции, государство, на основе антимонопольного законодательства, использует меры государственного регулирования, устанавливая контроль над ценами, прибегая к разделению больших фирм, препятствуя их слиянию. Оно может изымать в судебном порядке незаконно полученную прибыль и т.д. Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления: контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашение по ценам. Незаконным является сговор между фирмами в целях установления цен. Законом преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Макроэкономическая стабилизация. Другое не менее важное направление деятельности государства в условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической системе, которое устанавливается на основе рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов.
Размещение ресурсов. Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качестве инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Перераспределение доходов. Не менее важной является и функция, связанная с перераспределением доходов. Распределение, которое обеспечивает конкурентный механизм, приводит к социальному расслоению и бедности в силу обстоятельств, находящихся вне контроля человека, неподвластных ему. Общество берет на себя заботу о неимущих гражданах через налоговое перераспределение доходов, принятие программ социальной защиты. Например, выплаты по социальному страхованию, медицинской помощи, пособий по безработице и т.д. Государством финансируются программы, обеспечивающие возможность получения образования вне зависимости от доходов семьи, субсидий на поддержание цен на ряд сельскохозяйственных продуктов и т.д.
Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
Традиционным объектом государственной собственности является национальное достояние, не являющееся объектом купли-продажи и не приносящее прибыли (парки, леса и т.д.). Но в руках государства часто находятся и жизненно важные отрасли инфраструктуры: транспорт, связь, энергетика, часть военной промышленности. В основном это отрасли, представляющие собой опоры, условия, необходимые для функционирования рыночной экономики.
Источником формирования
государственной собственности
выступают национализация и собственно
государственное предпринимател
2.4 Кредитно-денежная политика государства
Большинство современных экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.
Высшая конечная цель монетарной политики заключается в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема ВНП.
Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках кредитно-денежной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение конъюнктуры. В связи с этим текущая монетарная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная задача, например на фиксацию количества денег в обращении, определенного уровня банковских резервов или нормы процента и т.д. В том или ином случае проводником монетарной политики является центральный банк страны, а объектами являются предложение и спрос на денежном рынке. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящихся в обращении.
Спрос на деньги формируется из спроса на деньги как средство обращения (иначе, деловой, операционный или спрос на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения стоимости (иначе, спрос на деньги как на активы, спрос на запасную стоимость или спекулятивный спрос).
В мировой экономической практике используются следующие инструменты регулирования денежной массы в обращении:
В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путем покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.
Операции на открытом рынке проводятся центральным банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что центральный банк размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.
Информация о работе Анализ уровня монетизации экономики и скорости денежного обращения