Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа
Основной целью данной работы является проведение статистического анализа занятости и безработицы. Объектом исследования является Чувашская Республика. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
- дать теоретическую характеристику статистического анализа занятости и безработицы,
- охарактеризовать основные направления изучения занятости и безработицы,
- изучить систему показателей изучения занятости и безработицы,
- выявить основные направления анализа занятости и безработицы,
Введение………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Теоретические основы……………………………………………..5
1.1. Понятие занятости и безработицы…………………………….…….…5
1.2. Система показателей изучения занятости и безработицы……..……13
Глава 2. Статистический анализ занятости и безработицы……………...19
2.1. Краткая характеристика рынка труда по Чувашской Республике.…19
2.2. Анализ динамики занятости и безработицы…………………….……24
2.3. Индексный анализ занятости и безработицы…………………………35
2.4. Парная корреляция…………………………………………………...…37
2.5. Множественная корреляция……………………………………………41
2.6. Группировка по одному признаку…………………………….……….43
Глава 3. Мероприятия, направленные на повышение уровня занятости и сокращение безработицы…………………………………………...………45
3.1. Экстраполяция и прогнозирование……………………………………45
Заключение……………………………………………………………….….49
Список использованной литературы……………………………………....52
Таким образом, основной
причиной возникновения безработицы
является нарушение равновесия на рынке
рабочей силы. Это неравновесие особенно
усиливается в периоды
Глава 2. Статистический анализ занятости и безработицы
2.1. Краткая характеристика рынка труда по Чувашской Республике
Экономика Чувашии, если учитывать позитивную динамику ряда важных социально-экономических ее показателей, перешла, по видимому, к новой стадии развития – экономическому росту. Нынешнее положение на республиканском рынке труда характеризуется как устойчивое. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов. В результате активного вмешательства службы занятости населения и других социальных партнеров в регулирование рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период восстановительного роста экономики.
Общая численность
безработных, определенная в
Численность безработных граждан в республике на 01 июля 2008 года, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 12998 человек. Основную долю в общей численности безработных Чувашской Республики составили граждане, имеющие опыт работы(79,8%), из которых более 38 % были уволены по собственному желанию, 9,5% потеряли работу в связи с высвобождением, сокращением штата, ликвидацией предприятия или собственного дела. Граждане, не имеющие опыта работы, составили 20%. В численности зарегистрированных безработных граждан нашей республики доля женщин значительно превышает долю мужчин. На сегодняшний день она составляет 71%. Более трети безработных – в возрасте от 20 до 29 лет. Одной из причин высокой безработицы среди молодежи является отсутствие взаимосвязей между образовательными учреждениями и работодателями. Как следствие, учебные заведения не могут оперативно реагировать на запросы рынка труда, а молодые специалисты в годы учебы не получают практических навыков работы, опыта общения в коллективе. Немаловажное значение для молодежи имеет и размеры заработной платы. По данным опроса Фонда общественного мнения опросы в 15 регионах показали, что студенты старших курсов высших и средне специальных образовательных учреждений почти поголовно ориентируются на первый заработок в размере не ниже 12-18 тыс. рублей в месяц и на работу в среднем управленческом звене.
В целях изучения структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Управлением федеральной государственной службы занятости населения проведен анализ профессионального состава зарегистрированных безработных граждан и республиканского банка вакансий в разрезе профессий (специальностей) по состоянию на 1 июля т.г.
Результаты
проведенного анализа
Недостаточен
спрос работодателей на
Анализ вакансий служащих показывает, что из числа зарегистрированных безработных имели реальный шанс трудоустроиться по специальности лишь врачи, геодезисты, конструкторы, менеджеры, программисты, торговые представители, фармацевты, провизоры, страховые агенты, сотрудники МВД. Спрос на специалистов данной профессии превышал предложение со стороны безработных граждан, состоящих на учете.
Соотношение численности
В то
же время, ограничены
Численность
безработных граждан,
Проведенный анализ республиканского банка вакансий и профессионального состава безработных показывает, что на рынке труда растет потребность в квалификационных рабочих для промышленности. Очень важный момент – решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидация диспропорций спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда. Понятно, что без этих мер не достичь повышения эффективности занятости населения в качественно новых экономических условиях.
По состоянию на 1 октября прошлого года в центрах занятости населения состояли на учете в качестве безработных 1304 выпускника учебных заведений всех уровней профессионального образования (128,6% к численности выпускников на 1 октября 2003 года), в том числе: 300 выпускников высших учебных заведений, 546 выпускников средних специальных учебных заведений, 264 выпускника профессиональных училищ и лицеев, 194 выпускника общеобразовательных школ.
Из численности
выпускников ВУЗов, состоящих
на учете в качестве
С начала текущего года при содействии
органов службы занятости на постоянную
и временную работу было трудоустроено
966 безработных из числа выпускников учебных
заведений различного уровня, 278 выпускника
принимали участие в различных видах общественных
работ. Совершенно очевидно, что без
прогнозирования потребностей государства
в необходимых для экономики страны специалистах
процессами на рынке труда управлять сложно
и неэффективно. Разработка прогноза потребности
в рабочих и специалистах по укрупненным
группам профессий и специальностей, по
видам экономической деятельности, увязка
потребности с объемами подготовки кадров
в системе профессионального образования
в целях достижения сбалансированности
профессионально-
Изменение социально-экономических явлений во времени изучается статистикой методом построения и анализа динамических рядов.
Ряды динамики - это значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.
Каждый динамический ряд содержит две составляющие:
• показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни, даты);
• показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды или на соответствующие даты, которые называют уровнями ряда.
Различают интервальные и моментные ряды динамики. Динамический интервальный ряд содержит значения показателей за определенные периоды времени. В интервальном ряду уровни можно суммировать, получая объем явления за более длительный период, или так называемые накопленные итоги. Динамический моментный ряд отражает значения показателей на определенный момент времени (дату времени). В моментных рядах исследователя может интересовать только разность явлений, отражающая изменение уровня ряда между определенными датами, поскольку сумма уровней здесь не имеет реального содержания. Накопленные итоги здесь не рассчитываются.
Важнейшим условием правильного построения динамических рядов является сопоставимость уровней рядов, относящихся к различным периодам. Уровни должны быть представлены в однородных величинах, должна иметь место одинаковая полнота охвата различных частей явления.
Для характеристики интенсивности развития во времени используются статистические показатели, получаемые сравнением уровней между собой, в результате чего получаем систему абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста, среднее абсолютное значение 1 % прироста.
Базисные показатели характеризуют итоговый результат всех изменений в уровнях ряда от периода базисного уровня до данного (1-го) периода. Цепные показатели характеризуют интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах того промежутка времени, который исследуется.
Абсолютный прирост выражает абсолютную скорость изменения ряда динамики и определяется как разность между данным уровнем и уровнем, принятым за базу сравнения.
Абсолютный прирост (базисный) вычисляется по формуле:
= - ,
где - уровень сравниваемого периода; - уровень базисного периода.
Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение уровней ряда, а базисный абсолютный прирост изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению с предыдущим уровнем при цепном способе и с начальным уровнем при базисном способе.
Коэффициент роста определяется как отношение данного уровня к предыдущему или базисному, показывает относительную скорость изменения ряда. Если коэффициент роста выражается в процентах, то его называют темпом роста.
Коэффициент роста базисный:
Коэффициент роста цепной:
Темп прироста можно рассчитать как разность между темпом роста и 100 % или как разность между коэффициентом роста и единицей:
1) Тпр = Тр-100%;2)Тпр = Кр-1.
Абсолютное значение одного процента прироста А^ - показатель, служащий косвенной мерой базисного уровня. Он представляет собой одну сотую часть базисного уровня, но одновременно и отношение абсолютного прироста к соответствующему темпу роста.
Для характеристики динамики изучаемого явления за продолжительный период рассчитывают группу средних показателей динамики. Можно выделить две категории показателей в этой группе: средние уровни ряда и средние показатели изменения уровней ряда.
Средние уровни ряда динамики характеризуют типическую величину абсолютных уровней. Они рассчитываются в зависимости от вида временного ряда. Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний уровень ряда рассчитывается по формуле простой средней арифметической: , где n – число уровней ряда.
Для моментного динамического ряда средний уровень определяется следующим образом:
- средний уровень моментного ряда с равными интервалами рассчитывается по формуле средней хронологической:
, где n – число дат.
- средний уровень
моментного ряда с неравными
интервалами рассчитывается по
формуле средней