Анализ занятости и безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:48, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является проведение статистического анализа занятости и безработицы. Объектом исследования является Чувашская Республика. Для достижения поставленной цели сформулированы задачи:
- дать теоретическую характеристику статистического анализа занятости и безработицы,
- охарактеризовать основные направления изучения занятости и безработицы,
- изучить систему показателей изучения занятости и безработицы,
- выявить основные направления анализа занятости и безработицы,

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…. 3
Глава 1. Теоретические основы……………………………………………..5
1.1. Понятие занятости и безработицы…………………………….…….…5
1.2. Система показателей изучения занятости и безработицы……..……13
Глава 2. Статистический анализ занятости и безработицы……………...19
2.1. Краткая характеристика рынка труда по Чувашской Республике.…19
2.2. Анализ динамики занятости и безработицы…………………….……24
2.3. Индексный анализ занятости и безработицы…………………………35
2.4. Парная корреляция…………………………………………………...…37
2.5. Множественная корреляция……………………………………………41
2.6. Группировка по одному признаку…………………………….……….43
Глава 3. Мероприятия, направленные на повышение уровня занятости и сокращение безработицы…………………………………………...………45
3.1. Экстраполяция и прогнозирование……………………………………45
Заключение……………………………………………………………….….49
Список использованной литературы……………………………………....52

Файлы: 1 файл

статистка.doc

— 585.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы  является нарушение равновесия на рынке  рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических  спадов, войн, стихийных бедствий и  т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Статистический анализ занятости и безработицы

 

2.1. Краткая характеристика рынка труда по Чувашской Республике

 

  Экономика Чувашии, если учитывать позитивную динамику ряда важных социально-экономических ее показателей, перешла, по видимому, к новой стадии развития – экономическому росту. Нынешнее положение на республиканском рынке труда характеризуется как устойчивое. Основные показатели занятости и безработицы свидетельствуют о положительной динамике трудовых процессов. В результате активного вмешательства службы занятости населения и других социальных партнеров в регулирование рынка труда сократились масштабы общей безработицы, повысилась активность граждан в поиске работы, развились позитивные тенденции занятости, сформировавшиеся в период восстановительного роста экономики.

     Общая численность  безработных, определенная в соответствии  с методологией МОТ на январь 2008  года в среднем составила по России-5,5 млн. человек, по Чувашии – 65 тысяч.  Занятых экономической деятельностью насчитывалось по России – 68,0 млн. человек, по Чувашии 586,0 тыс. человек. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях. Средний возраст занятого населения в Чувашии составляет 38,9 лет, в России-39,5 лет. Основная доля занятых граждан, как в России (54,4%), так и в Чувашии (57,6%) находится в возрастной группе 30-49 лет. Оборот рабочей силы (прием и увольнение работников) продолжал оказывать существенное влияние на отраслевую структуру занятости. Как и прежде, немалую часть среди выбывших составили работники, уволившиеся с предприятий и организаций по собственной инициативе.    

     Численность безработных граждан в республике на 01 июля 2008 года, зарегистрированных в органах службы занятости населения, составила 12998 человек. Основную долю в общей численности безработных Чувашской Республики составили граждане, имеющие опыт работы(79,8%), из которых более 38 % были уволены по собственному желанию, 9,5% потеряли работу в связи с высвобождением, сокращением штата, ликвидацией предприятия или собственного дела. Граждане, не имеющие опыта работы, составили 20%. В численности зарегистрированных безработных граждан нашей республики доля женщин значительно превышает долю мужчин. На сегодняшний день она составляет 71%. Более трети безработных – в возрасте от 20 до 29 лет. Одной из причин высокой безработицы среди молодежи является отсутствие взаимосвязей между образовательными учреждениями и работодателями. Как следствие, учебные заведения не могут оперативно реагировать на запросы рынка труда, а молодые специалисты в годы учебы не получают практических навыков работы, опыта общения в коллективе. Немаловажное значение для молодежи имеет и размеры заработной платы. По данным опроса Фонда общественного мнения опросы в 15 регионах показали, что студенты старших курсов высших и средне специальных образовательных учреждений почти поголовно ориентируются на первый заработок в размере не ниже 12-18 тыс. рублей в месяц и на работу в среднем управленческом звене.

      В целях  изучения структуры спроса и  предложения рабочей силы на рынке труда Управлением федеральной государственной службы занятости населения проведен анализ профессионального состава зарегистрированных безработных граждан и республиканского банка вакансий в разрезе профессий (специальностей) по состоянию на 1 июля т.г.  

      Результаты  проведенного анализа  показывают, что на рынке труда республики  сохраняется тенденция превышения  предложения рабочей силы над  спросом. Количество безработных  граждан, состоящих на учете  в центрах занятости населения, как я уже отметила, составляет на эту дату 12998 человек, количество заявленных вакансий  8185 единиц. Из этого следует, что  на одну заявленную вакансию претендует 1,6 безработных гражданина. Дисбаланс спроса и предложения наиболее выражен  по профессиям служащих. Так, на 1191 заявленную вакантную должность служащих претендовало 4280 безработных граждан, что составляет 3,6 человека на одну вакансию. В то же время,  на 6994 свободных места по рабочим профессиям претендовали 8718 безработных граждан,  или 1,2 человека на одно место.

      Недостаточен  спрос работодателей на служащих, ранее работавших на должностях: директор предприятия (учреждения), диспетчер, заведующий учреждением  (отделом),  налоговый инспектор,  экспедитор.

      Анализ  вакансий служащих  показывает, что из числа зарегистрированных безработных имели реальный шанс трудоустроиться по специальности лишь врачи, геодезисты, конструкторы, менеджеры, программисты, торговые представители, фармацевты, провизоры, страховые агенты, сотрудники МВД. Спрос на специалистов данной профессии превышал предложение со стороны безработных граждан, состоящих на учете.

             Соотношение численности безработных  граждан, имеющих рабочие профессии,  и количества свободных рабочих  мест, заявленных в центры занятости  населения, более сбалансированное, чем по должностям служащих.

      В то  же время, ограничены возможности  получить подходящую работу у  тех, кто ранее работал буфетчиком, вахтером,  гардеробщиком, кассиром,  кладовщиком, оператором ПЭВМ, печатником, брошюровщиком, почтальоном, санитаром, няней и у некоторых других.

      Численность  безработных граждан, проживающих  в сельской местности, на 01.07.2008 г. составляла 3780 человек, среди которых 217 человек имели рабочие профессии позволяющие работать в сельском хозяйстве. Заявленные вакансии для рабочих сельского хозяйства 155 единиц. Наиболее востребованы на селе в настоящее время механизаторы, трактористы (менее одного человека на одну заявленную вакансию. Испытывают трудности при поиске работы: доярки (10,2 человека), животноводы (4-9 человек). Более половины наименований профессий сельского хозяйства остались невостребованными, это хмелеводы, телятницы, скотники, мельник, пастух, колхозник и многие другие.

      Проведенный  анализ республиканского банка вакансий и профессионального состава безработных показывает, что на рынке труда растет потребность в квалификационных рабочих для промышленности. Очень важный момент – решение проблемы дефицита квалифицированных рабочих кадров и ликвидация диспропорций спроса и предложения в отношении рабочей силы на рынке труда. Понятно, что без этих мер не достичь повышения эффективности занятости населения в качественно новых экономических условиях.

     По состоянию  на 1 октября прошлого года в  центрах занятости населения  состояли на учете в качестве безработных 1304 выпускника учебных заведений всех уровней профессионального образования (128,6% к численности выпускников на 1 октября 2003 года), в том числе: 300 выпускников высших учебных заведений, 546 выпускников средних специальных учебных заведений, 264 выпускника профессиональных училищ и лицеев, 194 выпускника общеобразовательных школ.

     Из численности  выпускников ВУЗов, состоящих  на учете в качестве безработных,  более 70% - выпускники четырех  крупнейших вузов Чувашии: Чувашского государственного университета  им. И.Н.Ульянова (83 человека), Чувашского государственного педагогического университета  им. И.Я. Яковлева (68 человек), Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (34 человека) и Чебоксарского кооперативного института   (32 человека). По всем вышеперечисленным ВУЗам наблюдался рост численности выпускников, получивших статус безработного, по сравнению с данными на 1 октября 2003 года. Наибольшие затруднения в поиске работы по полученной в ВУЗе специальности испытывают преподаватели различных дисциплин, экономисты, юристы, бухгалтеры, финансисты, психологи.

   С начала текущего года при содействии органов службы занятости на постоянную и временную работу было трудоустроено 966 безработных из числа выпускников учебных заведений различного уровня, 278 выпускника принимали участие в различных видах общественных работ. Совершенно  очевидно, что без прогнозирования потребностей государства в необходимых для экономики страны специалистах процессами на рынке труда управлять сложно и неэффективно. Разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности, увязка потребности с объемами подготовки кадров в системе профессионального образования в целях достижения сбалансированности профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения рабочей силы на республиканском рынке труда  - процесс весьма сложный. Сегодня многие выпускники не находят работу по специальности. Структура рынка труда как в России так и в Чувашии в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов. Опросы Фонда общественного мнения показали, что родители детей в возрасте от 13 до 20 лет две трети (63%) ответили, что хотят дать своему ребенку высшее образование. В связи с этим перед органами службы занятости, образовательными учреждениями и работодателями встает вопрос о правильном выборе профессии учащейся молодежью. С точки зрения государственных интересов, профориентационная работа с молодежью становится основой для развития кадрового потенциала страны. Научное и практическое решение вопросов профессиональной ориентации школьников является ответом на социальный заказ республики правильного подбора кадров, их подготовки и последующего закрепления в избранной профессии. Целью системы профессиональной ориентации сегодня в рамках общеобразовательной школы является формирование у учащихся способности выбрать сферы профессиональной деятельности, оптимально соответствующую особенностям и запросам современного рынка труда. Опрос, проведенный среди учащихся школ, профориентаторами центров занятости населения во время проведения месячников профориентации в апреле-мае текущего года показали, что 73% учащихся нуждаются в помощи специалистов в выборе профессии. Во многих субъектах РФ созданы и действуют Центры профориентации молодежи, где с помощью специалистов молодые люди могли бы получить достаточную информацию о разнообразии мира профессий, о требованиях к профессии, о возможностях получение выбранной профессии в учебных заведениях, трудоустройства по полученной специальности и многое другое. Центр профориентации молодежи способствовал бы повышению эффективности межведомственного взаимодействия по вопросам профориентации молодежи, формированию активной жизненной позиции школьников, учащихся и студентов образовательных учреждений  всех уровней, активизации профориентационной работы в сельских школах, формированию у нынешнего и будущего работника личностной, профессиональной и социальной компетентности в ориентации и адаптации на рынке труда.

 

    1. Анализ динамики занятости и безработицы

Изменение социально-экономических  явлений во времени изучается  статистикой методом построения и анализа динамических рядов.

Ряды динамики - это  значения статистических показателей, которые представлены в определенной хронологической последовательности.

Каждый динамический ряд содержит две составляющие:

•    показатели периодов времени (годы, кварталы, месяцы, дни, даты);

•    показатели, характеризующие исследуемый объект за временные периоды   или   на   соответствующие   даты,    которые   называют уровнями ряда.

Различают интервальные и моментные ряды динамики. Динамический интервальный ряд содержит значения показателей за определенные периоды  времени. В интервальном ряду уровни можно суммировать, получая объем явления за более длительный период, или так называемые накопленные итоги.  Динамический моментный ряд отражает значения показателей  на определенный момент времени (дату времени). В моментных рядах исследователя может интересовать только разность явлений, отражающая изменение уровня ряда между определенными датами, поскольку сумма уровней здесь не имеет реального содержания. Накопленные итоги здесь не рассчитываются.

Важнейшим условием правильного построения динамических рядов является сопоставимость уровней рядов, относящихся к различным периодам. Уровни должны быть представлены в однородных величинах, должна иметь место одинаковая полнота охвата различных частей явления.

Для характеристики интенсивности развития во времени используются статистические показатели, получаемые сравнением уровней между собой, в результате чего получаем систему абсолютных и относительных показателей динамики: абсолютный прирост, коэффициент роста, темп роста, темп прироста, абсолютное значение 1% прироста. Для характеристики интенсивности развития за длительный период рассчитываются средние показатели: средний уровень ряда, средний абсолютный прирост, средний коэффициент роста, средний темп роста, средний темп прироста, среднее абсолютное значение 1 % прироста.

Базисные показатели характеризуют итоговый результат  всех изменений в уровнях ряда от периода базисного уровня до данного (1-го) периода. Цепные показатели характеризуют  интенсивность изменения уровня от одного периода к другому в пределах того промежутка времени, который исследуется.

Абсолютный прирост  выражает абсолютную скорость изменения  ряда динамики и определяется как  разность между данным уровнем и  уровнем, принятым за базу сравнения.

Абсолютный прирост (базисный) вычисляется по формуле:

= - ,

где - уровень сравниваемого периода; - уровень базисного периода.

          Цепной абсолютный прирост характеризует последовательное изменение уровней ряда, а базисный абсолютный прирост изменение нарастающим итогом. Абсолютный прирост показывает, на сколько абсолютных единиц изменился данный уровень по сравнению с предыдущим уровнем при цепном способе и с начальным уровнем при базисном способе.

Коэффициент роста  определяется как отношение данного уровня к предыдущему или базисному, показывает относительную скорость изменения ряда. Если коэффициент роста выражается в процентах, то его называют темпом роста.

Коэффициент роста базисный:

Коэффициент роста цепной:

Темп прироста можно рассчитать как разность между темпом роста и 100 % или как разность между коэффициентом роста и единицей:

1) Тпр = Тр-100%;2)Тпр = Кр-1.

          Абсолютное значение одного процента прироста А^ - показатель, служащий косвенной мерой базисного уровня. Он представляет собой одну сотую часть базисного уровня, но одновременно и отношение абсолютного прироста к соответствующему темпу роста.

         Для характеристики динамики изучаемого явления за продолжительный период рассчитывают группу средних показателей динамики. Можно выделить две категории показателей в этой группе: средние уровни ряда и средние показатели изменения уровней ряда.

Средние уровни ряда динамики характеризуют типическую величину абсолютных уровней. Они рассчитываются в зависимости от вида временного ряда. Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний  уровень ряда рассчитывается по формуле простой средней арифметической:  , где n – число уровней ряда.

Для моментного динамического  ряда средний уровень определяется следующим образом:

- средний уровень  моментного ряда с равными  интервалами рассчитывается по формуле средней хронологической:

, где n – число дат.

- средний уровень  моментного ряда с неравными  интервалами рассчитывается по  формуле средней арифметической  взвешенной, где в качестве весов  берется продолжительность промежутков времени между временными моментами изменений в уровнях динамического ряда: , где t - продолжительность периода, в течение которого уровень не изменялся.

Информация о работе Анализ занятости и безработицы