Анти-Дюринг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 16:03, доклад

Описание работы

«Анти-Дюринг» был создан Энгельсом в 1876–1878 годах. Это было время быстрого, но сравнительно мирного развития капитализма. Вместе с тем к этому времени в истории капиталистического способа производства наметился существенный перелом. Мировой экономический кризис 1873 г. вызвал усиленный рост монополистических объединений. Начался период перехода от домонополистического капитализма к капитализму монополистическому, завершившийся на рубеже XIX и XX веков.

Файлы: 1 файл

доклад.docx

— 27.45 Кб (Скачать файл)

Анти-Дюринг.

 «Анти-Дюринг» — одно из главных произведений Ф. Энгельса; в нём дано классическое изложение всех трёх составных частей марксизма: философии, политической экономии и теории научного коммунизма.

«Анти-Дюринг» был создан Энгельсом в 1876–1878 годах. Это было время быстрого, но сравнительно мирного развития капитализма. Вместе с тем к этому времени в истории капиталистического способа производства наметился существенный перелом. Мировой экономический кризис 1873 г. вызвал усиленный рост монополистических объединений. Начался период перехода от домонополистического капитализма к капитализму монополистическому, завершившийся на рубеже XIX и XX веков.

Крупнейшим событием всемирной  истории, положившим начало новому периоду  освободительной борьбы пролетариата, явилась Парижская Коммуна (1871). Опыт этой первой практической попытки установить диктатуру пролетариата показал, что  без массовой пролетарской партии, основанной на принципах научного коммунизма, успешное осуществление пролетарской революции невозможно. На первый план выдвинулась задача образования  таких партий в отдельных странах.

Начавшийся переход к  империализму сопровождался процессами загнивания всего капиталистического строя. Всё это вело к резкому  усилению реакции. По мере того как  рабочее движение становилось действительной силой и научный социализм  овладевал умами передовой части  рабочих, усиливались нападки на марксизм со стороны его идеологических противников.

Среди различного рода враждебных марксизму идеологических течений в Германии наиболее опасными стали тогда взгляды немецкого  мелкобуржуазного идеолога Карла Евгения Дюринга. В отличие от прежних противников марксизма, выступавших преимущественно против его политических принципов, Дюринг подверг нападкам все составные части марксизма и выступил с претензией на создание новой всеобъемлющей системы философии, политической экономии и социализма.

Социологическая концепция  Дюринга основана на идеалистическом  воззрении, согласно которому причиной социального неравенства, эксплуатации и нищеты является насилие. Социалистическое преобразование общества, по Дюрингу, должно исключать революционный  переворот и идти в духе мелкобуржуазного социализма Прудона, путём кооперирования мелких производителей.

На самом деле развитые им взгляды представляли эклектическую мешанину различного рода вульгарно-материалистических, идеалистических, позитивистских, вульгарно-экономических и псевдосоциалистических воззрений, но они получили распространение среди части вожаков германской социал-демократии и могли стать поводом к расколу в партии. Речь шла о теоретических основах немецкой рабочей партии, о судьбе передового отряда международного рабочего движения. Это обстоятельство заставило Энгельса взяться за перо, чтобы разоблачить мелкобуржуазную эклектическую сущность системы господина Дюринга.

В течение двух лет (1876–1878) Энгельс создаёт большой труд под названием «Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом» («Анти-Дюринг»), в котором он подверг уничтожающей критике взгляды Дюринга и вместе с тем дал цельное изложение основ марксистской теории. Маркс принял непосредственное участие в создании «Анти-Дюринга». Он активно содействовал Энгельсу в сборе необходимого материала, ознакомился со всей работой в рукописи, а главу, посвящённую критике взглядов Дюринга на историю политической экономии, написал сам. Вот почему «Анти-Дюринг», от начала и до конца, выражает точку зрения двоих — Энгельса и Маркса.

Труд Энгельса «Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом» был опубликован в 1877 г. в виде серии статей в органе германской социал-демократии «Форвертс», а затем вышел в 1878 г. отдельной книгой. “АНТИ-ДЮРИНГ” — название, под которым вышло русское издание произведения Ф. Энгельса. 

"Анти-Дюринг" состоит из предисловий, введения и трех основных отделов: Философия, Политическая экономия, Социализм.

Во введении Энгельс дает очерк развития философии и обосновывает историческую неизбежность возникновения  марксизма. Он доказывает закономерность смены основных периодов в истории  философии и показывает, что распространение  материализма на понимание истории  общества создает научную основу для изучения капиталистического способа производства, превращения социализма из утопии в науку.

В 1-м отделе Энгельс излагает решение основных. проблем материализма и диалектики, а также материалистического понимания истории. Отдел философии в “Анти-Дюринге” заканчивается характеристикой общих законов диалектики и принципов их применения: они служат методом исследования, а не средством доказательства тех или иных выводов. Прогресс научного познания мира делает излишним какую-то особую систему философии (натурфилософию), оставляя на ее долю теоретико-методологические проблемы. Но опора философии на науку остается, что явствует из, самой книги Энгельса.

В экономической части книги  Энгельс подробно определяет предмет  политической экономии, проводит различение между политической экономней в  узком и в широком смысле, показывает исторический характер этой науки; развивает  идеи Маркса о диалектике производства, обмена и распределения. Энгельс даёт здесь очерк экономического учения Маркса; при этом он особо выделяет марксистское понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной стоимости. В написанной Марксом главе освещаются некоторые важные проблемы истории политической экономии.

В третьей части своего труда Энгельс дал развёрнутое  изложение истории и теории научного коммунизма.

Энгельс развил здесь марксистское положение о том, что научный  коммунизм есть теоретическое выражение пролетарского движения. Основываясь на марксистских результатах исследования господствующих в капиталистическом обществе противоречий, дал научное обоснование неизбежности крушения капитализма и победы социалистической революции. Опираясь на материалистическое понимание истории, Энгельс вскрывает основное противоречие капитализма — противоречие между производительными силами и производственными отношениями, между общественным характером производства и частной формой присвоения. Это противоречие проявляется как противоположность между организацией производства на каждом отдельном предприятии и анархией производства во всём обществе, как антагонизм между пролетариатом и буржуазией. Оно находит разрешение в пролетарской революции. Пролетариат берёт власть в свои руки и превращает средства производства в общественную собственность.

Раскрывая закономерности перехода от капитализма к коммунизму, Энгельс  научно предсказывает ряд основных черт будущего, коммунистического общества. Он подчёркивает, что с переходом  средств производства в руки социалистического  государства и утверждением новых, исключающих эксплуатацию человека человеком, производственных отношений  анархия в производстве заменяется планомерной организацией производства в масштабе всего общества. Начинается беспрерывное, постоянно ускоряющееся развитие производительных сил. На этой основе исчезает калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в производительном труде; труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает противоположность между  умственным и физическим трудом, между  городом и деревней. Уничтожаются классовые различия и отмирает государство. На место управления лицами становится управление вещами и руководство  производственными процессами. Коренным образом изменяется семья. Воспитание соединяется с трудом. Исчезает религия. Люди становятся действительными и сознательными хозяевами общества, а вследствие этого и господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в царство свободы. Энгельс предвидит в будущем небывалый научный, технический и общественный прогресс.

Развивая эту мысль в  «Диалектике природы», он предсказывает, что в новую историческую эпоху «сами люди, а вместе с ними все отрасли их деятельности, и в частности естествознание, сделают такие успехи, что это совершенно затмит всё сделанное до сих пор» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. 2-е изд., т. 20, стр. 359).

Идеи «Анти-Дюринга» получили широчайшее распространение и оказали огромное влияние, они сыграли выдающуюся роль в истории марксизма и революционного рабочего движения. Дальнейшее развитие они получили в трудах В. И. Ленина.

Институт марксизма-ленинизма при  ЦК КПСС

***

 «С другой стороны, "системосозидающий" господин Дюринг не представляет собою единичного явления в современной Германии. С некоторых пор в Германии растут дюжинами, как грибы, системы космогонии, натурфилософии вообще, политики, политической экономии и т. д. Ничтожнейший доктор философии, даже студиоз не могут обойтись без целой "системы". Подобно тому как в современном государстве предполагается, что каждый гражданин способен судить обо всех вопросах, по которым он должен подать свой голос; подобно тому как в политической экономии допускается, что каждый потребитель - основательный знаток всех товаров, которые ему приходится покупать для себя, подобно этому обстоит дело и в области науки. Свобода науки означает право писать обо всем, чему не учился, и выдавать это за единственный строго научный метод. А господин Дюринг - один из характернейших представителей этой заносчивой псевдонауки, которая теперь выступает повсюду в Германии на переднем плане, заглушая все громом своих трескучих фраз. Трескучие фразы в поэзии, в философии, в политике, в политической экономии, в истории, трескучие фразы с кафедры и трибуны, трескучие фразы везде, трескучие фразы с претензиями на превосходство и глубину мысли в отличие от простых, плоско-вульгарных, трескучих фраз других наций, трескучие фразы как самый характерный и массовый продукт немецкой интеллектуальной индустрии: дешево, но скверно, подобно другим немецким фабрикатам.» Ф.Энгельс

 

 

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Е. Дюринг (1833—1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838—1909), Каутский, Карл (1854—1938) и др. Краеугольный камень теории насилия составляет утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён другими (т.е. связана с факторами военно-политического характера).

 

Другим представителем мелкобуржуазной идеологии был Пьер Жозеф Прудон (1809-1865). Он выражал стремление мелкой буржуазии защитить свою мелкую собственность от натиска крупного капитала. Заявляя, что «собственность - это кража», он на деле осуждал лишь крупную собственность. Прудон выдвигал проекты организации безденежного обмена и дарового кредита, которые должны были, по его мнению, избавить мелких производителей от эксплуатации и угрозы разорения со стороны крупного капитала и разрешить все социальные противоречия. Прудон выступал против коммунизма, утверждая, что он якобы представляет собой насилие над свободой личности. К стачкам и другим формам классовой борьбы пролетариата он относился резко отрицательно и даже пытался доказать, что стачки вредят интересам рабочего класса. В. И. Ленин следующим образом характеризовал идеи Прудона: «Не уничтожить капитализм и его основу - товарное производство,  а очистить эту основу от злоупотреблений, не уничтожить обмен и меновую стоимость, а, наоборот, «конституировать» ее, сделать ее всеобщей, абсолютной, «справедливой», лишенной колебаний, кризисов, злоупотреблений - вот идея Прудона».(В. И. Ленин, Критические заметки по национальному вопросу, Соч., т. 20, стр. 17.)

 

 

ЭКЛЕКТИКА (от греч. eklektikos — способный выбирать, выбирающий) — соединение разнородных, внутренне не связанных и, возможно, несовместимых взглядов, идей, концепций, стилей и т.д. Для Э. характерно игнорирование логических связей и обоснования положений, использование многозначных и неточных понятий и утверждений, ошибки в определениях и классификациях и т.д. Используя вырванные из контекста факты и формулировки, соединяя противоположные воззрения, Э. вместе с тем создает видимость логической последовательности и строгости.  

Идеализм (франц. idéalisme, от греч. ιδέα — идея) — философское направление, противоположное материализму в решении основного вопроса философии. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его с догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворённости его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму. Материалистическому детерминизму последовательный идеализм противопоставляет телеологическую точку зрения о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

 

Позитиви́зм (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

 

Нау́чный социали́зм (англ. Scientific Socialism — фр. socialisme, от лат. socialis «общественный») — система взглядов и обобщений в марксизме, представленные теорией социально-экономического прогноза, которая опирается на открытия, сделанные в философии и общественно-экономических отношениях. Главным методом исследования научного социализма является диалектико-материалистический взгляд на историю человечества.


Информация о работе Анти-Дюринг