Антиинфляционная политика государства в рынчной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги). Очевидно, что в таком случае субъекты хозяйственных отношений постараются по возможности избавиться от возникших избытков денег, увеличивая свои расходы и уменьшая денежные сбережения.

Содержание работы

1. Теоретические аспекты антиинфляционной политики государства
1.1. Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.2. Виды антиинфляционной политики
1.3. Антиинфляционная стратегия и тактика
2. Инфляция и антиинфляционная политика в России
2.1. История инфляционных процессов в России
2.2. Этапы формирования и модель антиинфляционной политики России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 2курс антиинфляционная политика.docx

— 34.63 Кб (Скачать файл)

Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т.п.), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

        Краткосрочные резервы роста предложения.

1. Государственная поддержка повышения  товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов.

2. Поддержка формирования новых  рынков, особенно в тех секторах экономики, где совершается переход от натурального к товарному производству. Примером может служить мировой рынок информационных услуг, который находится в стадии становления: международные потоку информации товарны примерно на 30%, остальная информация проходит по внутренним каналам транснациональных корпораций, оставаясь в стороне от открытого рынка. Информация как товар обладает уникальными антиинфляционными достоинствами. Первоначально ее изготовление сопряжено со значительными затратами, связанными с финансированием научных исследований и технологических разработок.  Дальнейшее воспроизводство, тиражирование идет с минимальными издержками, что равнозначно приращению товарного предложения.

3. Разумно организованная приватизация государственной собственности несет в себе антиинфляционный заряд. Она ведет к увеличению государственных доходов ослаблению напряжения в расходной части бюджета, что способствует преодолению дефицита.

4. Массированный потребительский импорт и частичная реализация государственных стратегических запасов. В странах с нерыночной экономикой возможен и такой антиинфляционный резерв, как продажа населению части накопленных предприятиями материальных ресурсов производственного назначения.

         Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.

1.Повышение ставки процента  по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев денежного дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельны, так как повышение процента по вкладам чревато удорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.

2.Повышение процента по государственным  облигациям, распространение акционерной формы собственности, приватизация, продажа земли могут привлечь значительные сбережения. Подобные меры дают реальный антиинфляционный эффект и позволяют приостановить разрушительный процесс гиперинфляции.

3.Повышение нормы процента по  срочным вкладам и иные приемы, рассчитанные на то, чтобы подольше удержать депозиты в банковской системе. Иногда вводится временное замораживание вкладов до востребования.

4. Денежная реформа конфискационного  типа нацелена на экспроприацию части принадлежащих населению доходов и снижение текущего спроса. Подобный радикальный вариант не имеет отношения к причинам и механизмам инфляции и способен лишь на короткое время уменьшить величину инфляционного разрыва. Конфискационные денежные реформы осуществляются редко, как правило, после войн и других социально-политических катаклизмов.

5. Повышение курса национальной  валюты. Если внутренние рынки достаточно конкурентны и отсутствуют разного вида внешнеторговые ограничения, эта мера вызывает тенденцию к снижению цен на товары и услуги, ввозимые из-за рубежа, и, следовательно, подталкивает вниз и общий уровень цен в экономике. Нельзя не указать на изрядную противоречивость такого регулирования. Когда валютный курс идет вверх, дорожает экспорт, которому становится все труднее пробиваться на внешние рынки. Поэтому ухудшается торговый, а вслед за ним и платежный баланс. Чересчур высокий курс валюты отпугивает иностранных инвесторов, негативно сказывается на зарубежных капиталовложениях в национальную экономику.

2 Инфляция и антиинфляционная  политика в России

2.1 История инфляционных процессов  в России

Инфляция в России имела место  не только в новейшей истории страны, в четко выраженных формах она  проявляется, по крайней мере, в третий раз. Сначала это было в период первой мировой войны, последовавшей  за ней гражданской, в годы послевоенного  восстановления, завершившегося на первом этапе НЭПа (1914-1924г.). Второй раз инфляция проявилась уже в советское время  – в годы индустриализации и формирования системы централизованного планирования, фактически на протяжении всех довоенных  пятилеток, в годы Великой Отечественной  войны и начале послевоенного  восстановления (1928-1947г.), по существу в  течение двух десятилетий. Третий раз  она проявилась в период  экономических  реформ, направленных на воссоздание  рыночной экономики, после провозглашения государственного суверенитета России и распада СССР (1992-1996г.). В менее  отчетливых формах инфляция наблюдалась  в советской экономике практические постоянно с 1955 г.,  хотя и в  скрытой форме. Негативные черты  централизованной экономики требовали  огромных расходов, которые нельзя было нести, не прибегая к инфляции. Одной из ошибок планоцентрализованной  экономики была ошибочная концепция  о неприменимости к ней самого понятия “инфляция” и о неуклонном повышении покупательной способности  рубля. Главной причиной скрытой  инфляции были милитаризованная экономика  и структурные перекосы в народном хозяйстве. Основные фонды страны были связаны с развитием и модернизацией  добывающих отраслей - нефти и газа, что недопустимо, поскольку в  отношении сравнительных издержек продукция добывающих отраслей не может  быть перспективной. В общем, экономическая  политика административно-командной  системы способствовала формированию огромного инфляционного потенциала.

1990 год оказался рубежным, последним  годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве  бывших союзных республик годовые  темпы прироста цен составили  от 3 до 5%. С 1991 года темпы инфляции  резко возросли.

В 1992 году Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации  цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой  нарастания платежного кризиса жесткая  финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос  на валюту повысился, валютные резервы  были исчерпаны за короткий срок и  курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре.

В 1993 году сохранялся высокий уровень  инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной  эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся  до 15-20% в месяц, то снижался почти  до нуля.

Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная  способность доллара снизилась  до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось  вытеснение отечественных товаров  импортными.

Весной 1994 года инфляция снизилась  до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил  их на эти действия рост невозвращенных кредитов.

Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при  запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической  задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла  компенсировать убытки.

В 1995 году правительство сделало  еще несколько шагов вперед в  управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило  объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для  валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало  рубль и повысило предложение  рублевых средств.

Введение валютного коридора снизило  инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских  цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал  более высокий рост оптовых цен  по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских  цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году.

Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в  динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась  общая тенденция последовательного  снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских  цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен  предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре.

Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная  инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и  услуг) превратилась в открытую.

Перевод инфляции из подавленной форму  в открытую путем освобождения цен  имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни  раз. Общий индекс потребительских  цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года по данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения  за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже  более 50 %, то есть экономик страны вошла  в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились  более чем в 1000 раз. За это же время  предложение товаров и услуг  в реальном выражении сократилось  более чем наполовину. Валовой  внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%. 

Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции  было перекрыто ростом цен на эту  продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение  в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах.

Несмотря на замедление роста цен  в 1994 году по сравнению с предшествующими  годами, инфляция вес равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая  инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней  командно-директивной к новой  рыночной экономике.

К 1998 году ситуация, как казалось, стабилизировалась, но на самом деле иллюзия стабильности была обманчива. Страна,  по существу,  объявила себя банкротом. В тот момент правительство заявило,  что государство  не в состоянии осуществлять текущие  платежи по внешнему и внутреннему  долгу,  а российские банки не в состоянии погасить свои обязательства  перед вкладчиками и внешними кредиторами. Одним из первых следствий  краха ,  естественно,  стал рост цен. Потребительские цены выросли только за сентябрь 1998г. на 38% ,  за октябрь  на 5%. В общей сложности за 1998 г. рост цен превысил 60%. Основные причины - это и несоответствие проводимой антиинфляционной политики,  и не желание реформаторов сопоставить  реформы с социально-политической обстановкой и реальным экономическим  состоянием в обществе. Следствием разбалансированности экономики и  политической нестабильности явилось  усиление инфляции с 11% в 1997 г. до 84,4% в 1998 г.

В январе 1999 г. рост потребительских  цен составлял 8,5%, в феврале - 4,1%, в марте - 2,8%. Замедление темпа инфляции обусловлено снижением платежеспособного  спроса в связи с падением реальных располагаемых денежных доходов  населения (в декабре 1998 г. на 31,8% по сравнению с декабрем 1997 г.), контролем  за денежной эмиссией и динамикой  денежных агрегатов относительной  стабилизацией валютного курса  рубля. Однако за первые восемь месяцев 1999 г. инфляция возросла на 30%, а за год  составила 36,5%.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства в рынчной экономике