Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 07:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что инфляционные процессы связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1.
Понятие и виды инфляции…………………………………………………..5
2.
Социально-экономические последствия инфляции………………...….. 10
3.
Антиинфляционная политика государства её формы и методы……...…13
4.
Перспектива развития антиинфляционной политики в 2014 году… ….21

Заключение……………………………………………………………….….25

Список литературы…………………………………………………………28

Файлы: 1 файл

Антиинфляционная политика государства.docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.[10]

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики в России показывает, что наиболее важные их них, прежде всего, уровень процентных ставок и валютный курс за последние годы стабилизировались. Процентные ставки по кредитам до одного года (в рублях) юридическим лицам в течение 2009 г. изменялись за первый квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует о том, что процентная политика исчерпала свои возможности по стимулированию экономики. Ставки по кредитам находятся на пределе инфляционного уровня и могут быть снижены только после сокращения инфляции. С 3 февраля 2008 г. ставка рефинансирования ЦБ РФ снижена до 10% годовых

Основные меры антиинфляционного регулирования представлены в табл. 1. [11]

 

 

Табл.1 -  Меры государственного антиинфляционного регулирования

В сфере

экономики

Структурная

политика

Ограничение

деятельности монополий

 

В сфере

финансов

Снижение

государственных

расходов

Увеличение

ставок

налогообло-

жения.

Сокращение

дефицита

госбюджета

и госдолга

В сфере

Ценообразования

Регулирование монопольного

ценообразования

Установление

Пределов роста цен.

Контроль над

ценами в государ-

ственном

секторе экономики.

В рамках

«политики

доходов»

Контроль за

ростом цен

для ограничения доходов

Установление

нормативных

пределов

роста

заработной

платы.

Политика

зарплаты в

госсекторе.

«Заморажива-

ние» заработ-

ной платы и

цен.

В денежно-

кредитной

сфере

Ограничение

или прекращение

эмиссии

денег.

Снижение

скорости

оборота

денег.

Общие и

селективные

методы

денежно-

кредитного

регулирования

В валютной

сфере

Ревальвация

национальной

валюты.

Ограничение

притока

краткосрочного

иностранного

капитала

 



 

 

  1. Перспектива развития антиинфляционной политики в 2014 году.

Основным направлениям российской антиинфляционной политики является регулирование инструментами денежно-кредитной политики объемов денежной массы.

Для регулирования инфляционного процесса необходимо нейтрализовать и его внешние факторы. Снижение курса рубля к доллару стало активным фактором инфляционного роста цен, так как импортные товары составляют половину потребительского рынка в России. Вместо фиксации цен в условных единицах надо применять цивилизованные методы страхования инфляционного и валютного риска.

Для сдерживания внешних факторов инфляции необходимо более эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности, совершенствование экспортного и валютного контроля, меры против «долларизации» экономики. [12]

Таким образом, пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);

 

Для сдерживания инфляции необходима системная, комплексная антиинфляционная политика с учетом многофакторности инфляционного процесса, порождаемого деформацией воспроизводства во всех сферах, а не только монетарными факторами. [13]

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с фиксированными доходами.

Так, если средняя цена бензина в 2009 году составляла 21 999 рублей за тонну, то в 2013 году показатель вырос на 58% - до 34 685 рублей. Однако резкий рост стоимости бензина в 2014 году может нарушить достигнутую точку равновесия и дать импульс для нового роста цен.

В целом с 2009 по 2013 год общий уровень инфляции составил 40%. При этом последние три года - с 2011 по 2013 год - инфляция оказывается неизменно выше прогнозируемых в начале года значений.

За последние 10 лет - с 2002 по 2012 год - стоимость на услуги ЖКХ выросла в среднем в 4,6 раза. При этом тарифы на социальный наем жилого помещения выросли в 5 раз, на отопление - в 5,1 раза, на горячую воду - в 6,2 раза.

Если в 2009 году минимальный необходимый для жизни набор продуктов, товаров и услуг оценивался в 7 626 рублей, то уже в июне 2013 года Мосгордума приняла закон, определяющий её стоимость в размере 10 016 рублей, увеличив показатель на 31% по сравнению с аналогичными данными за 2009 год.

Рост среднемесячной заработной платы за 2009-2013 гг. составил более 40%, с 40072 до 56 384 рублей, незначительно опередив инфляцию.

Если посмотреть на еще один критерий - индекс покупательской активности, то по статистике исследовательского центра «Ромир» за 2009-2013 гг. он вырос в 2,6 раза, то есть при росте заработной платы на 23% расходы на питание и товары повседневного спроса выросли в среднем на 263%, что кажется нелогичным (тратим в разы больше, чем зарабатываем).

Ипотечные ставки после прохождения острой фазы кризиса снова пошли вверх: за 2011-2013 гг. они выросли с 11,9% до 13% [14]

Для снижения инфляции уже принимаются меры, направленные на стабилизацию продовольственных рынков:

  • снижение импортных пошлин и повышение экспортных пошлин на
  • ряд инфляционно опасных товаров;
  • меры по стимулированию конкуренции;
  • временно вводились ограничения на рост цен на ряд социально значимых товаров и др.

Таким образом, в период с 2009 по 2013 были приняты следующие меры: кредитование банков, усиление рубля и корректировка действий правительства.

Перспективами антиинфляционной политики РФ являются завершение всех реформ.

В сложившихся условиях правительству Российской Федерации следует:    

  • продолжать кредитно-денежную      политику, связанную с ограниченным и предсказуемым ростом денежной массы;

  • развивать сферу производства: увеличивать объемы, качество и доходность;

  • оздоровить банковскую систему,      для чего следует, в первую очередь, восстановить доверие населения к      банкам – это будет способствовать использованию сбережений населения в      качестве инвестиций в производственную и другие сферы экономики;

  • восстановить в полной мере      фондовый рынок, восстановить доверие к государству, в том числе к      операциям на открытом рынке, не допуская при этом чрезмерного роста      сектора государственных ценных бумаг;

  • нейтрализовать внешние факторы      инфляционного процесса: для этого необходимо уменьшить степень      долларизации российской экономики, продолжать стабильные выплаты по      внешним долгам, по возможности не делать новых займов, регулировать      валютный рынок и стабилизировать курс рубля, ограничить (в идеале      прекратить) «бегство» капитала за рубеж, создать предпосылки замены      импортных товаров отечественными, добиться нейтрального или положительного      баланса внешней торговли;

  • продолжать разработку      эффективного законодательства;

  • восстановить доверие к рублю,      оздоровить бюджеты всех уровней (от федерального до бюджетов муниципальных      образований);

  • бороться с «теневой» экономикой;

  • добиваться улучшения качества      жизни населения для создания стабильной социально-политической ситуации      внутри страны.[15]

Проводимая сейчас правительством и центральным банком России антиинфляционная политика соответствует реальным потребностям общества. Использование применяемых инструментов приемлемо и не создает социальной напряженности в страну. Это уже положительно сказывается на уровне жизни населения и состоянии экономики России.

 

Заключение

Анализ литературы позволил сделать вывод, что инфляция – это сложное многофакторное явление, вызывающее споры и разногласия экономистов, кроме того, наносящее серьезный ущерб экономике страны и ее населению. Исходя из всех достаточно похожих друг на друга определений, можно сказать, что инфляция - это некий денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении.

Как известно, поверхностное представление о причинах этого экономического явления ведет к неправильным методам борьбы с ней. Вот поэтому в работе уделялось внимание не только трактовке понятия и формам ее проявления, но и многочисленным факторам и причинам, порождающим данный феномен, а также выявлению приемлемых и оптимальных темпов инфляции, антиинфляционной модели для России.

Раскрывая причины инфляционных процессов, важно отметить, что находятся они как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране. К наиболее распространенным относятся: отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, несбалансированность государственных доходов и расходов, инфляционно опасные инвестиции, повышение зарплаты и т.д. Но вот последствия инфляции могут проявляться в течение многих десятилетий, поэтому важно их заранее предусмотреть.

В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом. Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2008-2010 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства