Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 12:33, реферат
Описание работы
Переход российской экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по развитию народного хозяйства, и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.
Содержание работы
Введение Антиинфляционная политика и ее варианты Заключение Список использованной литературы
Переход российской экономики
на рыночные отношения резко повысил значение
денег. Проблемы денежного хозяйства становятся
основными и в практических мероприятиях
по развитию народного хозяйства, и в теоретических
исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное
обсуждение указанных вопросов на страницах
экономической прессы, актуальность их
не уменьшается. Высокая стоимость анализа
инфляционных процессов, большое число
действующих факторов затрудняют выработку
правильной денежной политики. Инфляция
является сложным социально-экономическим
явлением, порождаемым диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного
хозяйства. Она представляет собой одну
из наиболее острых проблем современного
развития экономики во многих странах
мира. Основная цель социально-экономической
политики государства - повышение
уровня жизни граждан. Государственные
органы управления должны создать условия,
позволяющие повышать доходы предприятий
и работников и увеличивать поступления
в бюджет. Доход работника (т.е. покупательская
способность его заработной платы) должен
позволить оплатить все необходимые расходы
на питание, одежду, коммунальные, бытовые
и другие услуги, а также на приобретение
производимых в республике товаров народного
потребления. Т.к. производить товары и
услуги можно и нужно лишь тогда, когда
у покупателей имеется возможность их
приобрести, оплатить.
Проблема ограничения уровня инфляции,
стабилизации экономики на основе комплексной
политики регулирования доходов населения
создаст дополнительный резерв для экономического
роста РФ.
Антиинфляционная
политика и ее варианты
Переход российской
экономики на рыночные отношения резко
повысил значение денег. Проблемы денежного
хозяйства становятся основными и в практических
мероприятиях по реконструкции народного
хозяйства, и в теоретических исследованиях.
Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение
указанных вопросов на страницах экономической
прессы, актуальность их не уменьшается.
Высокая стоимость анализа инфляционных
процессов, большое число действующих
факторов затрудняют выработку правильной
денежной политики.
Как показывает опыт,
переход на рыночные отношения сопровождается
быстрым ростом цен, усилением действия
инфляционных факторов. Очень важно правильно
оценить, является ли сам переход на рыночные
отношения причиной углубления инфляции
или при этих отношениях накопленный ранее
инфляционный потенциал получает свое
реальное выражение. Очевидно, что в условиях
рыночных отношений возможности искусственного
сдерживания инфляции резко сокращаются.
Вместе с тем непоследовательность в принятии
решений по переходу к рынку, непродуманность
некоторых шагов усугубляют имеющиеся
трудности, усиливают инфляционные процессы.
Опыт многих стран
показал, что длительное функционирование
централизованного планирования, как
правило, приводит к нарушению сбалансированности
материальных и денежных потоков.
Инфляция - это социально-экономическое
явление, которое порождается диспропорциями
в различных сферах рыночного хозяйства
страны, оно до сих пор не освещено в полной
мере в научном плане. Инфляция это наиболее
острая проблема современного развития
экономики, поэтому она требует прежде
всего уточнения как социально-экономическое
понятие.
Инфляцию можно рассматривать
как проявление противоречий, происходящих
вследствие роста цен и обесценения денежных
единиц, с одной стороны, между действительным
и денежным, а, с другой - между реальным
и фиктивным капиталами. Иными словами,
возникающие структурные диспропорции
в воспроизводстве общественного капитала
приводят к повышению цен.
В западной экономической
мысли формула «инфляция - рост цен» неприемлема,
потому что там инфляция означает рост
цен при сохранении баланса спроса и предложений,
и повышаются обязательно все цены.
Даже в периоды
довольно быстрого роста инфляции
некоторые цены могут оставаться
относительно стабильными, а другие
падать - это одно из больных
мест инфляции то, что цены
имеют тенденцию подниматься
очень неравномерно. Одни подскакивают,
другие поднимаются более умеренными
темпами, а третьи вовсе не
поднимаются.
Инфляция как таковая
– это денежный феномен, категория, обозначающая
снижение покупательной способности денег.
А в условиях свободного рыночного ценообразования
инфляция проявляется, прежде всего в
повышении цен, в связи с чем и говорят
об их инфляционном росте.
Инфляция может возникать
в результате повышения совокупного спроса,
которое является следствием увеличения
оплаты труда госслужащих, социальных
выплат, субсидий и других государственных
расходов, не покрываемых соответствующим
увеличением доходов государственного
бюджета. Совокупный спрос способен увеличиваться
и при повышении скорости денежного обращения,
не связанном с аналогичной динамикой
производства. Так бывает, например, при
инфляционных ожиданиях. Во всех подобных
случаях нарушения рыночного равновесия
между количеством денег и товаров восстанавливается
путем повышения цен.
Длительное и существенное
завышение цен становится возможным в
результате несовершенства рыночных отношений
в одной или нескольких отраслях экономики.
Если данная продукция используется при
производстве других товаров, издержки
последнего растут, что рано или поздно
делает невыгодным продолжение выпуска
этих изделий при прежнем уровне спроса
и цен.
В результате производство
по всей технологической цепочке, вплоть
до конечной продукции, сокращается. А,
поскольку, обществу необходимо продолжение
и развитие производства, перед государством
встает задача расширить денежный спрос
и дать тем самым некоторый простор для
повышения цен за счет увеличения денежной
массы (увеличение доходов потребителей).
Такой механизм называется «инфляциями
издержек».
В качестве вывода
можно отметить, что инфляция - это обесценение
бумажных денег вследствие выпуска их
в обращение в размерах, превышающих потребности
товарооборота, что сопровождается ростом
цен на товары и падением реальной зарплаты.
А повышение банковской процентной ставки,
увеличение платы за кредит и увеличение
налогов - это основные причины ее роста.
В странах с развитой
рыночной экономикой ползучая инфляция
считается нормальным явлением как сильный
негативный фактор, вызывающий значительные
социально-экономические последствия.
Против них используются различные меры
антиинфляционной политики, зависящие
от теоретических взглядов тех, кто эту
политику проводит.
Антиинфляционная
политика представляет собой совокупность
инструментов государственного регулирования,
направленных на снижение инфляции. Экономисты
пытаются найти ответ на такой важный
вопрос - ликвидировать инфляцию путем
радикальных мер или адаптироваться к
ней.
Многообразные негативные
социальные и экономические последствия
инфляции заставляют правительства разных
стран проводить определенную экономическую
(антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной
политики заключается в том, чтобы сделать
инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно
умеренным. Для этого используется широкий
набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых
методов, мероприятия в области политики
доходов, а также различные программы
стабилизации, включая проведение радикальных
денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией
могут быть прямые и косвенные.
Косвенные методы.
· Регулирование общей
массы денег через управление ими центральным
банком;
· Регулирование ссудного
и учетного процесса коммерческих банков
через управление ими центральным банком;
· Обязательные резервы
коммерческих банков, операции центрального
банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы.
· Прямые методы регулирования
покупательной способности денежной единицы,
то есть борьбы с инфляцией, включают в
себя:
· Прямое и непосредственное
регулирование государством кредитов
и тем самым - денежной массы;
· Государственное
регулирование цен;
· Государственное
(по соглашению с профсоюзами) регулирование
заработной платы;
· Государственное
регулирование внешней торговли, ввоза
и вывоза капитала и валютного курса.
Контроль и управление
спросом
Все экономисты сходятся
во мнении, что контроль и управление совокупным
спросом через проведение налогово-бюджетной
или денежно-кредитной политики может
замедлить развитие инфляционных процессов.
Однако такая деятельность сопряжена
с издержками. Инфляция может получить
толчок, так как ожидания дальнейшего
развития инфляционных процессов сдвигают
кривую реального совокупного предложения
еще выше, и, следовательно, попытки остановить
инфляцию путем замедления роста спроса
приведут к возникновению инфляции, сопряженной
со спадом. От этого источника инфляции
удается избавиться лишь ценой высокой
безработицы и низкого реального объема
производства в течение некоторого периода,
который даже в самых смелых ожиданиях
нельзя назвать кратким. Контроль над заработной
платой и ценами (Политика доходов) Под
контролем над заработной платой и ценами
понимают любую последовательность целого
ряда действий от весьма умеренных до
принудительного установления верхних
пределов роста заработной платы и цен,
проводимых в рамках экономической политики.
В истории Соединенных Штатов был ряд
периодов, в течение которых предпринимались
попытки установить такой контроль; Осуществление
контроля: Аргументы в пользу контроля
над заработной платой и ценами наиболее
обоснованы в том случае, когда он осуществляется
согласно ограничительным действиям политики
управления спросом в качестве некой временной
меры по преодолению инфляции, сопряженной
со спадом. Когда высшие чиновники правящей
администрации после некоторого периода
быстрого развития инфляционных процессов
устанавливают ограничения на совокупный
спрос, предприниматели и рабочие вовсе
не ожидают, что инфляция остановится
немедленно. Их инфляционные ожидания
относительно изменения цен на конечные
товары и на привлекаемые факторы производства
толкают кривую совокупного предложения
вверх, вызывая, развитие инфляционных
процессов, инспирированных затратами.
Сам факт ожидания еще большей инфляции
действительно порождает инфляцию. Предположим,
что с замедлением темпов роста совокупного
спроса правительство вводит некую программу
жестокого контроля над заработной платой
и ценами. Оно во всеуслышание заявляет
об этом и делает все, чтобы создать видимость
своей непоколебимой решимости раз и навсегда
покончить с инфляцией. Правительство
надеется, что все хозяйственные агенты
поверят в то, что такой контроль действительно
остановит инфляцию, ибо, поверив, они
понизят свои инфляционные ожидания гораздо
раньше, чем если бы им пришлось узнавать
об этом в процессе своей повседневной
деятельности. Такое сокращение уровня
ожидаемой инфляции - если оно случится
- устранит из развития инфляционных процессов,
сопряженных со спадом, элемент, инспирированный
затратами. Понимая, что нет необходимости
настаивать на более высокой заработной
плате, чтобы победить инфляцию, рабочие
по-прежнему будут считать текущий уровень
заработной платы приемлемым. Осознавая,
что цены на привлекаемые ими факторы
производства не станут повышаться, фирмы
вряд ли сократят объем производства и
увеличат цены на производимые ими конечные
товары. Более значительная часть снижения
роста номинального ВНП примет форму замедления
повышения цен (в отличие от уменьшения
реального объема производства). Падение
реального объема производства и рост
безработицы уменьшатся по сравнению
с альтернативным вариантом. В результате
переход к стабильному уровню цен совершится
быстрее и менее болезненно. Таков теоретический
сценарий. Проблемы, связанные с осуществлением
контроля. Проблема состоит
в том, что контроль над заработной платой
и ценами нередко используется в качестве
«заменителя» политики по управлению
спросом вместо ее дополнения. Правительство
либо пытается осуществить контроль над
заработной платой и ценами, чтобы покончить
с инфляцией без замедления роста совокупного
спроса, либо сохраняет этот контроль
в силе уже после завершения промежуточного
периода и начала нового подъема. Поэтому
контроль над заработной платой и ценами
будет малоэффективен, либо приведет к
возникновению дефицита, рационирования
и черного рынка. Индексация подразумевает,
что заработная плата, налоги, долговые
обязательства, процентные ставки и многое
другое становятся нечувствительными
к инфляции, если в ответ на изменения
цен осуществляется корректировка номинальных
денежных платежей. Иногда индексация
используется только для того, чтобы облегчить
жизнь в условиях инфляции. С этой целью
индексация применялась в таких странах
как Бразилия и Израиль, когда инфляция
там измерялась двузначными и даже трехзначными
цифрами. Однако некоторые экономисты,
в том числе и Милтон Фридман, высказали
предположение, что индексация может сдерживать
инфляцию, а также уменьшать связанные
с нею неприятности Дело в том, что индексация,
подобно контролю над заработной платой
и ценами, может помочь вытеснить из инфляционных
процессов, сопряженных со спадом, элементы,
инспирированные спросом. В течение инфляционного
периода все долгосрочные контракты
договоры с профсоюзами о заработной плате,
соглашения о поставках промышленной
продукции, контракты о предоставлении
ссуд и т. д. должны предусматривать защиту
от роста цен. Если это делается просто
за счет установления более высоких ставок
номинальной заработной платы, цен и процентных
ставок, упомянутые контракты будут продолжать
действовать в сторону повышения издержек
даже после того, как в тех или иных частях
экономической системы инфляция замедлилась.
Однако если заработная плата, цены и процентные
ставки в долгосрочных контрактах связаны
с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано
с изменением общего уровня цен.
Следовательно,
если индексация распространится
повсеместно, вероятно, что темп
инфляции быстрее среагирует
на замедление роста совокупного
спроса и, в свою очередь, также
замедлится. Однако если инфляционные
процессы вызваны резким нарушением («шоком»)
предложения, а не избыточным спросом,
то индексация может ухудшить, а не улучшить
положение вещей. Приспособление к последствиям
шока скажем, к последствиям повышения
цен на импортируемую нефть требует изменения
структуры относительных цен. Цену на
нефть придется повышать быстрее, чем
предполагает темп инфляции, тогда как
цены на другие товары будут расти медленно.
Индексация имеет тенденцию сводить все
цены и ставки заработной платы к средней
величине, затрудняя корректировку относительных
цен. Изменение режима экономической политики. Индексация
и контроль в лучшем случае облегчают
задачу сглаживания последствий инфляции.
Когда инфляционные процессы действительно
выходят из-под контроля, требуется предпринять
нечто более существенное. Однако, что
произошло бы, если бы в период быстрой
инфляции произошло заслуживающее доверия
изменение режима проводимой экономической
политики, правительство убедило бы всех,
что оно никогда не допустит вновь того
, и не имеет значения, как оно это сделает,
чтобы совокупный спрос опережал рост
естественного уровня реального объема
производства? Поверив этому обещанию,
предприниматели и наемный персонал ожидали
бы падения темпа инфляции до нулевой
отметки. В случае изменения их ожиданий
иной была бы и их реакция на ограничительную
экономическую политику. Перемещение
вверх кривой реального совокупного предложения
на краткосрочном временном интервале
сразу бы прекратилось. Поскольку она
пришла бы в состояние покоя, экономика
быстро и безболезненно могла бы сохранить
переход к стабильному уровню цен. Хотя
и приведенные рассуждения звучат слишком
привлекательно, чтобы им можно было бы
безоговорочно поверить, но в 90-е годы
некоторые страны, подверженные гиперинфляции,
предпринимали аналогичные изменения
в режиме проводимой ими экономической
политики и добивались при этом переменного
успеха. В 1990 году к решительным изменениям
в режиме экономической политики приступили
Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем
году гиперинфляцию. Хотя эти последние
примеры и не подтверждают заявление о
том, что существуют способы преодоления
инфляции без определенных издержек, они
действительно указывают на то, что изменение
режима экономической политики может
стать весьма существенным элементом
в программе замедления темпов развития
инфляции. «Валютный коридор» «Валютный
коридор» является способом принудительного
ограничения курса доллара с целью преодоления
инфляции. Однако заниженный курс неизбежно
приводит к увеличению импорта, сокращению
внутреннего производства и экспорта.
Дополнительная валюта для импорта при
этом может браться только из ранее созданных
резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении
«валютного коридора» экономика выходит
на специфический стационарный режим
с высокой дополнительной потребностью
в валюте. Если гарантированные долгосрочные
источники валюты имеются, то такой режим
реализуем (хотя и не обязательно целесообразен).
Если же таких источников нет, то избранная
политика неизбежно приводит к разрушительным
последствиям. Кредитно-денежная
политика. Стабилизация обменного
курса и цен приводит к увеличению реальных
денежных остатков, которые стремятся
держать люди. Ключевой вопрос экономической
политики состоит в том, каким образом
происходит приспособление к этому росту
спроса на деньги. Изменение денежной
базы (или количества денег высокой эффективности)
равно изменению объема внутренних кредитов
плюс изменение валютных резервов.
Таким образом, правительство
имеет три возможных способа удовлетворения
возросшего спроса на деньги:
- может увеличить внутреннее
кредитование государственного сектора
(т.е. центральный банк может купить облигации
у казначейства);
- увеличить внутреннее кредитование
частного сектора (т.е. центральный банк
может предоставить больше кредитов частным
банкам);
- санкционировать приток
валютных резервов через платежный баланс
(т.е. центральный банк может скупать иностранную
валюту по фиксированному курсу). Денежная реформа:
введение новой денежной единицы Успешные попытки
стабилизации нередко сопровождаются
введением новой денежной системы. Наиболее
популярный способ стабилизации состоит
в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся
денежной единицы. Тем не менее, какой
бы популярной ни была политика, связанная
с введением новой денежной единицы, она
не является фундаментальным элементом
пакета стабилизационных мер. При простейшем
варианте денежной реформы новая денежная
единица вводится для того, чтобы отбросить
несколько нулей во всех ценах, заработных
платах и финансовых активах в экономике.
Это во многом косметическое изменение,
которое не приносит вреда, но может принести
некоторую экономию на издержках (чернил,
бумаги, времени, числа позиций в вычислительных
машинах и т.д.) Наконец, возможна конфискационная
реформа, при которой новая денежная единица
обменивается на старую без приведения
курса обмена денег в соответствие с изменениями
заработной платы и цен. Смягчение внешнего
бюджетного ограничения. Все страны, испытывающие
гиперинфляцию, достигают крайне низкого
уровня валютных резервов, что затрудняет
защиту обменного курса, а значит, и стабилизацию
цен. В более широком смысле страны часто
вступают в гиперинфляцию из-за лежащего
на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств.
Следовательно, для правительства,
предпринимающего стабилизационную программу,
весьма желательно для поддержки платежного
баланса получить заем, чтобы с его помощью
увеличить объем валютных резервов, или
договориться о пакете иностранной помощи
для облегчения лежащего на бюджете финансового
бремени внешнего долга. Эта долгосрочная
поддержка может включать предоставление
новых займов и облегчение обслуживания
существующего долга.
Заключение
Таким образом, инфляция - это
сложный много - профильный процесс, наносящий
серьезный ущерб экономике страны, ее
населению. Инфляция в настоящее время
в той или иной степени охватывает практически
все страны мира. Борьба с ней с целью ее
снижения требует больших сил и материальных
затрат. Инфляция - один из
самых болезненных и опасных процессов,
негативно воздействующих на финансы,
денежную и экономическую систему в целом,
а также подрывающих возможности хозяйственного
регулирования. Инфляция по своему характеру,
интенсивности, проявлениям бывает весьма
различной и связана с шоками предложения. Управление инфляцией
представляет важнейшую проблему кредитно-денежной
и в целом экономической политики. Необходимо
учитывать при этом многосложный, многофакторный
характер инфляции. В ее основе лежат не
только монетарные, но и другие факторы.
При всей значимости сокращения государственных
расходов, постоянного сжатия денежной
эмиссии требуется проведение широкого
комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них: стабилизация
и стимулирование производства, совершенствование
налоговой системы, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной
деятельности, изменение обменного курса
рубля, проведение определенных мер по
регулированию цен и доходов. Многообразные
негативные социальные и экономические
последствия инфляции заставляют правительства
разных стран проводить определенную
экономическую (антиинфляционную) политику.
Цель антиинфляционной политики заключается
в том, чтобы сделать инфляцию управляемой,
а ее уровень - достаточно умеренным. Для
этого используется широкий набор денежно-кредитных,
бюджетных, налоговых методов, мероприятия
в области политики доходов, а также различные
программы стабилизации, включая проведение
радикальных денежных реформ. Антиинфляционная
политика представляет собой совокупность
инструментов государственного регулирования,
направленных на снижение инфляции. Экономисты
пытаются найти ответ на такой важный
вопрос - ликвидировать инфляцию путем
радикальных мер или адаптироваться к
ней.