Антиинфляционная политика в ПМР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………..2
Глава 1.Инфляция как социально-экономическое явление.
1.1.Сущность и причины инфляции………………………………………………………………………5
1.2.Виды,типы и формы инфляции……………………………………………………………………..12
1.3.Способы измерения инфляции……………………………………………………………………..17
1.4.Социально-экономические последствия инфляции…………………………………….21
Глава 2.Антиинфляционная политика государства и её эффективность.
2.1.Понятие,цели и задачи антиинфляционной политики……………………………….24
2.2.Основные виды, формы и методы антиинфляционной политики…………….27
2.3.Инструменты борьбы с инфляцией……………………………………………………………...35
Глава 3. Антиинфляционная политика в ПМР.
3.1.Анализ инфляционных процессов в ПМР…………………………………………………….42
3.2.Реализация антиинфляционной политики в ПМР и оценка её эффективности…………………………………………………………………………………………………….52
3.3.Возможные пути повышения эффективности антиинфляционной политики в ПМР……………………………………………………………………………………………………………………..58
Заключение…………………………………………………………………………………………………………61
Список используемой литературы…………………………………………………………………….63

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 157.59 Кб (Скачать файл)

По прогнозам ПРБ в Приднестровье в 2013 году инфляция будет снижаться до 7-8%.Исходя из выше изложенного, можно подвести итог, что на внутреннем рынке республики по итогам 2010 года розничные цены выросли в среднем на 13,2%, по итогам 2011 года  на 16%, превысив прогнозную отметку (12,0%), в 2012 году инфляция составила 10, 43 % , что в полтора раза меньше чем в 2011 году . 
На инфляцию 2012 года , по словам Министерства повлияло повышение цен на продукты питания – 14 % и подорожание пакета услуг на 10 %.Инфляция 2012 года оказалась ниже чем прогнозировал республиканский банк(13%).[13,c.12]

Инфляция в Приднестровье в I квартале 2013г.

Инфляция в Приднестровье в марте 2013г. составила 0,1%, а в целом в I квартале 2013г. - 1,99%. Как сообщили РБК в Министерстве экономического развития ПМР, в частности, в марте 2013г. цены на продовольственные товары в Приднестровье увеличились на 0,02%, на непродовольственные товары - выросли на 0,17%. Тарифы на услуги повысились на 0,16%.

В целом за январь-март 2013г. продовольственные товары в Приднестровье подорожали на 1,53%, непродовольственные - на 0,51%, тарифы на услуги повысились на 5,32%.

Как сообщалось ранее, инфляция в Приднестровье в 2012г. составила 10,43%, хотя прогнозировалась в пределах 13%. В частности, в 2012г. цены на продовольственные товары в ПМР выросли на 14,08%, на непродовольственные - на 5,97%. Тарифы на услуги повысились на 9,99%. На 2013г. власти Приднестровья прогнозируют инфляцию на уровне 7-8%.[5]

 

 

 

 

 

 

3.2Реализация  антиинфляционной политики в  ПМР и оценка её эффективности.

Инфляция является, пожалуй, единственным макроэкономическим показателем, который не только характеризует основные тенденции развития государства, но и непосредственно отражается на уровне жизни всего населения. В связи с этим выявление факторов роста потребительских цен и разработка антиинфляционных мероприятий является приоритетной задачей любого государства.

Среди главных факторов, определяющих инфляцию в ПМР, необходимо отметить: изменение цен, установленных административным путем (на электроэнергию, природный газ, горючее и т.д.); меры налогово-бюджетного характера (изменение ставок налогов и сборов); изменение обменного курса национальной валюты; рост доходов населения (в основном, в результате переводов иностранной валюты от работающих за рубежом); денежно-кредитный фактор. С целью снижения уровня инфляции будут проводиться: налогово-бюджетная антиинфляционная политика, посредством которой будут достигнуты оптимальные пропорции денежных потоков, контролируемые государством, что подразумевает, в том числе, поддержание бюджетного (первичного) профицита; денежная антиинфляционная политика, предусматривающая объемы денежной массы, кредитов и денег в обращении, адекватных состоянию национальной экономики; структурная антиинфляционная политика, реализуемая путем:

1) соотношения  темпов роста средней заработной  платы в экономике и производительности  труда в национальной экономике;

2) применения  финансовых инструментов, направленных  на перемещение ресурсов с  потребительского рынка на рынок  накопления;

3) индексирование  пенсий к прогнозируемому темпу  годового роста средней заработной  платы в экономике и уровню  инфляции.

В Приднестровье длительное время инфляционная нагрузка на экономику сохранялась на очень высоком уровне. Если в странах с развитой экономикой допустимым является ежегодный прирост цен не более чем на 10%, то у нас в отдельные годы стоимость потребительских товаров и услуг увеличивалась в разы (1999 г. — в 2,4 раза, 2000 г. — в 1,9 раза). Это отрицательно сказывалось на доверии населения и к экономической политике государства, и к собственной денежной единице — приднестровскому рублю. Социальный эффект от увеличения зарплат и пенсий не достигался в связи с опережающим ростом цен. В расчётах, как между предприятиями, так и между физическими лицами, происходило вытеснение рубля иностранными валютами. Происходило это в силу целого комплекса причин объективного и субъективного характера.

Однако, начиная с 2002 года, в приднестровской экономике наблюдается постепенное замедление темпов прироста потребительских цен. И хотя этот процесс ещё не принял устойчивого характера (2002 г. — 10,6%, 2003 г. — 32,6%, 2004 г. — 20,4%), в то же время уже по предварительным итогам текущего года можно однозначно говорить о наличии положительных сдвигов в решении этой проблемы.

Главным фактором, который обусловил снижение инфляционного фона в экономике Приднестровья в текущем году, стало сокращение темпов роста цен на основные продукты питания. Одной из главных причин роста цен по группе непродовольственных товаров является воздействие внешних факторов. Среди них следует выделить импортируемую инфляцию, то есть изменение уровня цен в странах — поставщиках конкретных товаров.

Частично снизить негативное воздействие импортируемой инфляции на внутренний рынок Приднестровья удаётся благодаря политике курсообразования, проводимой Приднестровским республиканским банком в течение последних лет. Предсказуемое изменение обменного курса рубля в рамках заранее установленного валютного коридора и существенное уменьшение темпов девальвации позволили снизить инфляционные ожидания населения и создать условия для эффективного перспективного планирования деятельности экономических агентов.

Однако приднестровскую экономику отличает высокая степень открытости. По данным за девять месяцев текущего года, объём внешнеторгового оборота превысил величину созданного в республике валового внутреннего продукта в 2,8 раза. В связи с этим полностью исключить внешнее воздействие на внутренний рынок не представляется возможным. А это означает, что уровень цен на нём будет зависеть в том числе и от мировой конъюнктуры. Особенно сильно эта зависимость проявляется в ценах на горюче-смазочные материалы. В частности, в текущем году среди всех потребительских товаров одни из самых высоких темпов роста цен были зафиксированы на бензин — 138,1%. И хотя степень прямого влияния этого повышения на прирост сводного индекса потребительских цен была минимальна, уровень косвенного воздействия через стоимость других товаров является весьма ощутимым.

К числу внутренних факторов, оказавших влияние на формирование итогового показателя инфляции, можно отнести возросшее давление на цены со стороны потребительского спроса. В условиях низкого уровня сбережений увеличение практически на треть реальных денежных доходов привело к тому, что большую часть свободных средств население направляет на покупку товаров. И несмотря на то, что это обстоятельство является подтверждением повышения уровня и качества жизни граждан, отечественная промышленность в силу объективных причин соответствовать растущим потребностям просто не в состоянии. Следовательно, удовлетворение спроса происходит за счёт роста импорта, что в свою очередь приводит к увеличению цен.

Для того, чтобы не допустить резких ценовых скачков на потребительском рынке в ближайшей перспективе и тем самым обеспечить снижение инфляционной нагрузки на население, необходимо проведение согласованной экономической политики. При разработке антиинфляционных мероприятий, в первую очередь, нужно учитывать влияние внешних факторов. В качестве одного из направлений по их нейтрализации должно выступать осуществление эффективной импортозамещающей политики. Следует в максимально возможном объёме добиваться самообеспечения по тем товарам и услугам, производство которых имеет потенциальные возможности на территории республики.

Кроме того, одной из основных задач должно стать обеспечение адекватности увеличения потребительского спроса темпам развития экономики и темпам изменения производительности труда. Дополнительной мерой является стимулирование повышения склонности населения к сбережению, что не только создаст дополнительные источники инвестиций в экономику, но и позволит значительно уменьшить инфляционный навес. В сфере услуг объективно необходимое повышение тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве должно осуществляться параллельно с изменением самого механизма функционирования отрасли.[6]

Важнейшей задачей, которую должно поставить перед собой государство в области экономической политики, является стабилизация среднего уровня цен и недопущение их взрывного роста. До 2012 года в Приднестровье отсутствовал механизм системной реализации государственной антиинфляционной политики. В результате внесенных в Конституцию изменений ситуация исправлена. За изменение уровня цен будет отвечать Правительство ПМР. Поэтому в числе первоочередных стоит задача предоставления Правительству достаточного числа рычагов, позволяющих управлять процессами формирования и изменения цен. Консолидированными действиями всех ветвей власти мы в состоянии остановить инфляционные процессы и связанное с инфляцией обесценение доходов граждан.

Сбалансированность республиканского и местных  бюджетов  является главной  целью  бюджетно-финансовой   политики    законодательной    и исполнительной власти.

Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета.  При наличии  дефицита  бюджета  первоочередному  финансированию   подлежат расходы по социально-защищенным статьям, включаемые в  бюджет  текущих расходов.

Покрытие бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных средств  не допускается. Основными формами покрытия бюджетного  дефицита  являются формирование  государственной  задолженности, как  правило,  за    счет государственных займов или использования кредитных ресурсов,  формы  и размер которых определяются при утверждении бюджета.

В целях осуществления  антиинфляционных  мероприятий  и  покрытия дефицита  государственного   бюджета    вопросы    о    предоставлении республиканскому  бюджету  Приднестровской    Молдавской    Республики кредитных ресурсов и выпуске  государственных  займов  рассматриваются Верховным  Советом   Приднестровской    Молдавской    Республики    по представлению  Правительства  Приднестровской  Молдавской  Республики.Разрешение на кредитование и  размещение  займов  оформляется  в  виде постановления Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики.

Формирование антиинфляционной политики должно основываться на глубоком понимании механизма развивающейся инфляции и осторожном использовании имеющихся рычагов. Снижение инфляционного давления на экономику достигается посредством применения комплекса мер: фискальных, стабилизационных и денежно-кредитных.[7]

Таким образом, для борьбы с инфляцией может быть использован только комплексный подход, объединяющий усилия всех министерств и ведомств, в чей компетенции находится принятие решений по данной проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3Возможные  пути повышения эффективности  антиинфляционной политики в  ПМР.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д.

Эффективность проведения антиинфляционных мер обусловливается диагностикой характера инфляции, т.е. определением ее причин. Покупательная способность денег в современной экономике формируется на основе соотношения денежной и товарной массы. Если денег в экономике становится больше, чем товаров, ценность денежной единицы падает. Это и есть инфляция со стороны спроса. Оборотной стороной падения ценности денег в рыночной экономике является рост товарных цен. Суть такого явления можно выразить известной фразой, встречающейся во многих учебниках по экономической теории: "Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров".[6]

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы:

- сокращению  количества взимаемых налогов;

- отказу  от использования инфляции как  источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно  переоценивать основные фонды, индексировать  все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях  и убытках;

- пересмотру  налоговых платежей, включаемых  в издержки производства, которые  стимулируют рост цен: отчислений  в пенсионный фонд, фонд социального  страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество  и т.д.;

- изменению  методики налогообложения;

- ликвидации  государственной задолженности  перед отраслями и сферами  народного хозяйства.

В антиинфляционной политике необходимо дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка.

Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Приднестровский  Республиканский банк , который осуществляет  денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ПРБ на оборот денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как это применяется в мировой практике.

Информация о работе Антиинфляционная политика в ПМР