Антиинфляционная политика в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов: 1) Содержание, показатели измерения и оценки инфляции.
2) Формы, причины возникновении и факторы развития инфляции.
3) Сущность и направления антиинфляционной политики.
4) Разработка антиинфляционной программы.
5) Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..4

Глава 1. Сущность, показатели измерения и формы инфляции.

1.1. Сущность и показатели измерения инфляции………………6

1.2. Формы и типы инфляции………………………………………8

Глава 2. Антиинфляционная политика.

2.1. Сущность и направления антиинфляционной политики..14

2.2. Разработка антиинфляционной программы………………..18

Глава 3. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь
3.1. Антиинфляционная политика проводимая в Республике Беларусь………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………..24

Список использованных источников…………………………….26

Приложение………………………………………………………….27

Файлы: 1 файл

1.doc

— 4.62 Мб (Скачать файл)

Влияние увеличения совокупного  спроса на инфляцию зависит от того, на каком участке АS находится экономика в данный момент (рис. 3):

на горизонтальном («кейнсианском»), соответствующем неполной занятости  в экономике, увеличение АD не сказывается  на росте цен,  вызывая соответствующее  АD увеличение объема предложения (расширение производства, осуществляется за счет неиспользованных производственных мощностей);

на промежуточном участке  увеличение совокупного спроса вызывает рост цен и объема предложения;

на вертикальном («классическом»), соответствующем полной занятости в экономике, когда расширение производства практически невозможно, увеличение совокупного спроса толкает цены вверх, в  то время как объем предложения остается неизменным.

В рамках кейнсианской модели развивалась концепция инфляционного  (рис. 4) и дефляционного (рис. 5) разрывов (П., Самуэльсон, Э. Хансен).

При инфляционном разрыве планируемые совокупные расходы (Е) превышают величину ВНП, достигаемую при полной занятости, т.е. Yo > Y*. Однако удовлетворить АD нельзя, так как в экономике уже обеспечена полная занятость. Инфляция может остановиться, если произойдет перераспределение доходов в пользу лиц, обладающих высокой склонностью к сбережению. В этом случае произойдет сокращение АD (сдвиг линии планируемых расходов), и инфляционных разрывов будет ликвидирован.

При дефляционном разрыве  планируемые совокупные расходы  ниже ВНП, достигнуто при полной занятости, т.е. Yo < Y*. В этом случае увеличение совокупных расходов окажет положительное воздействие на величину реального ВНП.

Инфляция предложения (издержек), («инфляция продавцов») возникает в результате роста издержек. Объяснения инфляции издержками было принято, когда кейнсиканский подход, согласно которому инфляция может иметь место только при полной занятости, был, опровергнут реальностью. В большинстве стран инфляция сочетается с безработицей и спадом производства.

Инфляция издержек обусловлена  следующими немонетарными факторами:

повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;

шоками предложения – внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое падение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату).

«ценовой накидкой», используемой олигополистическими предприятиями  и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.

Инфляция предложения (издержек) иллюстрируется на (рис. 6).

При инфляции предложения, в котором периоде кривая смещается влево. Такой сдвиг может быть вызван ростом ожидаемого темпа инфляции, который ведет к росту заработной платы, ускоряя инфляцию.

Цены и выпуск продукции  изменяются в противоположном направлении: цены растут с Р0 до Р1, а объем производства сокращается с Yo до Y1.

Анализ моделей инфляции спроса и предложения (издержек) показывает:

          инфляция спроса может, продолжатся до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы; инфляция предложения (издержек) порождает спад, который в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т.е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;

при инфляции спроса рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширения спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объема производства; при инфляции издержек рост цен всегда  сопровождается падением производства.

 

 

 

 

Глава 2. Антиинфляционная политика.

 

2.1. Сущность  и направления  антиинфляционной  политики.

Антиинфляционная  политика – макроэкономическая политика, нацеленная на стабилизацию общего уровня цен, смягчение инфляционной остроты.

Антиинфляционная политика осуществляется по средствам стратегии и тактики, предусматривающих систему мер, связанных с борьбой с инфляционными процессами. Она может быть активной, направленной на ликвидацию причин, породивших инфляцию, и пассивной, которая представляет собой приспособление к условиям инфляции.

Антиинфляционная политика включает в себя:

    • регулирование совокупного спроса;
    • регулирование совокупного предложения.

Первое направление  предпочитали кейнсианцы, второе –  монетаристы. Кейнс исходил из того, что поднять уровень предложения можно, формируя эффективный спрос посредством государственного заказа и дешевого кредита. Эти меры правительства приводят к сокращению спада и уменьшению безработицы.

Однако такая  антиинфляционная политика приводит к углублению  дефицита государственного бюджета, который не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс предлагал покрывать его при помощи государственных займов, которые можно погасить  в дальнейшем, Эта политика дает положительный эффект на протяжении ряда лет.

Монетаристское направление антиинфляционной политики возникло позже, когда кейсианские  рецепты борьбы с инфляцией были не только уже достаточно апробированы, но и их недостатки стали очевидными. В частности, в ряде стран существенно возрос государственный долг, и увеличивать его дальше практически было  невозможно. В этих условиях монетаристы предлагали радикальные меры борьбы с инфляцией. Они исходили из ограничения совокупного спроса путем проведения денежной реформы  конфискационного типа  и бюджетного дефицита за счет сокращения социальных программ. 

Поскольку монетаристы исходят из утверждения, что инфляция является чисто денежным феноменом, то метод шоковой терапии позволяет резко сократить темпы роста денежной массы (рис 1.) и быстро сбить инфляцию. Однако такой метод сопровождается значительным спадом производства и сокращением занятости.

Вариантом шоковой терапии выступает  денежная реформа конфискационного типа - обмен старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен.

Поскольку предлагаемые меры тяжело переносятся населением, то инфляционная политика является методом постепенного снижения темпов инфляции (метод градуирования) (рис 2). Этот метод предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения. Метод градуирования позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно.

Однако политика постепенного снижения темпов роста денежной массы нередко  порождает инфляционную инерцию – прошлая инфляция порождает будущую, которая вызывается, в частности, индексацией денежных доходов. Индексация – это механизм, посредством которого заработная плата может быть частично или полностью защищена от роста общего уровня цен. Считается, что политика градуирования успешна в том случае, когда рост денежной массы и уровня цен не выше 20-30 % в год.

Выбор метода «шоковой терапии» и метода постепенного снижения темпов роста денежной массы зависит от социально-экономической обстановки в стране. Обе эти концепции предлагалось использовать при переходе к рыночной экономике постсоветских экономик существует «гетеродоксальный» подход, комбинирующий элементы «шоковой терапии» и «градуалистской» теории. Дилемма «шоковая терапия – градуирование» вызывает необходимость разработки моделей «оптимальной» антиинфляционной политики.

Одним из альтернативных вариантов монетарным методам борьбы с инфляцией является политика регулирования  цен и доходов, предусматривающая  согласование между ростом доходов  и ростом цен (адаптивная политика, альтернативная монетаристским методом борьбы с инфляцией). Этот подход появился в связи с тем, что сокращение инфляции посредством роста безработицы стоит огромных издержек, определяемых так называемым коэффициентом потерь. Он показывает, сколько процентов реального годового объема производства нужно «принести в дар», чтобы сократить уровень инфляции на один процентный пункт. Эти потери выражаются в снижении уровня жизни населения, поэтому государство должно оценить величину ожидаемых потерь в связи с высокой инфляцией.

Политика регулирования  цен и доходов, означает, что правительство или замораживает цены и номинальные доходы, или ограничивает увеличение денежной заработной платы увеличением средней (по стране) производительности труда, а повышение цен ограничивает повышение затрат на заработную плату. Политика регулирования цен и доходов использовалась на Западе. Она включала в себя следующие компоненты: ограничение заработной платы и цен; налоговое регулирование доходов; усиление рыночного механизма. Однако эта политика не оправдалась, поэтому большинство стран с рыночной экономикой не используется.

В 70-80-е гг. в период страгфляционных кризисов, школа  «экономики предложения» выдвигает свой путь борьбы со спадом и инфляцией в экономике. В противовес кейнсиканскому стимулированию спроса теоретики «экономики предложения» выступали за непосредственное стимулирование производства и предложения товаров. Главным способом такого стимулирования  А. Лаффер и его последователи считали фискальную политику. Представители этой школы считали, что уменьшение налоговых ставок на предпринимателей увеличит их возможность инвестирования, а снижение налогов на заработную плату повысит стимулы к труду и его производительность.

Изменение структуры  налогов, сокращение доли прямых налогов и увеличение доли косвенных налогов, отказ от прогрессивных ставок налогообложения, уменьшение расходов государственного бюджета также являются средствами борьбы с инфляционными процессами в экономике.

Выбор конкретных мер  по борьбе с инфляцией обусловлен характером инфляции, который для каждой страны обладает специфическими особенностями и глубиной. В зависимости от характера инфляции определяется и комплекс борьбы с ней. В качестве причин инфляции может быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) либо опережающий рост заработной платы и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек), низкий курс национальной валюты и др. которые и предполагают набор мероприятий, нацеленных на сдерживание инфляционных процессов.

Для предотвращения высокой инфляции правительство должно обеспечить:

    • эффективную налоговую систему и устойчивость государственных расходов;
    • одинаковые темпы увеличения денежной массы и национального дохода;
    • предотвращение «импорта инфляции».

2.2. Разработка  антиинфляционной программы.

Когда инфляция превращается в тормоз для социально-экономического развития страны, то возникает необходимость  в разработке специальной антиинфляционной программы. Правила разработки программ такого рода обычно таковы.

На первом этапе:

необходимо выявить тип и модель инфляции, с которой приходится иметь дело, определить ее специфику и движущие силы, т.е. сделать вывод об исходных причинах инфляции;

необходимо обозначить допустимый предел инфляции, поставить  инфляционные процессы под контроль;

важно помочь хозяйствующим  субъектам адаптироваться к инфляционным процессам и не допустить сокращения объема выпуска.

Так, адаптация домашних хозяйств к инфляции предполагает введение компенсационных выплат, индексацию фиксированных доходов. Есть резон упростить процедуру поиска источников дополнительных заработков, стимулировать сбережения домашних хозяйств. Кошка, которая без устали носится за своим хвостом, имеет один недостаток – она перестает ловить мышей. Нечто подобное происходит и с инфляцией.

Поэтому на втором этапе необходимо добиться снижения инфляции до уровня «ползучей» (т.е. не более 9% в год). К реальным антиинфляционным мероприятиям следует относить лишь те, которые направлены ан преодоление причин ее провоцирующих, а не на временное смягчение ее последствий.

Нет оснований засчитывать  в  антиинфляционные  мероприятия  те действия правительства, которые  лишь трансформируют открытую инфляцию в ее скрытую форму. Особое внимание следует уделить выработке первоочередных антиинфляционных мер.

В качестве  первоочередных антиинфляционных мер следует выделить:

повышение учетной ставки (ставка рефинансирования) и обеспечение  ее положительного значения, повышение  склонности населения к сбережениям;

сдерживание кредитной  эмиссии в пользу убыточных государственных предприятий;

сокращение государственных  расходов и обеспечение бездефицитного бюджета;

совершенствование налоговой  системы и увеличение денежных поступлений  в бюджет, повышение степени доходности государственного имущества;

подавление в национальной экономике монополистических тенденций и развитие совершенной конкуренции;

стабилизацию обменного  курса национальной валюты.

Обычно все такие  мероприятия направлены на обеспечение финансовой стабилизации национальной экономики. Но более углубленная корректировка уже предполагает реформирование национальной экономики, проведение структурных сдвигов с учетом НТП, ликвидацию убыточных предприятий в государственном секторе.

Особая тема для обсуждения _ обоснованность установления административного контроля за соотношением уровня цен и уровня заработной платы.

Не исключено, что на исходном этапе борьбы с инфляционными  ожиданиями государство может пойти  на временное замораживание цен и уровня номинальной заработной платы. Но такие действия всегда предполагают широкое обсуждение в стране политики доходов, обоснованность привязки динамики доходов в реальном секторе экономики к динамике производительности труда, динамики доходов в других секторах (госслужащие, пенсионеры, военнослужащие) – к динамике доходов в реальном секторе.

В любом случке в современных  условиях приближение к мировому уровню заработной платы предполагает достижение мирового уровня  производительности труда. И наоборот, снижение производительности труда неизбежно вызывает снижение денежных доходов наемного персонала.

Из этого можно сделать вывод: современные антиинфляционные программы должны носить комплексных характер, предполагают реализацию антиинфляционных мероприятий на протяжении нескольких этапов.

Информация о работе Антиинфляционная политика в Республике Беларусь