Антиинфляционная политика в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть сущность антиинфляционной политик и ее варианты.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие и сущности инфляции;
- рассмотреть типы инфляционных процессов;
- определить виды инфляции;
- изучить методы антиинфляционной политики;
- проанализировать уровень инфляции в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Определение, формы, проявления и причины инфляции……………….5
Антиинфляционная политика и её виды………………………………...12
Анализ уровня инфляции в Российской Федерации……………………18
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиографический список …………………

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, инфляция может  быть ожидаемой (предсказуемой), прогнозируемой), по сути, планируемой как результат  тех или иных действий правительства  страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики.

Неожиданная инфляция характеризуется  внезапным скачком цен. При наличии уже сформировавшихся инфляционных ожиданий населения неожиданная инфляция влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.

Что касается форм, то они разнообразны, но в их основе лежат либо внешние причины, либо внутренние.

К внешним причинам относятся:

  • рост цен на мировых рынках;
  • сокращение поступлений от внешней торгово-промышленной деятельности;
  • отрицательное сальдо внешнеторгового баланса;
  • отрицательное сальдо платежного баланса.

Внутренние причины  инфляции, как правило, связаны с:

  • деформацией экономики в сторону отставания отраслей потребительского сектора и гипертрофированного развития отраслей тяжелой индустрии и особенно военного машиностроения;
  • монополистом государства на денежную дополнительным выпуском, внешнюю торгово-промышленную деятельность и правительственные расходы; монополистом крупнейших корпораций, фирм, компаний на установление цен на рынках, не согласующихся с их собственными затратами;
  • монопольным положением профсоюзов на регулирование ставок заработной платы своих членов путем заключения трудовых соглашений с предпринимателями, включающих обязательство последних повышать ставки в соответствии с ростом инфляции;
  • непомерно высокими налогами или процентными ставками за займ.

 

 

 

 

 

 

 

2.Антиинфляционная  политика и её виды.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.2

Антиинфляционная политика может проводиться как методами "шоковой терапии" (когда жёсткая  денежная политика помогает быстро сбить  инфляцию, но сопровождается значительным спадом в экономике производства), так и постепенно, путём многократного, но каждый раз небольшого снижения темпов роста денежной массы, что позволяет избежать глубокого спада в экономике, однако не даёт возможности быстро снизить инфляцию.

В более широком плане "шоковая  терапия" предполагает, как правило, использование чисто монетаристских антиинфляционных мер: широкую либерализацию  хозяйственной жизни, освобождение цен, свертывание хозяйственной  активности государства, жесткое ограничение роста денежной массы, балансирование бюджета главным образом за счет сокращения социальных программ и т.д. Программы постепенного снижения инфляции предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий антиинфляционных мер): поддержку важнейших, отраслей производства, налоговое стимулирование предпринимательства, частичное регулирование процесса ценообразования, создание рыночной инфраструктуры и т.д. В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого экономического спада и безработицы.

Большинство стран —  как развитых, так и с переходной экономикой — в практике борьбы с инфляцией никогда не следовали жестким монетаристским рекомендациям "шоковой терапии", поскольку это неизбежно приводило к затяжному спаду в экономике, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. При этом в первую очередь экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос – ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. Эта дилемма в разных странах решается с учетом целого комплекса специфических обстоятельств. В США и Великобритании, например, на государственном уровне ставится задача борьбы с инфляцией. Некоторые другие страны разрабатывают комплекс адаптационных мероприятий.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней  два подхода. В рамках первого  подхода предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными издержками и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос.

При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы  инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может  привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях рецессии. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных  капиталовложений и других издержек, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких прибылей, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход -денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству народным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости населения путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции. В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

Для регулирования негативных последствий инфляции существуют различные  инструменты антиинфляционной политики. В настоящее время выделяют два  основных направления такой политики:

    • Денежно-кредитная политика
    • Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Использование денежно-кредитной политики, прежде всего, характерно для представителей неоклассического направления в  экономике, в частности, - монетаристов. Такая политика, в понимании неоклассиков, подразумевает незначительное вмешательство государства в экономические процессы. Денежно-кредитную политику проводит центральный банк в пределах основных направлений государственной политики, непосредственно само государство не вмешивается в проведение денежно-кредитной политики, хотя центральный банк и находится в подчинении у правительства. Государство, образно говоря, контролирует результаты. Основными методами денежно-кредитной политики являются изменение учетных ставок (ставки рефинансирования), норм обязательных резервов для коммерческих банков и операции на открытом рынке. Объектами регулирования данной политики являются объем денег и связанные с ним параметры, субъектами - центральный банк, коммерческие банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

Денежно-кредитная политика - политика, состоящая в использовании правительством или центральным банком процентных ставок для контроля за денежной массой с целью оказания воздействия на экономику. Целью денежно-кредитной политики может быть достижение желаемого уровня или желаемых темпов роста производства, уровня цен, валютного курса или состояния платежного баланса. Методы денежно-кредитной политики заключаются в установлении ставки процента, взимаемого центральным банком, в продаже и покупке ценных бумаг для контроля за динамикой денежной массы и в изменении норм обязательных резервов для банков и других финансовых институтов. Центральный банк может оказать влияние на процентные ставки коммерческих банков как в результате операций на открытом рынке - с их помощью у банков появляется стимул к заимствованиям по собственной ссудной ставке самого Центрального банка, так и благодаря эффекту объявлений об изменениях минимальной ссудной ставки Центрального банка - рынки рассматривают их в качестве заявлений о прогнозах и целях властей. Денежно-кредитная политика, влияя на издержки и доступность кредитов, воздействует тем самым на реальную экономику и посредством этого на инфляцию и валютный курс.

Бюджетно-налоговая  политика, напротив, предполагает активное вмешательство государства в экономику и обосновывается в кейнсианском подходе. Сущностью такой политики является манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и доходами, налогообложением) для увеличения производства, снижения инфляции или безработицы.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная политика) - изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и производство неинфляционного продукта.

Фискальная  политика предполагает использование возможностей государства влияния на экономическую ситуацию в стране путем изменения государственных расходов и налогов. Эти средства воздействия на экономику являются основными инструментами фискальной политики.

Бюджетно-налоговая  политика подразделяется на:

· дискреционную (активного вмешательства)

· недискреционную (автоматическая)

Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью контроля над  инфляцией. Она включает в себя: уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов, или сочетание вышеуказанных мер.

Основными инструментами  дискреционной налогово-бюджетной  политики считаются государственные  программы капиталовложений, проекты  по трудоустройству населения, временные изменения ставок налогообложения. Однако дискреционная налогово-бюджетная политика связана с длительными лагами времени, поскольку любые изменения структуры государственных расходов и налоговых ставок требуют продолжительного обсуждения в органах законодательской власти.

Недискреционная фискальная политика представляет собой  автоматическое изменение величины правительственных расходов, налогов  и сальдо государственного бюджета  в результате циклических колебаний  дохода. Современная налогово-бюджетная система имеет свойство автоматической стабильности, под которой понимается экономический механизм, позволяющий уменьшать амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска без дискреционных решений правительства. В качестве автоматических, или «встроенных стабилизаторов» обычно выступает прогрессивное налогообложение и система государственных трансфертов, или «отрицательных налогов».

Также имеет  место классификация по видам  фискальной политики:

  • Сдерживающая (фискальная рестрикция) применяется для борьбы с инфляцией спроса. Для сокращения совокупного спроса государство уменьшает свои расходы, повышает налоги или и то, и другое вместе.

  • Стимулирующая (фискальная экспансия) повышает совокупные расходы и увеличивает совокупный доход; используется в периоды спада производства.

 

    1. Анализ уровня инфляции в Российской Федерации

2008 год однозначно  войдет в экономическую историю  России благодаря возникшему  финансовому кризису и множеству  сопутствующих ему негативных  последствий. Упадок фондового рынка. Общее снижение доходов населения на фоне роста цен на товары и услуги.

Влияние финансового  кризиса в России на себе ощутили  практически все предприятия, особенно работающие на экспорт. Даже самые крупные  компании сворачивают многие инвестиционные программы, всеми возможными путями сокращают расходную часть своего бюджета, что, в свою очередь, влечет за собой массовое увольнение и сокращение рабочих мест.

Что касается банковской системы, то здесь можно отметить ужесточение требований банков к  потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).

Цены на землю и  недвижимость также уже претерпели изменение в сторону уменьшения. Но финансовый кризис в России сыграл здесь скорее положительную роль, избавив рынок недвижимости от искусственного завышения стоимости объектов и ее беспрерывного роста.

Инфляция в 2008 году составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007 год.3

Информация о работе Антиинфляционная политика в Российской федерации