Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 00:02, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны. Данная проблема в настоящее время широко обсуждается различными авторами (теоретиками и практиками) в литературе и в средствах массовой информации. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений в России, в том числе и с учетом мирового опыта.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и заключаются в следую­щем.

Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохода и бо­гатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами произвольным и неподдающимся прогнозированию образом.

Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Дефицит государственного бюджета, являющийся одним из факторов инфляции, покрывается через инфляционный налог. Его уплачивают все держатели реальных денежных остатков. Уплачивается он автоматически, поскольку денеж­ный капитал обесценивается во время инфляции. Инфляционный налог показывает снижение стоимости реальных денежных остатков.

Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополни­тельно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сеньоражем. Он равен количеству реальных ресурсов, которое может получить государство вза­мен на напечатанные деньги. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда населе­ние поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков.

Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов. Группы, получающие индексированные доходы, за­щищены от инфляции настолько, насколько система индексации доходов позволяет им сохранить реальный заработок. Продавцы товаров и ресурсов, занимающих монопольное положение на рынке, могут увеличить свой реальный доход.

Владельцы реальных активов (недвижимости, антиквариата, произведений искус­ства, драгоценностей и т. п.) наиболее защищены от инфляции, поскольку рост цен на эти товары обгоняет общий уровень инфляции в стране.

При неизменной процентной ставке в результате неожиданной инфляции все­гда проигрывают кредиторы и выигрывают заемщики. Пытаясь уменьшить по­тери, банки повышают ставку ссудного процента. Это в свою очередь уменьшает объем инвестиций в производство. Сохранение такой ситуации в долгосроч­ном аспекте приведет к сокращению реального объема ВНП и ускорению ин­фляции.

При прогрессивной системе налогообложения инфляция способствует повы­шенному изъятию средств у домохозяйств. Поскольку инфляция приводит к обес­ценению накоплений в денежной форме, то осуществляется перераспределение накопленных доходов от старых к молодым членам общества.

Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен ус­ложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В ре­зультате увеличивается неопределенность и риск ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки и прибыли. Инвестиции начинают носить крат­косрочный характер, снижается доля капитального строительства в общем объе­ме инвестиций и повышается удельный вес спекулятивных операций. В будущем это может привести к понижению благосостояния нации и занятости.

В-третьих, уменьшается политическая стабильность общества, возрастает со­циальная напряженность. Высокая инфляция содействует переходу к новой струк­туре общества.

В-четвертых, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» сек­торе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных то­варов. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безра­ботицы и разорение товаропроизводителей.

В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную валюту. Уве­личиваются утечка капиталов за границу, спекуляции на валютном рынке, что в свою очередь ускоряет рост цен.

В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денеж­ной форме, повышается спрос на реальные активы. В результате цены на эти то­вары растут быстрее, чем изменяется общий уровень цен. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохозяйствам приходится осуществлять дополнительные затраты на покупку реальных активов.

В-седьмых, изменяется структура, и уменьшаются реальные доходы государ­ственного бюджета. Возможности государства для проведения экспансионист­ской фискальной и монетарной политики сужаются. Возрастают бюджетный де­фицит и государственный долг. Запускается механизм их воспроизводства.

В-восьмых, в экономике, функционирующей в условиях неполной занятости, умеренная инфляция, незначительно сокращая реальные доходы населения, за­ставляет его больше и лучше работать. В результате ползучая инфляция является одновременно «платой» за экономический рост и стимулом для него. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузки производственных мощно­стей.

В-девятых, в условиях стагфляции высокий уровень инфляции сочетается с боль­шой безработицей. Значительная инфляция не дает возможности увеличить заня­тость. Однако прямой взаимосвязи между инфляцией, с одной стороны, объемом производства и безработицей — с другой, не существует.

В-десятых, происходит разнонаправленное движение относительных цен и объемов производства различных товаров.

Согласно теории «ускорения инфляции» на долгосрочных временных интер­валах повышение темпов инфляции из года в год помогает поддерживать реаль­ный объем производства выше своего естественного уровня [4, c.389].

 

2.7. Антиинфляционная политика.

 

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов го­сударственного регулирования, направленных на снижение инфляции. С середины 60-х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.

Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно мож­но выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для ро­ста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу зако­нодательных актов. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменения последних обычно привязаны к темпам роста производительности труда во всей экономике; цены же могли изме­няться таким образом, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль — косвенно через цены.

Контроль обычно применялся путем принятия законов об одновременном «за­мораживании» на определенный срок цен и заработной платы. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный харак­тер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролирова­ли зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораз­до труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в националь­ном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пы­таясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной пла­той, правительство организует переговоры между администрацией крупных пред­приятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные ли­деры не могут отказаться от своей целевой функции — получения максимальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правитель­ством ориентиры.

Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных го­товых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препят­ствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов.

В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нор­мирование потребления. Сторонники политики доходов считают, что она может по­мочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Полемизируя по поводу эффективного функционирования рынка, следует отметить, что наличие мо­нопольных сил — производителей товаров и собственников ресурсов само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике (особен­но инспирированной спросом) подтверждает этот тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.

Эффективность реально проводимой политики доходов в 60-е годы в странах с рыночной экономикой оказалась не столь высока, как того хотелось бы. В ре­зультате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дифляционные» ме­роприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применя­лись в рамках антициклической политики (метод точной настройки конъюнкту­ры). По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на от­крытом рынке.

В конце 70-80-х годов провозглашались ориентиры для роста различных де­нежных агрегатов —M0, M1, M2 и др. Однако контроль за их динамикой был не­достаточно жестким. Слишком сильное сжатие денежной массы приводит к кри­зису неплатежей, банкротству предприятий. С другой стороны, даже жесткое ограничение количества денег может компенсироваться ростом скорости обра­щения денег.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государ­ственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.

В целях замедления инфляции могут применяться и инструменты валютной политики: ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса национальной валюты. Последнее помогает противостоять импорту инфляции, однако может относительно безболезненно применяться лишь при наличии поло­жительного сальдо платежного баланса и солидных золото-валютных резервов.

Сдерживающее влияние «дефляционного» топора передавалось в первую оче­редь на замедление экономического роста и увеличение безработицы, цены же снижались незначительно. Возникновение стагфляции привело к отказу от неко­торых инструментов дефляционной политики.

В условиях стагфляции 70-80-х годов для нормализации экономики приме­нялся коктейль из мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой — на расширение предложения вследствие сокра­щения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюд­жетного дефицита и росту государственного долга, что вкупе с высокими процентными ставками содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассоса­лась. Однако такое избавление от стагфляции оказалось слишком тяжелым для экономики.

Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляци­ей. Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любы­ми путями, а сделать ее и другие процессы в экономике «управляемыми». Необ­ходимо добиваться не возврата на кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной политики, а напрямую воздействовать на кривую совокупного предложения. Для этого можно использовать ужесточение стан­дартов, целевое финансирование и кредитование, селективную поддержку от­раслей, протекционистские меры, элементы политики доходов, незначительно меняя финансовую и денежную политику. Последний вариант более эффективен и создает меньшие социальные издержки.

Во временном аспекте у правительства существуют две альтернативы прове­дения антиинфляционной политики: осуществлять ее постепенно, ориентируясь на длительный период, или проводить резко (шоковая терапия). В экономичес­кой теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее. Все зависит от раз­меров страны, состояния ее экономики, степени и условий вхождения в мировой рынок, поддержки преобразований международными финансовыми организа­циями, социально-политической обстановки в стране и т. п.

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально своди­лись к использованию исключительно монетаристских методов шоковой терапии, которые не дали положительных результатов. Развитие инфляции в России происхо­дит как сочетание инфляции «спроса и издержек». Рост денежной массы в России обусловлен тремя причинами.

Во-первых, кредитами Центрального банка правительству для финансирования бюджетного дефицита.

Во-вторых, кредитами Центрального банка коммерческим банкам — кредиты рефинансирования.

В-третьих, кредитами государствам СНГ в условиях дефицита их торговли с Россией.

Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжении 1992-1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему зарубежью. Принятые в 1993 г. меры по упорядочению кредитных отношений с этими государ­ствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994 г. по некоторым оценкам объем кредитного финансирования государственного бюджета Централь­ным банком в 2 раза перекрывал объем кредитов коммерческим банкам.

Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция.

В целом же инфляционные процессы российской экономики связаны и с общим расстройством хозяйства, разрывом экономических связей, финансированием ог­ромного управленческого аппарата. Именно поэтому с середины 90-х годов основ­ным инструментом проведения антиинфляционной политики становятся меры по общей экономии ресурсов и ликвидации бюджетного дефицита [4, c.396].

Информация о работе Антиинфляционная политика