Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 23:36, реферат
Описание работы
Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на: - уменьшение денежной эмиссии; - повышение учетной ставки по сбережениям населения; - сокращение государственных расходов;
Целью антиинфляционной политики
является установление контроля над инфляцией.
Чтобы он был действенным, необходимо,
прежде всего, выявить причины инфляции.
Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного
спроса, то первоочередные меры правительства
должны быть направлены на:
- уменьшение денежной
эмиссии;
- повышение учетной ставки
по сбережениям населения;
- сокращение государственных
расходов;
- повышение налогов, чтобы
уменьшить доходы.
Если инфляционная спираль
раскручивается в результате роста издержек
производства, то в этом случае следует
всячески стимулировать инвестиции. А
поскольку правительства развитых стран
не могут пользоваться «грубыми» методами
прямого директирования цен, то вновь
приходится прибегать к таким непопулярным
методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика,
обуздать инфляцию в короткие сроки помогает
программа стабилизации, которая включает
набор взаимосвязанных мероприятий в
области бюджетной, и денежно-кредитной
политики. Как правило, она осуществляется
единым комплексом, и нередко в этом процессе
участвуют зарубежные правительства и
международные организации. Стабилизационная
программа содержит следующие общегосударственные
меры:
- сокращение правительственных
расходов, в том числе сокращение
субсидий;
- повышение налогов;
- снижение объемов кредитования
коммерческих банков;
- увеличение выпуска
казначейских облигаций и объемов
зарубежных займов;
- повышение социальных
расходов на нужды малообеспеченных
слоев населения;
- фиксация обменного
курса национальной валюты.
В осуществлении стабилизационных
мер наряду с экономической логикой требуется
и политическая дальновидность. Как известно,
повышение налогов является крайне непопулярным
шагом любого правительства. И проведение
этой меры в чистом виде вряд ли найдет
поддержку у населения. Поэтому она должна
быть скомпенсирована увеличением расходов
на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный
пакет в первую очередь направлен на сокращение
бюджетного дефицита, то помочь правительству
оплатить социально значимые программы
могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации
и начать ее выполнять - дело довольно
трудное. Но еще труднее заставить ее работать,
так как на этом тернистом пути существует
опасность возврата к старому. Чтобы этого
не произошло, многие страны пытаются
одновременно с сокращением государственных
расходов вносить изменения в экономическое
законодательство. Это касается, например,
закона, запрещающего Центральному банку
выдавать кредиты правительству или коммерческим
банкам. В частности, принятие такого закона
в Эстонии (1992 г.) способствовало погашению
инфляции за несколько месяцев.
За последние десять лет многие
страны добились успеха в борьбе с инфляцией
(Боливия и Израиль в 1985г., Мексика в 1987г.,
Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония
в 1992г.). Их опыт показывает, что по прошествии
периода жесткой стабилизации начинается
быстрый экономический рост и падение
безработицы.
Воздействие на инфляционный
процесс в условиях резкого роста цен
требует специальных мер. Так, для устранения
последствий «нефтяного шока», ударившего
по экономике США во второй половине 70-х
гг., были повышены учетные ставки, усилены
требования к размерам резервных фондов,
пересмотрена система налогообложения.
Снизить темпы инфляционного, роста цен
удалось не сразу: с 13--14% в 1979г. они снизились
до 4% спустя примерно три года -- в 1982 г.
Как свидетельствует опыт, остановить
инфляцию с помощью одних организационных
мер весьма трудно, если не сказать невозможно.
Для этого необходима структурная реформа,
направленная на преодоление возникших
в экономике диспропорций. Конкретные
методы сдерживания инфляции, «дозировка»
и последовательность применения привлекаемых
«для лечения лекарств» зависят от постановки
правильного «диагноза». «Поставить диагноз»
-- значит определить характер инфляции,
выделить основные и связанные с ними
факторы, подстегивающие раскручивание
инфляционных процессов. Каждая инфляция
специфична и предполагает применение
таких рецептов, которые соответствуют
характеру и глубине «заболевания».
Инфляция может носить монетарный
или преимущественно структурный характер,
ее источниками могут быть чрезмерный
спрос (инфляция спроса) или опережающий
рост заработков и цен на материалы и комплектующие
(инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться
неоправданно низким курсом национальной
валюты (бегство от дешевых денег) или
неоправданным снятием ограничений на
регулируемые цены так называемых ценообразующих
товаров (топливо, сельскохозяйственное
сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит
госбюджета, и монополизм поставщиков
и производителей. Практически же действует
не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных
факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным
процессом обычно носят комплексный характер,
постоянно уточняются, и корректируются.
1.2 Этапы формирования
и модель антиинфляционной политики в
РФ
Цель антиинфляционной политики
не подавление инфляции любой ценой, а
управление инфляционным процессом (рыночными
и государственными методами) в интересах
подъема национального производства и
экономической безопасности народа. Судя
по мировому опыту, допустима небольшая
инфляция, если это увеличивает платежеспособный
спрос и тем самым стимулирует экономический
рост.
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет через
уровень цены размеры производства, объективно
потребовал реформировать всю систему
цен. Реформа цен являлась одной из задач
правительственной программы 1991 г., однако
проводилась реформа не совсем продуманно.
Первоначально ставка делалась на постепенное
изменение производства и цен под контролем
государства. Цены производителей были
скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В среднем
цены возросли на 60%. Вслед за повышением
цен был снижен налог на прибыль предприятий,
что позволило им увеличить выплаты заработной
платы. Тем самым прибыли росли и не облагались
налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка
роста субсидий и компенсаций. В результате
в 1991 г. розничные цены выросли на 142%, а
оптовые цены в промышленности на 236%. При
этом объем производства снизился на 11%,
а в целом за период с 1989 г. - на 17%. Результатом
стало разбалансирование товарного рынка
и развитие тотального дефицита, усугубленного
инфляционными ожиданиями.
Люди, имеющие в своем распоряжении
определенные суммы наличных денег и наученные
опытом январского обмена, начали в феврале-марте
еще более активно вкладывать их в товары,
защищая свои сбережения и от возможных
действий по проведению дальнейших шагов
денежной реформы, и от обесценения в результате
готовящегося повышения цен. Все это привело
к активизации цен на черном рынке, так
как сфера государственной розничной
торговли давно уже пребывала в кризисном
состоянии из-за недостатка товаров. Для
того чтобы иметь постоянный запас наличности
на руках, население сокращало свои вклады
в учреждениях Сберегательного банка.
Политический кризис 1991 г. еще более осложнил
ситуацию и привел к отказу от концепции
постепенной реформы.
2 января 1992г. было отпущено
80% оптовых и 90% розничных потребительских
цен. Снятие контроля за ценами сопровождалось
либерализацией внешнеторговых операций
и обменного курса рубля. Либерализация
цен вызвала почти пятикратное увеличение
розничных цен за первые три месяца 1992
г. по сравнению с декабрем 1991 г., а оптовые
цены уже за первые 2 месяца возросли почти
в три раза. По расчетам реформатов цены
в стране должны были возрасти не более
чем в 3-4 раза. Фактически же рост цен за
1992 год вырос в 26 раз.
В 1993 г. цены на потребительские
товары увеличились в годовом исчислении
на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные
знаки более высокого достоинства для
обеспечения роста цен денежной массой.
В 1993 г. в оборот были введены новые купюры
достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для
подавления инфляции был выбран монетаристский
подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная
политика осуществлялась тремя методами:
- ограничение эмиссии
денег Центральным Банком РФ;
- сокращение бюджетного
дефицита путем секвестирования
государственных расходов;
- сдерживание колебания
курса рубля по отношению к
иностранным валютам путем установления
их пределов и использования
валютной интервенции.
Но снижение темпа роста цен
не означало достижение реальной финансовой
стабилизации, поскольку не были преодолены
бюджетный кризис, кризис неплатежей,
дуализм денежной системы, нестабильность
банковской системы, а главное - застой
в экономике и инвестициях. Особенности
формирования инфляционных процессов
в России были таковы, что динамика обменного
курса оказывала чрезвычайно сильное
воздействие на состояние денежной сферы,
процесс финансовой стабилизации. Это
обусловило эффективность использования
с середины 1995 г. в дополнение к количественной
денежной цели денежно-кредитной политики
в форме ограничения темпов изменения
обменного курса национальной валюты
к доллару США в рамках системы валютного
коридора.
Проводимая с середины 1995г.
курсовая политика, направленная на стабилизацию
и предсказуемость обменного курса рубля,
сыграла важную роль в нормализации макроэкономической
ситуации в России. Практика установления
правительством Российской Федерации
и Банком России границ возможных изменений
обменного курса рубля сначала на несколько
месяцев, на полугодие, а затем на целый
год вперед на фоне проводившейся Банком
России совместно с Правительством РФ
денежно-кредитной политики обеспечила
плавную и предсказуемую динамику валютного
курса в 1995-1997гг., позволила эффективно
сдерживать инфляцию, помогла предприятиям
и населению обрести ясные ориентиры при
планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика
реформаторских правительств, проводимая
с 1995 и до августа 1998 г включала в себя
и так называемый безинфляционный метод
покрытия дефицита бюджета. Начиная с
1995 г. выпуск государственных ценных бумаг
стал главным источником покрытия дефицита
федерального бюджета. В течение 1995 - 1996
гг. все обстояло относительно благополучно,
но в конечном счете система показала
свою несостоятельность.
Главной причиной конечного
провала “цивилизованного” покрытия
дефицита бюджета стало рассогласование
и даже противоречие двух направлений
финансовой политики: денежной и бюджетной.
Денежная политика вела к падению производства
и объемов доходов, а бюджетная исходила
из предполагаемого возрастания хотя
бы номинального объема доходов.
Еще один немаловажный дефект
антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг.
состоял в том, что в России впервые в мировой
практике была применена дефляция - сжатие
спроса - в условиях экономического спада
путем невыплаты заработной платы, пенсий,
пособий. Тем самым государство переложило
свои финансовые трудности на плечи населения.
За рубежом дефляционная политика как
правило проводится только в условиях
“перегрева” экономической конъюнктуры,
и ее крайняя мера - блокирование роста
заработной платы. Дефляция в России способствовала
обострению социально-экономических противоречий,
которые в конечном итоге усугубили инфляционный
процесс.
Валютно-финансовый кризис
1998 г., давший толчок новому витку инфляции,
доказал неэффективность монетаристских
методов подавления инфляции. Применяемые
монетаристские рекомендации борьбы с
инфляцией не учитывали ее многофакторность
и подрывали основы национальной экономики
России. Становится очевидным, что для
сдерживания темпов роста инфляции требуется
комплексный подход к антиинфляционной
политике.
После финансового кризиса
в бюджете Российской Федерации на 1999
г годовая инфляция прогнозировалась
на уровне 30%. Сохранялся значительный
инфляционный потенциал, который при малейшем
толчке мог вновь проявиться в росте потребительских
цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003
гг. удалось достигнуть благодаря проведению
взвешенной бюджетной и кредитно-денежной
политики, соответствующей адаптационным
возможностям развития экономики (государственные
бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом);
улучшению состояния финансовой дисциплины,
сокращению неплатежей и бартера.
В отличие от 2004 года, с середины
2005 года наметилась устойчивая тенденция
снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь
2005 года темпы роста потребительских цен
были более чем в два раза ниже прошлогодних
показателей. На снижение темпов инфляции
во II полугодии 2005 года сказались замедление
роста денежных агрегатов в I полугодии
2005 года против соответствующего периода
предыдущего года, приостановление роста
цен на горюче-смазочные материалы с 19
сентября до конца 2005 года по решению крупнейших
производителей нефтепродуктов, значительное
сезонное снижение цен на продукцию сельского
хозяйства в летний период вследствие
хорошего урожая 2005 года, рост импорта
мясных и других продовольственных товаров.
1.3 Цели и инструменты
антиинфляционной политики в 2007-2008 год
В настоящее время проблема
инфляции в России становится особенно
актуальной в связи со сменой модели экономического
развития (2007-2008 гг.) в сторону усиления
факторов инновационного развитии, увеличения
инвестиционной активности. Сделан акцент
на развитие социальной сферы, технологическую
модернизацию, инновационную структуру,
повышение конкурентоспособности, улучшение
инвестиционного климата, повышение энергетической
безопасности и модернизацию энергетики,
обновление региональной политики. Одним
из условий реализации этих важнейших
задач является стабилизация рубля. Правительство
РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных
мер, которые выгодно отличаются от ранее
применявшихся разрозненных методов воздействия
на инфляционный процесс.
Поставлена задача замедления
роста денежного предложения и замедления
скорости обращения денег с 4,2 оборота
в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения
темпа инфляции крайне важна предусмотренная
ориентация в предстоящие три года на
консервативную бюджетную политику, которая
обеспечит оздоровление, укрепление бюджета.
Правительством прогнозируется увеличение
бюджетных расходов инвестиционного характера
с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.